ПОДЕЛИТЬСЯ
Воспитание детей в исламе
Воспитание детей в исламе

Семейные отношения, рождение и воспитание детей – это то, чему религия Ислам уделяет большое внимание. . Важность создания семьи и ответственность родителей в воспитании будущего поколения огромна и неизмерима. Именно в период детства и отрочества закладываются основные принципы жизни, такие как вера и нравственность. Трудно представить себе семейную жизнь без детей, которые являются её украшением и радостью. Благодаря благодати детей, Всевышний Аллах наделяет семьи дополнительным уделом, проявляет к ним Свою милость и умножает вознаграждение родителям.
Но всё это непосредственно связано с хорошим воспитанием детей, формированием в них благочестия и высокой морали. Обретя эти качества дети смогут стать источниками блага и счастья, истинным украшением их земной жизни, как и сказал об этом Всевышний Аллах Субхана ва Та’аля:
ٱلۡمَالُ وَٱلۡبَنُونَ زِينَةُ ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا‌ ۖ وَٱلۡبَـٰقِيَـٰتُ ٱلصَّـٰلِحَـٰتُ خَيۡرٌ عِندَ رَبِّكَ ثَوَابً۬ا وَخَيۡرٌ أَمَلاً۬
«Богатство и сыновья – украшение этой жизни…» (Сура «аль-Кахф»,46).
«Милость миров» — наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха умножения богатства и количества детей для членов своей уммы. Aнac, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды он пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своей матерью и тёткой и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помолился вместе с ними, а потом обратился к Аллаху с мольбой о ниспослании им всяческого блага.
Мать Анаса сказала: «О, посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой за своего маленького слугу!» И он пожелал ему всех благ, а в завершение сказал: «О Аллах, умножь его богатство, и дай ему много детей и благослови его!» (Бухари, Муслим).
Если же родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей и ориентации их в нужном направлении, то роль воспитателя переходит улице, безнравственным передачам, сайтам и литературе. И дети, да сохранит нас Аллах от этого, становятся бедствием и обузой для своих родителей, постоянной заботой, лишающей покоя и ночью, и днём.
Сознательные родители-мусульмане понимают то, что они несут величайшую ответственность перед своими детьми, которых он породили, так как они всегда слышат голос Священного Корана, говорящий им:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلَائِكَةٌ غِلَاظٌ

شِدَادٌ لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ
(Сура«Ат-Тахрим»,6).
«О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня, топливом для которого (послужат) люди и камни и над которым (поставлены) суровые (и) сильные ангелы, не восстающие против того, что им повелел Аллах и выполняющие то, что им приказано». “Запрещение”, 6.
И они слышат голос благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, напоминающего им о той ответственности, которую они несут в своей жизни:
«Каждый из вас является пастухом и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам является пастухом и несёт ответственность за свою паству. Мужчина является пастухом для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастухом для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, и каждый из вас является пастухом и несёт ответственность за свою паству». Аль-Бухари и Муслим.
Поистине, эта ответственность является всеобъемлющей и ислам возлагает её на каждого человека без исключения. В связи с этим родители являются ответственными за воспитание своих детей, полностью соответствующее духу ислама и основывающееся на достойных нравах, о которых благородный посланник поведал, что он послан для того, чтобы довести их до совершенства и распространить их среди людей, сказав:
«Поистине, был я послан лишь для того, чтобы довести благонравие до совершенства».
