ПОДЕЛИТЬСЯ
Следует обратить особое внимание на то, что в священных аятах выражения «тазкия» и «обучение Книге и истине» следуют рядом. Это указывает на то, что человеку с душой, не прошедшей очищения, невозможно овладеть знаниями по-настоящему, и если какие-то знания и были приобретены, они не принесут их обладателю никакой пользы на пути к вечному спасению. Именно поэтому пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) читал следующую молитву:

«О Аллах! Я прибегаю к Тебе от знаний, не приносящих пользу; не трепещущего от страха сердца; ненасытного нафса и молитв, которые не будут приняты» (Муслим, Зикр, 73).

Человек, не достигший определенного духовного уровня, (каким бы образованным он ни был) обречен оставаться незрелым. Например, врач, который, приобрел лишь светские знания, по причине своей духовной незрелости в угоду своим мирским желаниям, вместо того чтобы дарить пациентам исцеление, может превратиться в преступника, торгующего человеческими органами.

Или юрист, который обязан олицетворять правосудие, может стать предводителем банды или жестоким палачом.

Или правитель, который может превратиться в отвратительного и мерзкого тирана. Или верующий, набравшийся религиозных знаний, который будет далек от благочестия. Ибо незрелая душа, являющая пленницей собственных земных желаний, превращает все полученные знания в средство достижения своих низменных целей…

Человек образованный, используя полученные им знания, способен совершить гораздо больше насилия, чем невежда. Ибо досточтимый Мавляна сказал: «Передать знания безнравственному человеку – все равно, что вложить меч в руки разбойника».

Другими словами, раба, обладающего незрелой душой, лишенной духовного воспитания, знания не приближают к его Господу, а, наоборот, отдаляют, превращаясь в завесу беспечности.

Следовательно, постижение истинной науки – это не просто накопление знаний в своей памяти. Для того чтобы знание принесло пользу ее обладателю в обоих мирах, необходимо, чтобы человек прошел путь внутреннего очищения, преодолел стадии духовного развития и облагородил свою совесть и нравственность.

Досточтимый Руми (Мавляна) сказал: «Есть много ученых, не достигших просвещенности. Они вызубрили многие науки, но так и не стали любимыми рабами Аллаха!» Не следует забывать, что все науки направлены на то, чтобы доказать законы вселенной, установленные Всевышним Аллахом. А истинная наука означает не остаться на этом уровне, а, сделав еще шаг вперед, узнать Обладателя великой и прекрасной силы, создавшего эти законы, и, таким образом начать постигать божественные тайны и истины.

Например, досточтимый Мавляна тот период своей жизни, когда он уже дошел до вершин явных знаний, но еще не познал вкуса радости от близости к Создателю, называет «незрелостью»; следующую ступень, когда он начал душой постигать божественные тайны и истины, перелистывая Книгу Мироздания, определил как «зрелость»; а стадию марифатуллах (познания Аллаха), на которой он почувствовал жар божественных знаний и познал истинную любовь, объясняет как «сгорание».

С другой стороны, не могут принести никакой пользы ни образование, ни поступки того, чья душа не встала на прямой путь Священного Корана и Сунны. Ибо благородный Али сказал: «Кривое отбрасывает кривую тень». Все поступки и поведение человека – это отражение его внутреннего мира. Как с помощью кривой линейки нельзя начертить прямую линию, так и не стоит ожидать благого от того, чья душа не чиста. Не могут быть светлыми пути тех, чьи намерения темны. Всякая посуда пачкается тем, что у нее внутри.

Из мутной души не могут возникнуть по-настоящему чистые и ясные поступки и поведение. И наоборот, чистота, возвышенность и красота внутреннего мира человека способствуют проявлению в отношении него милости, благословения и баракята Всевышнего Аллаха. Следующий рассказ является поучительным примером изложенной истины.

Из книги: «Тасаввуф в испытании мусульманина с самим собой»