ПОДЕЛИТЬСЯ

Вахаббизм зародился на Аравийском полуострове, в тех местах, где Пророк (мир ему и благословение Господа) начинал своё распространение истинной веры. Ваххаби́зм (от араб. الوهابية‎ — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328). Так, С. А. Токарев писал: «Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей»[1]. Именно поэтому Мухаммада абдуль Ваххаба поддержали безграмотные бедуины, которые не представляли как можно реконструировать общество позитивно и без кровопролития. Бедуины составляли основную часть армии ваххабизма. Кроме того в сложившейся ситуации умело пользовался Запад, целью которого было разрушить Османский халифат.  Пользуясь неграмотностью отдельных слоев населения, разжигая национализм арабов против турков османов, европейцы вооружили людей идеологией ненависти ваххабизма.

Основателем ваххабизма является Мухаммад абд Аль- Ваххаб пишет своё теологическое сочинение «Книга единобожия» (араб. كتاب التوحيد‎). Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. В европейской и арабской литературе ваххабитов называют «пуританами и протестантами ислама». Это прозвище, скорее всего, они получили из-за того, что отвернулись от устоявшихся традиций народов, но это неправильно , ведь сказано, «что не запрещено, то разрешено».

Р. А. Силантьев пишет в своей книге «Россия ваххабитская»: «Сейчас под ваххабизмом понимается не конкретная и чётко выраженная религиозная идея, а совокупность идеологий исламского происхождения, проповедующих крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим. И оправдывающих их убийство. Проще говоря, традиционные мусульмане уживаются с представителями иных исповеданий, а ваххабиты — нет». Ваххабизм прикрывается исламом, на самом деле отвергая все основные постулаты религии.

Ваххабизм – это протест человека против устоявшегося общества, не просто так ваххабитами становятся обычно ренегаты или незнающие люди. Они не могут принять законы этого мира, ваххабиты хотят видеть лишь чёрное и белое, поэтому они похожи на сумасшедших.  Люди современности понятия не имеют, как бороться с беззаконием и подавляющей системой наших дней, поэтому они выбирают самую крайнюю секту ислама, которая предлагает жестокость и насилие, но во имя «благих целей».

Ваххабизм нельзя победить открытой борьбой, нельзя воевать с ним его же оружием. Основная ошибка борьбы в том, что она подразумевает злобу, но надо прощать своих врагов, читать дуа, чтобы Аллах открыл их  сердца Свету Истины, тогда мусульмане смогут объединиться и созидать мир во всём мире. Мы должны указывать на ошибки людей, но нельзя призывать к убийствам и ненависти. Ведь если вы понимаете Ислам, то вы с лёгкостью осознаете, что основа жизни мусульманина – покорность, прощение и любовь, но никак не желание убивать людей, говорящих Шахаду. Добро никогда не борется со злом, оно его поглощает.  Добро как сияние, оно не уничтожает то, что было в тени, оно освещает это.

Почему же ваххабизм чужд России? Распространение вахаббизма интенсивно идёт по всей России. На Северном Кавказе, сильнее всего пострадавшем от ваххабитов, к нему относятся с большей осторожностью, но тем не менее… Прежде крупные ваххабитские анклавы были в Дагестане, Чечне и Карачаево-Черкесии. Теперь они появились в Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае. Налицо расползание ваххабитской заразы с территории Чечни на весь Северный Кавказ, и даже на руссконаселенное Ставрополье. Ваххабитские очаги есть  на Сахалине, в Башкирии и Оренбуржье, в городах Ямало-Ненецкого округа, в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Чите и Петропавловске-Камчатском. Во Владивостоке ваххабиты в 2001 году объявили джихад местной мэрии, а в Вологде годом позднее стали составлять «черные списки» неугодных чиновников. В Мордовии и Пензенской области появились целые ваххабитские села, а в Олонецком районе Карелии они попытались обложить данью православные приходы[2].

Но ваххабизм не продержится долго в России, так как у народов, проживающих на территории нашей страны, в особенности у татар, есть древняя история исповедования чистого Ислама. Уже в Волжской Булгарии существовали исламские образовательные учреждения и мечети. Булгары распространяли ислам, что отражено в записях русских летописцев (Повесть временных лет). Существовали крупные фигуры ишанов Казанской, Нижегородской, Самарской и Саратовской губерний, чья деятельность оказывала существенное влияние на духовную атмосферу в татаро-мусульманской среде Поволжья и нашла свое отражение в различных источниках.

Но затем последовало преследование мусульманской татарской интеллигенции, что привело к духовному невежеству. Теперь же мы, в наше время, следует вспомнить прошлое наших предков и направить свою деятельность на возрождение традиций исламского образования, создать свой интеллектуально-религиозный слой общества, в котором будут творческие люди, желающие возобновить популяризацию Исламской культуры. Чтобы люди видели в мусульманах не жестокую, невежественную, некультурную, отсталую силу, а прекрасных, думающих, созидающих людей. Если люди будут знать правильное вероучение, тогда в обществе не будет места шовинизму, ксенофобии и ненависти.

Ваххабизм развивается именно из-за отсутствия исламского образования, люди не знают своей религии, муфтияты порой не чувствуют опасности, сложившейся ситуации. Вместо того, чтобы распространять ислам, люди закрываются и забывают свою культуру, тогда как сектанты занимают место проповедников. Во многом, конечно, это наша вина, ведь Пророк завещал нам рассказывать везде об истине, но иногда мы ленимся. Поэтому пусть каждый из нас получает знания, а затем распространяет их, и, ин ша Аллах, между людьми пропадёт вражда, и наступит мир, в котором править будут Правда и Любовь.

[1] Токарев, 1986, с. 498—499.

[2]  Р. А. Силантьев «Россия ваххабитская»