О большой ответственности родителей за своих детей и за воспитание их в повиновении Аллаху и Его посланнику является заключение ученых, которые говорили:
“Поистине, любая семья, в которой слышали слова благородного посланника: «Велите детям своим молиться, начиная с семи лет, и бейте их за это, начиная с десяти лет…» (Ахмад , Абу Дауд), но не стали заставлять своих детей молиться по достижении семи лет и не стали наказывать их за это по достижении десяти лет, делает упущение и совершает оплошность, а такие родители совершают грех и будут отвечать перед Аллахом за это ”.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, неспроста призывает родителей велеть своим детям начинать совершать намаз в семилетнем возрасте. Современные ученые доказали, что 80% умственных способностей ребенка развиваются именно на 7-8 годах жизни, всестороннее и гармоничное развитие человеческой личности также приходится именно на этот период. Поэтому самым главным периодом духовного развития ребенка являются первые годы его жизни. Каждая семья является первой средой обитания детей, в которой они растут, и их окружением, в котором формируются их склонности, характеры и личности. Становится ясным то, что родители играют огромную роль в деле ухода за этими ещё не распустившимися бутонами цветов жизни, обеспечивая их полезным питанием и заботой.
Простота общения и связи родителей с детьми является мудрым и успешным приёмом воспитания, к использованию которого призывает современная педагогика, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он призвал к этому словом и делом ещё пятнадцать веков назад.
Так, например, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выстраивал в ряд сыновей аль-Аббаса Абдуллаха, Убайдуллаха и Кусаййира, да будет доволен ими Аллах, а потом говорил им:
«Кто добежит до меня первым, получит то-то!» — после чего они бросались к нему наперегонки и прыгали к нему на спину и на грудь, а он целовал их. (Ахмад).
Аль-Бухари в “Аль-адаб аль-муфрад” и ат-Табарани приводят со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял аль-Хасана (или аль-Хусейна) за руку, потом поставил его себе на ногу, а потом сказал: «Поднимайся!»
Так же о пророке Мухаммаде, как о великом воспитателе говорится в следующем хадисе, передаваемом Ахмадом и ан-Наса‘и со слов Шаддада, да будет доволен им Аллах, который сказал:
“Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из дома, неся на руках Хасана (или: …Хусейна). И он вышел вперёд и поставил его на землю, а потом сказал: «Аллах велик!» — приступил к молитве и склонился в долгом земном поклоне. Подняв голову, я увидел, что мальчик забрался к нему на спину, и тогда я снова склонился в земном поклоне, а когда он закончил молиться, люди сказали: “О, посланник Аллаха, поистине, ты затянул это дело!” В ответ им он сказал:
«Мой мальчик оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделает то, чего ему хотелось!» (Ахмад и ан-Наса‘и).
Какой поучительный пример! Именно так, следуя прекрасному образцу идеала человечества, мусульмане должны вести себя со своими детьми, проявлять к ним доброту и нежность, не забывать пошутить с ними, доставляя им счастье и радость.
Оказание любви и милосердия к ребенку является одной из основ во взаимоотношениях в семье. Родители должны дать почувствовать любовь и поддержку своим детям. Это создаст здоровую атмосферу внутри семьи, доверие, спокойствие и чтобы они с оптимизмом смотрели в будущее. Милосердие, являющееся неотъемлемым качеством ислама, относилось к числу наиболее характерных нравственных качеств и высоких достоинств благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о чём свидетельствует содержание хадиса, передаваемого со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:
«Я не встречал никого, кто проявлял бы больше милосердия по отношению к детям, чем посланник Аллаха». Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В своё время Ибрахиму нашли кормилицу в аль-Авали, и пророк вместе с нами часто приходил туда, брал его на руки, целовал, а потом возвращался обратно». (Муслим).
Милосердие благородного посланника, его любовь и забота распространялись на детей и в то время, когда они были заняты играми друг с другом, поскольку и в такие моменты он проявлял к ним свою нежность. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, улыбался детям и приветствовал их всякий раз, когда проходил мимо них. (Бухари, Муслим).
К числу неизменных указаний пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеющих отношение к воспитанию, относятся и такие слова:
«Не относится к нам тот, кто не жалеет малых среди нас и не признает прав старых!» (Ахмад ,Хаким). Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщает, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поцеловал аль-Хасана бин Али в присутствии аль-Акра‘а бин Хабиса, тот сказал: «Поистине, у меня есть десять сыновей, но я никогда не поцеловал ни одного из них!»— на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не помилуют того, кто сам не жалеет (других)!» (Бухари и Муслим).
