ПОДЕЛИТЬСЯ

Хвала Аллаху, обладателю самых наилучших Имен и Сыфатов. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, господин всех сыновей Адама.

Таква (богобоязненность) — качество, которое является отличительной чертой истинно верующего человека.

Благочестивый Анас (радыяллаху анху) рассказывал о том, как однажды к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) подошел один сподвижник и спросил: «О, Пророк Аллаха, кто относится к семье, представителям дома Мухаммада?» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Семья Мухаммада, его близкие — все богобоязненные, то есть все живущие в состоянии таква».

Богобоязненность – это лучшее средство для достижения довольства нашего Создателя Всевышнего Аллаха.

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), находясь в кругу своих сподвижников, указывая на сердце, сказал: «Богобоязненность — таква исходит отсюда» (Муслим, «Бирр», 32).

 

Что дает таква?

Всевышний сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран 65: 2-3).

Аллах говорит:«Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела. Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит прегрешения и увеличит награду» (Коран 65: 4-5).

Аллах обещает, что облегчит дела тем, кто страшится Его, а также простит  грехи и умножит награду за те праведные дела, что они делают.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (Коран 8: 29).

Всевышний Аллах обещает верующим, что если они будут богобоязненными, то Он даст им способность различать (отличать дозволенное от запретного, истину от лжи), а также простит их   грехи и ошибки.

Также в Коране сказано  (смысл): «… для тех, кто боится Господа своего, уготованы райские сады, в которых текут ручьи. Вечно они там пребудут, вознесенные под сень Аллаха. А то, что у Аллаха, — наилучшее для праведных» (Сура «Али Имран», 3/ 198).

Давайте рассмотрим и этот аят (смысл): «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения. И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Ат-Таляк:2-3)

По мнению Абдуллаха ибн Аббаса смысл аята: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения», заключается в том, что Всевышний Аллах оградит своего раба от всякой печали как в этой жизни, так и в следующей.

Раби ибн Хайсам  сказал: «Аллах оградит человека от сомнительного при жизни и от мучений в момент смерти».
Абдуллах ибн Масуд и Масрук  сказали: « Следует знать, что все случается по Воле Аллаха и все в Его власти. Он дает если пожелает и не дает, если не пожелает. И в этих словах облегчение для верующих».

Даххак и Икрима  сказали:  «Кто из страха перед Аллахом разведет свою жену  в соответствии с Его указом, не использовав все три права на таляк за один раз  — тому Аллах укажет путь к ее возврату и таким образом будет найден выход».

По мнению Судди в вышеупомянутом аяте имеется в виду развод и возврат жены согласно сунне.

Смысл  же заключительной части и причина ниспослания следующего аята связана с историей, произошедшей с сыном Ауфа бин Малика аль Ашджаи, который попал в плен и его отец с этим печальным известием обратился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему проявлять терпение и ожидать от Аллаха разрешения положения. Впоследствии его сыну удалось сбежать из плена, о чем упомянуто в некоторых хадисах.

«И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело» (сура 65, «Развод», аят 3).

Тому, кто будет бояться Аллаха, Он пошлет рызк оттуда, откуда верующий никогда бы не надеялся и не ожидал получить его. Достаточно Аллаха тому, кто уповает на Него.  Аллах непременно исполнит Свое обещание. (Ахмад, аль-Хаким  и ат-Тирмизи).

 

Что же такое «богобоязненность» (таква)?

Если мы хотим узнать, что же такое «богобоязненность» (таква), которая дает такие прекрасные плоды  и содержит в себе столько пользы, то  богобоязненность – это  пребывание со Всевышним. Это труд в этом мире, дабы пребывать в вечной жизни в Раю.

Таква — это наполнение сердца любовью, наполнение сердца особым трепетом перед величием Всевышнего из боязни лишиться Его благосклонности.

Богобоязненность, это когда Аллах становится для нас настолько значимым, что мы боимся потерять любовь,   близость и покровительство Всевышнего.

