ПОДЕЛИТЬСЯ

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Воистину, намаз отстраняет от мерзости и явного греха, а поминание Аллаха более велико» (29:45).

После принятия Ислама, основной обязанностью для любого верующего, достигшего возраста совершеннолетия, является совершение намаза. Намаз – признак веры в Аллаха и поклонения Ему.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) отмечает, что намаз – это опора религии: «Рухнет религия того, кто оставит намаз».

Регулярное совершение намаза составляет фундамент Ислама.  Без ежедневной пятикратной молитвы человек может лишиться самого значимого элемента своей жизни – осознания и ощущения своей связи с Творцом.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона» (Муслим).

Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют временам суток. Это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Намаз – это диалог человека со своим Создателем, который напоминает о необходимости стремления к единению со Всевышним.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Как вы думаете, если бы у двери вашего дома протекала река и человек купался бы в ней каждый день по пять раз, осталось бы на нем тогда хоть немного грязи?» Они ответили: «На нем не осталось бы вообще никакой грязи!» Он сказал: «То же и пять молитв – ими Аллах стирает прегрешения». Сообщается, что Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и да приветствует), сказал: «Главным в этом деле является Ислам, а опорой его является молитва».

Сам намаз предписан в Коране, а способ его совершения дошел до нас из сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Все мусульмане мира, где бы они ни находились, совершают намаз практически так же, как его совершал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) около 14 столетий назад. Когда посланника Аллаха (мир ему) спросили: «Какое из деяний является наилучшим?» Он ответил: «Намаз, совершенный в начале его времени!» (Абу Дауд).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто сохраняет (не пропускает) пятикратную молитву, (совершая полноценно) её поясные и земные поклоны, (совершая) в предписанное время, зная, что это предписание Аллаха, такой человек войдёт в Рай» (Имам Ахмад).

В хадисе говорится, что ангел Джибриль (мир ему) совершал двухрака‘атный намаз в течение сорока тысяч лет. После этого Аллах Всевышний сказал ему, что двухрака‘атный намаз, совершенный человеком из общины Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), дороже для Него, чем этот намаз.

Почему же намаз имеет такое большое значение? Мудрость этого кроется в возвеличивании его Самим Аллахом. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Те, которые соблюдают свои молитвы – это они наследники, которые наследуют Фирдаус (Джаннат), они в нем пребудут вечно» (23:9–11).

Известно, что все каноны Шариата, все деяния, предусмотренные Исламом, были доведены до нас Пророком (мир ему и благословение Всевышнего), а он, в свою очередь, получил их от ангела Джибриля (мир ему и благословение Всевышнего), который являлся посредником между Аллахом и Пророком (мир ему и благословение Всевышнего). Особенностью намаза является то, что Аллах Всевышний, позвав к Себе в ночь Вознесения (Ми‘радж) Своего Посланника, Сам, без посредников, удостоил нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и его общину (умму) этим ценным подарком.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью. Намаз – это особое общение со Всевышним.

В настоящее время многие проявляют невнимание и безразличие к религии. Что говорить, когда пренебрегают намазом, о котором в Судный день спросят в первую очередь и который является в религии вторым по значимости после свидетельства единобожия. Но все-таки есть надежда, что на людей с чистым, не помутненным разумом, иншаАллах, окажут воздействие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

В хадисе Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) человек, совершающий пятикратный намаз, сравнивается с тем, кто купается пять раз в день в реке, протекающей возле его дома. Такое купание обязательно очищает тело. Намаз, исполненный надлежащим образом, со всеми его требованиями, также очищает душу от грехов. Аллах Всевышний в Коране говорит, что, воистину, намаз удерживает человека от непристойного и запретного.

Некоторые задаются вопросом, почему же люди, совершающие намаз, продолжают грешить? Потому что здесь главное – как совершается намаз, с каким усердием выполняются все его требования.

Когда человек в течение дня пять раз стоит перед Создателем, общаясь с Ним, раскаиваясь в своих грехах, стыдясь своих неправедных поступков, прося о помощи, представляя все трудности после смерти, то он получает такой духовный заряд, что очень редко впадает в грех. А если и совершит какой-то грех, то он сразу же раскается перед Всевышним. Конечно, люди, не выполняющие намаз полноценно и не соблюдающие всех условий молитвы, проявляя беспечность, выполняют свой долг, но не получают полноценного духовного очищения. Эта беспечность и является основной причиной возникновения нравственных болезней современного общества.