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, был великим воспитателем, постоянно предпринимавшим попытки формирования людских душ таким образом, чтобы в них забили ключи милосердия и самыми своими потаёнными глубинами они повернулись к таким наиболее человеческим качествам, как любовь и сострадание.
Сообщается, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился какой-то бедуин, который сказал: «Разве вы целуете своих детей? А мы не целуем их» — на что он сказал ему:
«Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?» (Бухари).
Сообщается, что мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Фатима входила к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он всегда поднимался ей навстречу, приветствовал и целовал её и усаживал её на своё место, а когда он приходил к ней, она поднималась ему навстречу, брала его за руку, приветствовала его, целовала его и усаживала на своё место. И, поистине, когда она пришла к нему во время той болезни, от которой он умер, он тоже поприветствовал и поцеловал её». (Муслим).
Зная об этих высоких наставлениях пророка, да благословит его Аллах и приветствует, искренний мусульманин уже не позволит себе встречать своих детей нахмурившись, проявлять сухость во взаимоотношениях с ними или говорить им грубые слова, даже если по природе своей он является суровым человеком и по характеру отличается сухостью. Религия Ислам делает сердце мусульманина мягким, открывает в нём источники сострадания и разжигает пламя любви. Таким образом, родители всегда полны любви, жалости и внимания и всегда готовы к самопожертвованию.
Родители обязаны в должной мере расходовать средства на своих детей. Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
“Однажды я спросила: “О посланник Аллаха, положена ли мне награда за то, что я трачу на детей Абу Саламы, не оставляя их в таком-то и таком-то положении, ведь они являются и моими детьми?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, тебя ждет награда за то, что ты потратишь на них».” Аль-Бухари и Муслим.
Абу Мас‘уд аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек потратит что-нибудь на свою семью, надеясь благодаря этому приблизиться к Аллаху, то это зачтётся ему наравне с милостыней». (Бухари и Муслим).
Более того, ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом траты денег, за что полагается и наибольшая награда, подтверждением чему может служить содержание хадиса, переданного Муслимом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если потратишь ты динар на пути Аллаха, и динар на освобождение раба, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую награду получишь за тот динар, который потратишь на свою семью»”.
В другой версии этого хадиса, также переданной Муслимом, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Лучшим динаром, который может потратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей, и тот динар, который он потратит на своё верховое животное на пути Аллаха, и тот динар, который он потратит на своих товарищей на пути Аллаха».
И поэтому душа истинного и искреннего мусульманина довольна и счастлива тем, что он тратит свои средства на детей, ведь она знает, что за любые траты на детей или кого-нибудь ещё, которые делает мусульманин, желая приблизиться к Аллаху, Аллах обязательно даст ему большую награду, которая полагается мужчине даже за тот кусок, который он поднесёт ко рту своей жены, проявляя к ней свою любовь и шутя с ней. Подтверждением этому может служить содержание хадиса, который был передан со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «И, поистине, что бы ни потратил ты, стремясь приблизиться к Аллаху, ты обязательно будешь вознагражден за это, в том числе и за то, что положишь в рот своей жены».Имамы Бухари и Муслим.
Искренний мусульманин не может покинуть своих детей и тем самым обречь их на нужду и гибель, поскольку он слышит голос великого посланника, угрожающего мужчинам, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к семье, и предупреждающего о серьёзнейших последствиях этого и о том, что подобные поступки относятся к числу тягчайших грехов и влекут за собой суровое наказание:
«Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, кого кормит». (Муслим, Абу Дауд и др.).
