ПОДЕЛИТЬСЯ

Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, — единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов).

Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы и более половины уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов(сподвижнки Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность — все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе, рахимахуллах.

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха . В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка , мир ему и благословение Аллаха . Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд, радыаллаху анхум  и почтенный хазрат Абу Хурайра, радыаллаху анхум.

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование имам. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамейн (Мекки и Медины).

Имам Азам Абу Ханифа родился в 80-м году по хиджре, в г. Куфа (Ирак).

Единогласно признается, что имам Абу Ханифа был табиином (те, кто видел сахабов). В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел имам. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.

Начальные исламские знания имам Абу Ханифа приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело — торговлю шелком.

К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би, рахимахуллах, посоветовал имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, приобщиться к какому-нибудь ученому.

Он защищал убеждения Ахлю-с-Сунна, акыду сподвижников и таби’инов, он опровергал разных сектантов, которые ее искажали. Именно в этом он в первую очередь стал имамом, достиг степени имама. Потом, как ему сказал его учитель Хаммад, он оставил эти темы, и углубился в фикх, и стал в нем муджтахидом, потому что в решении вопросов фикха стали больше нуждаться.

Наиболее значимым для него учителем по фикх считается Имам Хаммад, а по хадисам имам Амир Ша’би.

Количество переданных хадисов

4000 хадисов, из которых 2000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада.

Среди учителей имама Абу Ханифы были Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммад ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

К известным ученикам имама Абу Ханифы можно отнести Абу Юсуфа, Мухаммада ибн Хасана, Зуфара ибн Хузайля, Хаммада ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксама, Юнуса ибн Исхака, Абу Бакра ибн Айяша, Абдуллу ибн Мубарака, Али ибн Асима, Джафара ибн Ауна, Убайдуллу ибн Мусу и многих других.

Труды имама Абу Ханифы:

  • «Китаб-уль-Асар» — труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов,
  •  «Алим-уаль-мута‘аллим»,
  • «Аль-Уасия»,
  • «Рисаля»,
  • «Аль-Фикх аль-Акбар»,
  • «Джами’уль Масанид»,
  • «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.

К основным личностным качествам имама Абу Ханифы можно отнести:

Беспристрастность

Имам Абу Ханифа никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость

Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу и он простил должнику его долг.

Как-то раз, увидев на одном из своих учеников ста­рую, рваную одежду, Абу Ханифа знаком дал ему понять, чтобы тот остался после того, как другие покинут собра­ние. Когда все ученики ушли, имам попросил его под­нять коврик. Под ковриком ученик обнаружил тысячу дирхемов. «Возьми эти деньги, – сказал Абу Ханифа, – и купи себе новую одежду». Когда же ученик начал отпи­раться, что ему нет в этом необходимости, Абу Ханифа продолжил: «Разве ты не слышал хадис Пророка (мир ему и благословение) «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда Его блага отражаются на рабе». Ты должен переодеться, чтобы не вызывать жалость людей».

Когда сын Абу Ханифы Хаммад выучил наизусть суру «Аль-Фатиха», имам устроил большое торжество и подарил учителю Хаммада 500 дирхемов. Когда учитель сказал, что это большие деньги, то Абу Ханифа ответил: «Не принижай степень того, чему ты научил моего сына. Если бы сейчас у меня было больше денег, то, возве­личивая Коран, я их отдал бы тебе».

Один из учеников имама Якуб бин Ибрахим расска­зывал: «Когда я учился у Абу Ханифы мусульманскому праву и хадисам, я был в бедственном положении. Однажды на собрание пришёл мой отец. Выйдя наружу, отец сказал мне: «О сынок, не ходи к Абу Ханифе. Он человек состоятельный, может себя содержать. А ты беден и должен заботиться о том, как обеспечить себя. Поэтому пока у тебя нет времени заниматься науками».

После этого прошло много времени. Я перестал ходить на маджлисы Абу Ханифы. Заметив моё долгое отсутствие, Абу Ханифа стал спрашивать обо мне. Через некоторое время я всё же пришёл на собрание имама, и он тут же спросил меня: «Что тебя отвлекло от изучения фикха?» Я ответил: «Повиновение отцу и поиски необходимых для пропитания средств лишили меня воз­можности посещать тебя». Когда все разошлись, он передал мне сверток. Там было 100 дирхемов. 

«Больше не пропускай маджлис, – сказал Абу Ханифа. – А когда эти средства кончатся, скажи мне об этом».

С тех пор я ни разу не пропустил собрания Абу Ханифы. Прошло немного времени, как имам опять дал мне 100 дирхемов и взял с меня слово, что я скажу ему, когда закончатся деньги. Ни разу я не пожаловал­ся Абу Ханифе о своём положении, ни разу не сказал, что у меня закончились деньги. Однако он всегда знал, как будто кто-то тайком сообщал ему, когда у меня заканчивались средства, и в очередной раз давал 100 дирхемов. Таким образом Абу Ханифа содержал меня, пока я учился у него».

Отзывчивость

Однажды, находясь в мечети, имам услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, имам ежедневно навещал его, ухаживая за ним.

Манеры

Имам никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну ас-Саури, рахимахуллах, что он никогда не слышал, как имам злословил о ком-то. Суфьян ответил: «Абу Ханифа не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».

Воздержанность и богобоязненность

Передают: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа отдыхал в ночные часы».

Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа, рахимахуллах, плакал и взывал к Аллаху».

«В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа).

Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан, радыйяллаху анху  , Тамин Дари , радыйяллаху анху , Саид ибн Джубайр и имам Абу Ханифа.

Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.

Сорок лет подряд имам Абу Ханифа совершал намаз фаджр с омовением, которое он брал для намаза иша.

Он совершил 60 хатмов Корана в течение 60 месяцев Рамадан. 

Он совершил 60 хаджей.

В возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или в Шавваль) имам перешел в мир иной.

Умер в положении сажда (земного поклона).

Было проведено 6 джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие более 50000 человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, единственный ребенок и сын, возглавил последний джаназа-намаз.