Намаз – это великая Милость Аллаха. Когда встречаешь на своём пути тревоги или заботы, совершай намаз, спеши к Милости Всевышнего. Когда Милость Аллаха приходит на помощь, тогда не остается никакого следа переживаний. Известно множество примеров из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), связанных с этим.

В хадисе говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) всегда, когда дул сильный ветер, сразу входил в мечеть и не выходил, пока ветер не стихал. То же самое бывало во время солнечных и лунных затмений, Пророк (мир ему и благословение) сразу же начинал совершать намаз. Еще сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) рассказывали, что всегда, когда члены его семьи были стеснены каким-либо образом, он велел им совершать намаз.

Таким же образом поступали и его сподвижники, которые следовали ему даже в мельчайших деталях.

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), будучи в путешествии, получил известие о смерти своего сына. Тогда он слез с верблюда и совершил двухрака‘атный намаз, затем прочитал ду‘а и сказал: «Я сделал то, что Всевышний приказал нам в Своей книге. Ведь в Коране сказано, чтобы мы искали помощи Аллаха с терпением и молитвой».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил, что все предыдущие пророки (мир им) тоже обращались к намазу во всех своих невзгодах. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что, когда кто-нибудь попадет в беду или нужду, пусть совершит основательно омовение и исполнит намаз в два рака‘ата, воздаст хвалу Аллаху, затем попросит благословения Его Посланнику (мир ему и благословение) и в конце обратится с просьбой ко Всевышнему.

У человека, совершающего намаз, в первую очередь, должно быть намерение следовать повелению Аллаха и получить Его довольство.

Передают, что Убей ибн Ка‘б, да будет доволен им Всевышний Аллаh, рассказывал, что Посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, сказал: «Намаз, совершенный вдвоем, чище намаза, совершенного в одиночку. Намаз, совершенный втроем, чище намаза, совершенного вдвоем. Чем больше число молящихся вместе, тем это милее великому и могучему Аллаhу» (Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным).

Коллективный намаз является сунной Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), к которой он постоянно призывал. Вознаграждение за коллективный намаз в 27 раз ценнее, чем за совершенный в одиночку, подтверждением этого является достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), который сказал: «За намаз, выполненный коллективно, вознаграждение больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный в одиночку» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Пять раз в день мусульмане собираются вместе, чтобы читать коллективный намаз, это способствует усилению любви между верующими. Если кто-то пошел в мечеть на коллективный намаз, то ангелы свидетельствуют об этом и делают дуа за него. Когда он вступает в намаз вместе с имамом, то получает за это довольство Всевышнего Аллаха.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Если три человека в селе или в пустыне не совершают намаз коллективно, то ими овладел шайтан».

Читая о жизни Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), мы можем ясно наблюдать почему придавалась такая значимость коллективному намазу. Когда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) переселился в Медину, он в первую очередь потребовал не жилье, а место для строительства мечети. Когда сподвижники завоевывали земли, то они сразу же приступали к построению мечетей на этих территориях.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Каждому, кто совершал намаз в джамаате в течение 40 дней, успевая на первый призыв «Аллаху Акбар!» и вступая в намаз вместе с имамом, Всевышний Аллах записывает два спасения: от Ада и от лицемерия».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Нет для лицемеров ничего более тяжелого, чем утренний и ночной намазы. Если бы они знали награду за эти намазы, они бы пришли на них даже ползком…» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил полночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!» (имам Муслим).

Из этих хадисов становится ясно, что из коллективных намазов наиболее ценными являются утренний и ночной намазы. Самым ценным джамаат-намазом является пятничный намаз, затем – пятничный утренний намаз, обычный утренний, ночной намаз, послеобеденный, обеденный и вечерний.

 

Нельзя пропускать коллективный намаз без уважительной причины. Джамаат-намаз можно пропустить, если человек болеет, испытывает сильный голод или жажду, съел что-то с неприятным запахом, если необходимо омыть или похоронить покойного, если отстаёт от спутников, если нужно присмотреть за больным, не позволяют погодные условия.

Верующему человеку надлежит ежедневно совершать намаз, чтобы всегда помнить о Творце, о Его Величии и Могуществе.