В мусульманской семье одинаково рады, как рождению сына, так и дочери. Богобоязненные, нежные и любящие своих чад родители, проявляя нежность и расходуя на них свои средства, не различают их по полу. Некоторые люди не хотят иметь дочерей, желая, чтобы Аллах даровал им одних лишь сыновей. К сожалению они не знают о великой награде, уготованной Аллахом для того родителя, которому Он дарует дочерей и который проявит по отношению к ним терпение, станет должным образом воспитывать их и относиться к ним с нежностью. Если бы они знали о той большой награде, которая ожидает праведного, заботливого и милосердного отца, то они обязательно позавидовали бы ему и пожелали себе того же.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:
«Тому, кто имел трёх дочерей, проявлял терпение по отношению к ним, кормил, поил и одевал их от своего достатка, в День воскресения они послужат защитой от огня» (Ахмад).
В другой версии этого хадиса сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто имел трёх дочерей, предоставлял им приют, обеспечивал их и проявлял к ним жалость, обязательно войдёт в рай». Один человек из числа присутствовавших при этом спросил: «А если их было две?» Он сказал: «(если их было) две (тоже)».
Так какой же отец будет не рад воспитывать дочерей и расходовать на них свои деньги, услышав о том, какую награду и какое блаженство уготовал ему Аллах?!
Наша прекрасная религия Ислам, являющаяся религией жизни, которая имеет дело с реальным положением людей и с их насущными проблемами в любом месте и в любое время, не упускает из виду и того, что дочь может получить развод и вернуться в дом своего отца. Отец же может находиться в стеснённом положении по причине скромных доходов или множества детей. Однако в подобных случаях ислам льёт целительный бальзам на его раны и избавляет его от озабоченности, тягостей и мучений, поскольку эта религия объясняет такому отцу, обеспечивающему свою семью, что его расходы на дочь, которую ему вернули, рассматриваются как важнейший из видов милостыни и наилучшее средство приближения к Аллаху.
Сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сураке бин Джу’шуму, да будет доволен им Аллах:
«Не указать ли тебе на то, кто является (объектом) самой важной милостыни?» Он сказал: “Конечно, о, посланник Аллаха!” Тогда он сказал: «Это — твоя дочь, которую вернули тебе и которую некому обеспечивать, кроме тебя». (Бухари в “Аль-адаб аль-муфрад”).
Разве можно сравнить эту тёплую и душевную атмосферу, которая окружает детей в мире ислама, с сухостью материальной жизни, с которой сталкиваются дети в немусульманских странах. Юношам и девушкам этих стран, едва достигшим восемнадцатилетнего возраста, приходится покидать тёплое родительское гнездо и окунаться в жёсткий мир материальных отношений, думая о том, как обеспечить себя, в то время как они ещё не окрепли и нуждаются в сочувствии, которое они могут получить только в семье! Поистине, велика разница между законами Аллаха, данными для счастья человека, и несовершенными законами, устанавливаемыми самими же людьми и приносящими человеку одни лишь страдания! И неудивительно, что вследствие действия подобных материалистических законов в немусульманских странах можно встретить целые армии распушенных и заблудших юнцов и толпы, незамужних матерей из числа несчастных и пропащих девушек, причём количество и тех, и других с течением времени неуклонно возрастает.
Ответственный родитель, исповедующий ислам, ясно видит всё то, что происходит с его детьми. Ему известно о том, что они читают и что пишут, чем увлекаются и что привлекает их к себе и воздействует на них так, что они и сами не замечают этого. И он знает их товарищей, с которыми они не расстаются или проводят большую часть своего времени, зная также и те места, где они бывают в свободное время, тогда как сами дети даже и не догадываются о том, что он наблюдает за ними. И если он замечает какие-нибудь отклонения, то он мягко и тактично, возвращает их на путь истинный.
Дело в том, что каждый человек рождается в своём естественном состоянии, и только потом родители делают из него либо иудея, либо христианина или огнепоклонника, о чём говорится в достоверном хадисе, приводимом Имамом Бухари.