Это когда, преклоняя голову в саджда, поднимая руки в дуа,   читая Коран, мы испытываем радость и восторг. Наше сердце переполняется благодарностью Аллаху за эту особую милость и близость, которой Он одарил нас. Но вместе с тем  это страх лишиться этой милости и отдалиться от Возлюбленного. Мы боимся отдалиться от Аллаха после того, как Аллах почтил нас и показал нам Свое могущество. Мы боимся не оправдать оказанное нам доверие.

 

 Как достигается таква?

Богобоязненность достигается путём твёрдого намерения выполнять свои религиозные обязанности и отказаться от всего запретного и недозволенного, соблюдать права Всевышнего Аллаха и права Его творений, приближаясь тем самым к Аллаху, Господу миров.

Стараться выполнять установления и законы Ислама самым безупречным образом, при этом всегда помня о том, что Аллах видит наше  сердце.

Бережно и трепетно относится к своим  молитвам, закяту, посту  хаджу, почитать своих родителей, поддерживать родственные узы, оказывать благодеяние соседям, помогать бедным. Быть честным в своих отношениях с людьми, свободным от высокомерия, злобы, ожесточённости и зависти,   наполнять сердце искренностью и желанием блага для всех людей.

 

Качества богобоязненного человека

Аллах охарактеризовал личность богобоязненного человека так:«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит благодетельных.

Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние творящих добро!» (Коран 3: 133-136).

  1. Не упорствовать в грехе.

Мы все совершаем грехи, но упрямо совершать какой-то грех — это не качество богобоязненного человека.

Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают. (7:201)

  1. Смелость и уверенность.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах сказал: «Однажды, когда я сидел верхом позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли».

В качестве   примера можно привести историю о колдунах Фараона, уверовавших, когда им стала ясна истина. Деспот Фараон пригрозил им страшным наказанием и сказал: «Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас на пальмовых стволах. Вот тогда вы узнаете, чье наказание суровее и долговечнее» (сура 20 «Та ха», аят 71). Но они проявили редкостное мужество и без колебаний ответили: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, которые явились нам, и перед нашим Творцом. Выноси же свой приговор! Поистине, ты выносишь приговор только в мирской жизни» (сура 20 «Та ха», аят 72).

Посланник Аллаха сказал: «Всё трепещет перед человеком, страшащимся Аллаха, тогда как всё внушает страх человеку, боящемуся кого-то другого, но не Аллаха».

 

  1. Расходовать и в радости, и в горе. Сдерживать гнев. Прощать людям и делать добро.

  «…Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, а кто прощает грехи, кроме Аллаха? И не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими…» (3:133-135).

  1. Правдивость.

Аллах Субханаху ва Тагаля говорит (смысл): «Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными». (39:33)

  1. Склонность к прощению, а не к наказанию.

Аллах Субханаху ва Тагаля говорит(смысл):

«А если вы извините, то это — ближе к богобоязненности. И не забывайте благости между собою, — ведь Аллах видит то, что вы делаете!» (2:237)

Однажды, когда Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был занят важным делом, к нему пришел человек и пожаловался на какую-то мелкую обиду и попросил его наказать виновного. Умар ударил его плетью по плечу и сказал: «Когда я сижу и жду вас именно для этого, вы не приходите ко мне, но когда я занят другим важным делом, вы являетесь со своими обидами и отвлекаете меня».

Когда этот человек ушел, Умар послал за ним, вручил ему свой кнут и сказал: «Теперь ты ударь меня, чтобы расквитаться со мной». Тот человек ответил: «Я простил тебя ради Аллаха». Умар пошел домой, полный раскаяния, совершил молитву в два ракаата и принялся ругать самого себя: «О Умар! Ты был низок, но Всевышний Аллах возвысил тебя. Ты был заблудшим, но Всевышний Аллах вывел тебя на истинный путь. Ты был безвестен, но Всевышний Аллах облагородил тебя и сделал повелителем над Своими рабами. Теперь один из них приходит к тебе и просит наказать его обидчиков, а ты бьешь его? Что ты ответишь, когда предстанешь перед Всевышним Аллахом?», Так он еще долго продолжал укорять себя.

  1. Справедливость.

