ПОДЕЛИТЬСЯ
Вклад Екатерины II в развитие науки, культуры и духовности России
Вклад Екатерины II в развитие науки, культуры и духовности России

Екатерина Великая внесла существенный вклад в развитие Ислама на территории империи. Под её влиянием правительственная политика по отношению к российским мусульманам поменялась коренным образом. Новая государыня сразу же взяла курс на покровительство Исламу, за что получила среди татарского населения почётное наименование «Эби пашта» («Бабушка-царица»).

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) – императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год, пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.

Современный россиянин, наверное, всё-таки в большей степени ознакомлен с политическим весом, который имела эта великая императрица, с нюансами дворцовых интриг её времени, с подробностями её личной жизни. Но, к сожалению, за этим всем ускользает от взгляда то, какой образованной женщиной была Екатерина и какой вклад она внесла в развитие таких важных для становления нравственного мира каждого из нас областей, как культура и духовность. Для многих остаются в тени и её выдающиеся заслуги перед научным миром, которые послужили тому, что Русь стала славиться на весь мир своими учёными.

Известно, что императрица читала много книг по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Дидро, Монтескьё, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Одну из собственных задач в начале правления Екатерина сформулировала так: «Нужно просвещать нацию, которой должно управлять».

Именно при Екатерине Великой в культурном отношении Россия вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Приверженность Екатерины идеям Просвещения в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно воплотила в жизнь.

За время её правления население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

Развитие системы образования

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Фактически было положено начало современной системе образования.

Активно стали открываться училища.

В 1755 г. был открыт Московский университет, в нём числилось сначала 100 студентов.

При Екатерине уделялось особое внимание развитию женского образования: в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц.

Кроме того, императрица основала Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц.

Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив.

11 октября 1783 года основана Российская академия. В академиях работали лучшие зарубежные учёные Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер и другие.

В Москве и Петербурге начали свою работу воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание.

Обязанность открывать училища губернского и уездного уровня была возложена императрицей на приказы общественного призрения. В 1780 г. Екатерина совершила инспекционную поездку по северо-западным областям России. Эта поездка показала достигнутые успехи и то, что ещё предстояло сделать в будущем. Например, в Пскове ей доложили, что школу для мещанских детей, в отличие от дворянских, так и не открыли. Екатерина немедленно пожаловала 1000 руб. на заведение городской школы, 500 руб. – на духовную семинарию, 300 – на сиротский приют и 400 – на богадельню. В 1777 г. было открыто государственное Коммерческое училище для купечества. В Санкт-Петербурге Екатерина II на собственные средства в 1781 г. основала учебное заведение при Исаакиевском соборе. В том же году при храмах было организовано ещё шесть школ. К 1781 г. в них обучалось 486 человек.

Об эпохе просвещённого абсолютизма

К своей эпохе и её реалиям Екатерина II относилась трезво, остро чувствовала трагическую непреодолимость ключевого противоречия теории и практики популярного тогда просвещённого абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, – дворянство. Екатерина II как, быть может, никто другой понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, – пеняла она французскому философу Дени Дидро, – пишете на бумаге, которая всё стерпит, я же, бедная императрица, – на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Это высказывание подчёркивает, что правительница эмоционально относилась к принимаемым ею решениям и возглавляемому ею же народу.

Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Развитие системы здравоохранения

Началась кампания по обязательному прививанию оспы, причём Екатерина решила подать подданным личный пример: в ночь на 12 (23) октября 1768 года прививку от оспы сделали самой императрице.

Именно при Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. Для противодействия проникновению и распространению инфекций по указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».

Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

При Екатерине II в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства – архитектуре, музыке, живописи.

Литературная деятельность

Екатерина принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые столь интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и косвенно – в виде сатирических сочинений, исторических драм и педагогических опусов.

В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».

Екатерина оставила после себя большое собрание сочинений – записки, переводы, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста-невидимка» (1771–1772), эссе, либретто к пяти операм («Февей», «Новгородской богатырь Боеславичь», «Храброй и смелой витязь Ахридеичь», «Горебогатырь Косометович», «Федул с детьми»; премьеры состоялись в Санкт-Петербурге в 1786–1791 гг.).

Екатерина выступила инициатором, организатором и автором либретто помпезного национально-патриотического проекта – «исторического действа» «Начальное управление Олега», для которого привлекла лучших композиторов, певцов и хореографов (премьера состоялась в Петербурге 22 октября (2 ноября) 1790 г.). Все петербургские спектакли по произведениям Екатерины были обставлены чрезвычайно богато. Оперы «Февей» и «Горебогатырь», а также оратория «Начальное управление» были изданы в клавире и партитуре (что по тем временам в России – необычайная редкость).

Журналистская деятельность

Екатерина участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 года. Императрица обратилась к журналистике с целью воздействия на общественное мнение, поэтому главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе».

Политика религиозной терпимости

В России при Екатерине II декларировалась политика религиозной терпимости. Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры. Но при этом ограничила власть Церкви, введя сдерживающий экономический фактор. Екатерина добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств – православных и протестантов. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце XVIII века только в одном Санкт-Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

За иудейской религией сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.

Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году бурятские ламы признали Екатерину воплощением бодхисаттвы Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

Екатерина разрешила ордену иезуитов, который был к тому времени официально запрещён во всех странах Европы (решениями европейских государств и буллой папы римского), перенести свою штаб-квартиру в Россию. В дальнейшем она покровительствовала ордену: предоставила ему возможность открыть свою новую резиденцию в Могилёве, запретила и конфисковала все выпущенные экземпляры «клеветнической» (по её мнению) истории ордена иезуитов, посещала их учреждения и оказывала другие любезности.

Вклад в развитие Ислама

Екатерина Великая немало поспособствовала развитию Ислама на территории империи. Под её влиянием правительственная политика по отношению к российским мусульманам поменялась коренным образом. Новая государыня сразу же взяла курс на покровительство Исламу, за что получила среди татарского населения почётное наименование «Эби пашта» («Бабушка-царица»).

Обнародованный в 1773 г. указ государыни «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским правительствам» не только положил конец принудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительство мечетей.

Посетив Казань в 1766 г., Екатерина II лично дала разрешение купцам Юнусовым на строительство в городе каменной мечети. Юнусовская мечеть, построенная в 1767–1771 гг., впоследствии получила наименование «мечеть Марджани» – по имени татарского просветителя Шигабуддина Марджани, бывшего её имамом. Она стала первой каменной мечетью, построенной в Казани после её присоединения к России. Вслед за ней в 1768 г. в Казани была воздвигнута Апанаевская мечеть в стиле русского барокко на средства купца Ибрагима Султанаева.

В екатерининские времена начинается строительство мечетей и в других городах России: в 1768 г. воздвигнуты двухминаретная мечеть в Татарской слободе Яицкого городка (ныне – г. Уральск в Казахстане), а также новое здание Ханской мечети в г. Касимове (ныне – Рязанская область).

В царствование Екатерины II численность мусульманских подданных Российской империи существенно увеличилась. Это произошло вследствие присоединения Крымского ханства. В Манифесте по случаю присоединения Крыма к России от 8 апреля 1783 г. Екатерина II обязалась «охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно».

В связи с этим предпринимаются шаги по интеграции мусульман в сословную структуру Российской империи. В 1784 г. татарским мурзам и башкирским старшинам предоставляются права российского дворянства, в том числе право владения населёнными имениями. Тогда же были даны значительные льготы мусульманским купцам, ведущим торговлю с Туркестаном, Персией, Индией и Китаем.

Учреждение муфтиятов

Особенно много сделала Екатерина II для утверждения прав мусульманского духовенства. В 1782 г. в Уфе был учреждён муфтият, и мусульманские священнослужители выделились в особое духовное сословие. Вскоре мусульмане России получили собственную конфессиональную организацию: именным указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское духовное собрание с местопребыванием в Уфе.

Манифест гласил: «Учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своём всех духовных чинов того закона…».

Ему были подчинены все мусульманские приходы России, за исключением Таврической губернии (Крым). Создание же Таврического духовного управления для крымских татар, намеченное на 1794 г., было учреждено лишь 23 декабря 1831 г. указом императора Николая I.

Духовное собрание включало муфтия, 5–6 шариатских судей (казиев) и секретаря. Муфтий, являвшийся председателем Духовного собрания, утверждался Министерством внутренних дел и получал государственное жалование (в конце XVIII века – 1200 рублей в год).

Первым муфтием, занимавшим этот пост в течение 34 лет, был Мухаммеджан Гуссейнов.

В ведении Оренбургского духовного собрания находилось утверждение избранных мусульманскими общинами приходских имамов и ахунов, для чего проводились их испытания на знание исламского вероучения; ему подчинялись как средние духовные управления – мухтасибаты, объединяющие по несколько десятков общин, так и низшие – мутаваллиаты. Кроме того, Духовное собрание имело право вынесения решений по ряду категорий гражданских дел на основе Шариата (например, о наследстве, неповиновении детей родителям, нарушении супружеской верности), а также ведения метрических книг.

Таким образом, мусульманская община России, по существу, получила организацию, аналогичную церковной.

Стоит отметить, что, побывав в Бахчисарае, Екатерина расположилась в покоях хана и за большим столом, уставленным хрусталём, принимала татарских беев, мурз, последних из рода Гиреев. Было оказано должное внимание и племяннице Гирея, и бею Ширинскому. Екатерина расспрашивала о нуждах народа.

В мечети состоялось особое богослужение о благополучном завершении пути.

Встреча, оказанная императрице, свидетельствовала о благожелательности татар, по крайней мере мурз и духовенства. О добрых намерениях и полном удовлетворении татарского народа говорили Екатерине и бахчисарайский каймакан Мехметша-ага, и Аргины, представители старейшего бахчисарайского рода, и Ширинский, и многие другие. Крымские татары крайне помпезно встречали императрицу.

Екатерина и первый Коран

Именно по указу императрицы Екатерины в 1787 году в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст исламской священной книги Корана для бесплатной раздачи «киргизам».

Издание существенно отличалось от европейских – прежде всего тем, что носило мусульманский характер: текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрахимом.

В Санкт-Петербурге с 1789-го по 1798 год вышло 5 изданий Корана.

В завершение необходимо отметить, что Екатерина II, безусловно, была личностью довольно противоречивой, проявившейся с самых разных сторон, в которых иногда одно было полной противоположностью другому. Однако справедливо помнить не только эти противоречия, но и тот несомненный мощный импульс, который именно она дала Российской империи и её жителям как для развития великого государства, так и для роста духовного мира россиян.