С учётом этого становится ясным, какую ответственность несут родители за формирование разума ребёнка, становление его личности и его воспитание, если принимать во внимание все вышеупомянутые факторы, оказывающие на него своё воздействие. Родители должны держать детей подальше от безнравственности и порочности. Не оставляйте их наедине с телевизором, компьютером, за просмотром фильмов, передач далеких от высокой морали Ислама. С младшего возраста разговаривайте с ребенком об исламе. Отвечайте на его вопросы. Пусть ребенок знает, что всегда найдет в Вас помощь и поддержку. Не отмахивайтесь от него, даже если его вопросы кажутся несущественными. Разговаривайте с ними открыто и честно. Тогда в период юности он придет со своими вопросами к Вам, а не к друзьям, которые могут оказаться далеко неосведомленными в религии людьми или вовсе немусульманами. Обращайте внимания на хорошие поступки ваших детей. Некоторые родители принимают хорошее поведение как должное, никак не поощряя ребенка, но при этом за проступки серьезно наказывают. Ребенок понимает, что для привлечения внимания родителя ему нужно совершить проступок. Родителям необходимо найти золотую середину между давлением авторитета родителей и проявлением самостоятельности у детей. Разумнее будет, если Вы будете хвалить ребенка за хорошие поступки, подчеркивать, что таким поступком родители довольны.
Родителям необходимо стимулировать чтение детьми книг, развивающих их разум, воспитывающих в них достойные нравственные качества и содержащих в себе достойные примеры для подражания. Их увлечения должны развивать в их душах благое, а не дурное, зажигать в их сердцах светочи истины, а не лжи, и прививать им здоровые, а не дурные вкусы.
Так же не маловажным фактором при воспитании личности маленького мусульманина является школа. Родители должны подобрать для своего ребенка подходящее учебное заведение, где наряду со светскими науками, будут обучать Корану, арабскому языку, истории пророков, хадисам. Учителя таких школ, будучи богобоязненными, милосердными, сдержанными, любящими детей и свою профессию, прививьют любовь к Исламу. Только чувствуя ответственность перед своими детьми, уделяя им должное внимание, можно достичь хороших успехов в деле воспитания.
Одинаково относясь ко всем своим детям и никогда не отдавая ни одному из них предпочтения перед другим — это один из мудрых способов воспитания. Дети, получившие тепло своих родителей на равне с другими братьями или сестрами, вырастут психически здоровым, без комплекса неполноценности. Они не будут испытывать ненависти по отношению к своим братьям, в их сердцах не будет места для ревности и зависти. В душах детей зародятся такие бесценные качества, как благожелательность, снисходительность, уважение и любовь к людям и ко всему Созданному Всевышним.
Имамы Бухари и Муслим приводят хадис, передаваемый со слов ан-Ну‘мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего о том, что однажды его отец привёл его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:
«Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из своих детей?» Он ответил: «Нет». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В таком случае забери его обратно!»
В другой версии этого хадиса сообщается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Ты сделал то же самое для каждого из своих детей?» Он ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Побойтесь Аллаха и будьте справедливы к своим детям!»— после чего мой отец вернулся домой и забрал свой подарок обратно”.
В третьей версии этого хадиса сообщается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «О Бишр, есть ли у тебя другие дети?» Он ответил: “Да”. Он снова спросил: «И ты каждому сделал такой подарок?» Он ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Тогда не делай меня свидетелем этого, ибо я не хочу свидетельствовать о несправедливости!» А потом он спросил: «Будешь ли ты рад, если они одинаково почтительно станут относиться к тебе?» Он сказал: “Конечно!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда не поступай так!» (Имамы Бухари и Муслим).
Вот почему благочестивый мусульманин одинаково справедливо относится ко всем своим детям и не отдаёт одному предпочтения перед другим в том, что касается подарков, расходов и взаимоотношений, а поэтому все они обращаются к Аллаху с мольбами за него, сердца их испытывают к нему любовь, а души наполняются почтением и уважением.