Аллах Субханаху ва Тагаля говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (5:8)

Таков был пример судьи, к которому однажды обратился за судом Али ибн Абу Талиб. Он отстаивал свое право на кольчугу, которая сначала была им потеряна, а затем он увидел ее у иудея. Судья хотел отказать Али по причине отсутствия доказательств. Тогда Али предложил в качестве свидетелей своих сыновей, Хасана и Хусейна. Судья ответил, что свидетельство сына в пользу отца не принимается. На что Али возразил: «Они же господа молодежи в Раю?!» А судья ответил: «Это в Раю», и отказался принимать их свидетельства. Иудей, обвиненный в присвоении кольчуги, изумленно наблюдал за тем, как судья вынес окончательное решение против своего правителя, отказавшись принять показания его прославленных сыновей. Пораженный происходящим он сказал: «О, вождь правоверных! Я свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – Его посланник». Затем он признался, что эта кольчуга принадлежит Али и что он (иудей) подобрал ее, когда она выпала у Али. Так, благодаря справедливости и богобоязненности судьи иудей принял Ислам.

  1. Уважение обрядов Аллаха Субханаху ва Тагаля.

Аллах Субханаху ва Таааля говорит (смысл): «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах».(22:32)

Уважение обрядов — это признак богобоязненности и уважения к Аллаху. Это показывает, насколько ты готов подчиняться Аллаху.

Когда речь идет о   религиозных обрядах, надо делать не так, как ты хочешь и считаешь нужным, а как приказал наш Господь Аллах.

Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы религия была по нашей логике, нужно было бы сделать масих (обтирание кожаных сапожек) снизу, а не сверху». А мы делаем масих сверху, а не на подошве, где грязь.

В религиозных обрядах главное — проявление подчинения Всевышнему.

Рассказывают, что Умар, иногда во время добровольной ночной молитвы (тахаджжуд) падал ниц и безутешно рыдал. Так боялся Всевышнего Аллаха Умар, одно только упоминание имени которого вселяло ужас в сердца самых могущественных монархов того времени.

Однажды Абдуллах ибн Умар зашел на рынок. И тут он увидел, что с наступлением времени молитвы все позакрывали свои лавки и направились в мечеть. Он заметил: «Это люди, про которых Всевышний Аллах сказал (смысл): «Люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, выстаивания молитвы и выплаты закята, и которые страшатся Дня, когда сердца, и взоры станут колебаться» (сура «ан-Нур», аят 37)».

  1. Знание.

Шибли, известный шейх, сказал: «Каждый раз, когда я чувствовал в себе благоговейный страх перед Аллахом, я находил новую дверь знания и мудрость открывалась мне».

  1. Ответсвенность.

Повелитель правоверных Умар лично обходил предместья Медины, следя за порядком.

В одну из таких ночей он увидел палатку из верблюжьей шерсти, разбитую прямо на открытом месте. Он никогда раньше не видел такую палатку. Возле нее сидел человек, а изнутри доносился чей-то стон. Умар поприветствовал чужака и сел рядом с ним. Умар спросил его: «Откуда ты, брат?» Он ответил: «Я живу в пустыне, и эти места мне незнакомы. Я прибыл сюда, чтобы попросить повелителя правоверных помочь мне в моей нужде».

Умар снова спросил: «А кто там так стонет внутри палатки?» Человек ответил: «Прошу, займись своим делом». Но Умар настаивал: «Скажи мне, может я смогу тебе чем-то помочь». Тогда он сказал: «Если тебе так надо знать, то это моя жена мучается родами». Умар спросил: «А есть ли рядом с ней кто-нибудь еще, чтобы помочь ей?» Человек ответил: «Никого».

Умар встал и поспешил домой. Он сказал своей жене Умме Кульсум: «Аллах дает тебе возможность заслужить Его великое благоволение!» Она спросила: «О чем ты, повелитель правоверных?» Умар сказал: «Там бедная бедуинка мучается родами, и ей некому помочь». Она ответила: «Я готова ей помочь, если позволишь».

Умм Кульсум была дочерью Фатимы и внучкой Посланника Аллаха. Умар сказал: «Поторопись же! И еще, возьми котелок, немного масла, продукты и все необходимое для принятия родов». Умм Кульсум сделала все, как ей велел Умар, и отправилась к палатке. Умар следовал за ней. Она прошла в палатку, а Умар разжег огонь и занялся приготовлением еды для этих людей. Через некоторое время из палатки раздался голос Уммы Кульсум: «Повелитель правоверных! Поздравь своего друга с рождением сына!»