Родители, будучи примером богобоязненности и высокой нравственности, могут привить своим детям такие качества, как любовь к Всевышнему Аллаху, Пророкам, к людям, побуждают их оказанию помощи слабыми и неимущим, поддержанию связи с родственниками, уважению к старшим, проявлению милосердия к младшим. Находясь рядом с такими родителями, дети ощущают радость от совершения благих дел и поступков, стремятся придерживаться справедливости во взаимоотношениях с люди. Это объясняется тем, что благо исходит лишь от тех душ, которые уже пропитаны им, а лишённый чего-либо, не сможет дать этого и другим, и прав был сказавший: “Праведность — от Аллаха, а воспитанность – от родителей” .
Благоразумный родитель-мусульманин знает, как найти подход к душам своих детей и привить им мудрость и хорошие нравственные качества. Для этого он использует такие разумные методы воспитания как хороший личный пример, доброта и простота в обращении и общении с детьми, проявление о них должной заботы, милосердие, приветливость, любовь, внимание, поощрение, справедливость, сердечное отношение, руководство и старание направить их на путь истинный с помощью мягкости, не имеющей ничего общего со слабостью, и строгости, которую он не смешивает с суровостью. Благодаря этому его дети растут в атмосфере любви, внимания и нежности, что неизбежно приводит к тому, что из них получаются благочестивые, верные, праведные, гармонично развитые, трезвомыслящие, щедрые и ответственные люди. Всё это является само собой разумеющимся для каждой семьи, воспитанной на принципах ислама и установлениях Корана. В одном хадисе говорится, что когда умирает сын Адама — человек, его дела прекращаются, кроме трех:
1. Продолжающееся садака-джарийя (постройка школы, мечети, моста, издание книг, обучение религии, выкопать колодец и т.д.) то, что приносит пользу после его смерти.
2. Переданные знания, которые полезны для людей.
3. Дети, которые будут совершать хорошие дела, и молиться за родителей.
Если родители воспитают достойного мусульманина, то их ребенок будет сидеть у ворот рая и скажет: «Я не войду, пока не войдут родители».
Благочестивые родители получат благодарность за то, что воспитали и выучили на примере хороших дел свое чадо.
Доказательством этого служит хадис, когда женщина во время совершения паломничества подняла ребенка и спросила у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Записывается ли ему совершение хаджа?».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, и тебе благодарность за это».
Воспитание ребенка начинается с воспитания самих себя. Если ребенок посещает медресе, лекции по исламу то, это будет малоэффективным, если в семье не поддерживается дух ислама Если учить ребенка как вести себя и не следовать на деле этим правилам, то это приведет к обратному результату и возможному конфликту. Нравственности не учат, ее воспринимают от старших, близких людей, через пример и доброе наставление. Тот, кто не в силе перевоспитать себя, не сможет перевоспитать другого, а наоборот, может даже сопутствовать его ухудшению. Если мать требует от дочери ношения платка (хиджаба), то она и сама должна его носить, причем не только в мечети и при общении с другими мусульманами, но и находясь в среде немусульман. Если малыша обучают тому, что намаз – это один из столпов ислама, и при этом ему разрешают пропустить намаз из-за уроков в школе. Не исключено что ребенок может подумать о том, что пренебрежение намазом это допустимо.