Услышав титул «повелитель правоверных» и поняв, кто ему помогал, бедуин пришел в смятение. Но Умар успокоил его, сказав: «Все в порядке, тебе не о чем беспокоиться». Затем он положил котелок с едой возле палатки и попросил свою жену накормить роженицу. Умм Кульсум накормила ее и вынесла котелок обратно. После этого Умар предложил бедуину поесть, зная, что он не спал всю ночь. Так Умар помог этим людям, а, уходя, сказал: «Приходи завтра, и я посмотрю, что можно для тебя сделать».

Найдется ли в наше время такой правитель, или хотя бы небольшой начальник, или даже простой человек, который в глухую ночь повел бы свою жену в пустыню, чтобы принять роды у посторонней бедной женщины, а сам с удовольствием разжег бы огонь и приготовил бы для неё еду?

 

Три уровня таквы

В Коране указывается на три уровня таквы.

Первый уровень таквы — это обретение веры, освобождение от неверия и ширка. Тот, кто вступил на путь веры — значит, уже вступил и на территорию таквы. Укрепляя веру и избегая ширка, человек сможет защитить свою будущую жизнь от несчастья попадания в Ад.

Второй уровень таквывыполнение всего предписанного Всевышним, избегание совершения больших и малых грехов.

Третий уровень таквы — это защита сердца от всего, что может отдалять человека от Аллаха, Таква — значит всем существом обратиться к Всевышнему. На этом уровне человек осознает, что находится под постоянной опекой и заботой Всевышнего, что сердце в зависимости от своей чистоты, может отражать на себе прекрасные Имена Аллаха.

Один из духовных наследников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) отмечал, что проявление богобоязненности в душе — это ощущение ответственности перед Аллахом за все свои действия.

Поклонение строится на трех столпах: это любовь, страх и надежда.    

 Наши учёные говорят: «Кто поклоняется Аллаху только с надеждой, тот – мурджиит, кто поклоняется только со страхом, то он харурит [Харурит – представитель общины, считающей людей, совершающих грехи, неверующими], кто же поклоняется только с любовью, тот безбожник, а тот, кто поклоняется с надеждой, страхом, любовью и есть верующий единобожник».

Поэтому необходимо поклоняться Аллаху этими тремя чувствами: страхом, надеждой и любовью. Если лишиться хотя бы одного из них, то вера будет не полной.

 

 Плоды богобоязненности

 Когда сердце наполняется Богобоязненностью,  то человек сверх обязательных выполняет и дополнительные (нафиля) виды поклонения, отказываясь от совершения не только грехов, но и всего того, что не является благопристойным.
Богобоязненность — это завещание пророка Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует). Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Я завещаю вам быть богобоязненными и слушаться».

Пророк  Мухаммад (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми».

 

Признаки богобоязненности

1)   Человек, боящийся Аллаhа,  оберегает  свой язык от  лжи, клеветы, злословия и праздных разговоров. А вместо этого занимает его зикром, чтением Кyр`ана и обсуждением вопросов знания.

2) Второй признак выражается сердцем. Богобоязненный человек не станет испытывать в сердце злобу, ненависть и зависть.

3) Третий признак выражается глазами. Богобоязненный человек никогда не станет смотреть на запретное. И будет смотреть на мир не взглядом потребителя, а взглядом созидателя.

4) Четвертый признак выражается животом. Человек, страшащийся Аллаhа, никогда не проглотит запретного. Так как поедание харама, является большим грехом.

5) Четвертый признак выражается руками. Богобоязненный человек не станет протягивать руки к хараму, а станет а станет стараться зарабатывать дозволенным путем обретая довольство Аллаhа.

6) Богобоязненный человек будет всегда совершать свое поклонение и благодеяния только ради довольства Аллаhа, избегая лицемерия и показухи.

В хадисе говорится: «Всевышний Аллах сказал: «Я не возлагаю страха на   своих рабов дважды. Если они не будут бояться Меня в этом мире, Я наделю их страхом в мире следующем. Если же они будут бояться Меня в этом мире, то Я уберегу их от всякого страха в мире следующем».