Существует очень много семей, где дети не получая специального воспитательного образования, вырастают очень образованными и воспитанными людьми. Не надо спрашивать родителей, как они добились таких успехов, все и так станет понятным, когда вы придете к ним в гости. Посмотрите на отцов этих семейств, это — искренние и набожные люди, а хранительницы очага жены и матери ласковы и сострадательны. В их домах царствует атмосфера добра и взаимопонимания. Телевизоры в их домах, как правило выключены, поскольку жизнь быстротечна и каждая её секунда бесценна. Все свое время, дела, беседы они посвящают только ради Аллаха. Полное отсутствие лжи и сплетен. Какие же дети могли воспитаться в этой семье? Не зря же говорят, что яблоко от яблони не далеко падает. Воспитывать детей необходимо с младенчества, так, чтобы они росли в теплой семейной обстановке. Хотим мы того или нет, но дети копируют поведение родителей. Если мы хотим воспитать детей в праведности, то необходимо самим стать праведными людьми. Видя своих любимых родителей за совершением искренних богослужений, благочестивых поступков, добрых высказываний, они привыкнут к добру, будут слушаться своих родителей и советоваться с ними, станут им надежной опорой в старости (инш-Аллах). Если упустить это ценное время, как же потом нам – родителям ожидать от них праведности? Как говорится в поговорке: «Что посеешь, то и пожнешь». И жизнь человека подобна ниве, которую надо засеивать добротными семенами. Праведные дети — один из прибыльных урожаев, собранных с этой нивы.
Поэтому наилучший пример со стороны родителей является главным условием в воспитании достойного ребенка, чему служит примером следующая история:

«Однажды один юноша гулял неподалеку от яблоневого сада, но вдруг почувствовал, что голоден. Неосознанно для себя протянул руку к яблоне и сорвал плод. Съев половину яблока, он вспомнил, что не попросил разрешения у хозяина сада. Оглядевшись вокруг, он увидел мужчину, сидящего недалеко от него. Юноша подошел к мужчине и сказал: «Я был очень голоден, сорвал это яблоко и съел половину. Хочу попросить у тебя разрешения на съеденную мною половинку яблока». Мужчина ответил: «Я всего лишь сторож этого сада, а его хозяин живет в деревне, до которой отсюда двадцать четыре часа ходу». Юноша сражу же, отправился к той деревне и шел до тех пор, пока не добрался до дома хозяина сада. Рассказав ему о том, что произошло, юноша попросил у него прощения за съеденную им половинку яблока.
Хозяин сада сказал: «Я не прощу тебя, пока ты не женишься на моей дочери. Это моё единственное условие. Перед тем, как ты дашь свое согласие на женитьбу, позволь мне рассказать о ней. Она глухая, немая, слепая и хромая». Юноша сказал себе: «Я пришел сюда для того, чтобы сделать съеденную мною пищу дозволенной и угодить Аллаху, чтобы Он принял мою молитву. Я должен согласиться на это условие». После этого он отправился посмотреть на свою невесту и, к своему большому удивлению, обнаружил, что она красива и не имеет никаких физических изъянов. Тогда он спросил: « Почему твой отец описал тебя как глухой, немой, слепой и хромой?».
Девушка ответила: «Я глухая. Я не слушаю слов, которые не угодны Аллаху. Я немая. Я не произношу слов, которые не угодны Аллаху. Я слепая. Я не вижу того, что не угодно Аллаху. Я хромая. Я не хожу в сторону того, что не угодно Аллаху». В ту же секунду юноша согласился на брак, и позднее у них родился сын, великий имам Абу Ханифа ан-Ну’ман, радый Аллаху анху.

И, конечно же, не забывайте о великой пользе ду’а – сунне всех Пророков. Потому что ду’а родителей за детей принимается. И свидетельством этому служит переданный ибн Аббасом хадис нашего благочестивого пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Мольба, которая будет принята скорее всего, — это та, что вознесена родителями за детей своих». В другом хадисе Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Мольба отца за сына своего будет принята Аллахом так же благосклонно, как мольба пророка за свой народ». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что нет сомнений в благосклонности Аллаха к такой молитве. Это еще раз подтверждает то, что родительская молитва за детей — самая благостная молитва перед Всевышним. Поэтому мы — родители должны искренне просить у Аллаха крепкой веры, праведности и благочестия для своих детей. Молить Всевышнего Аллаха о наставлении наших детей на истинный путь, чтобы став истинными рабами своего Творца, обрели довольство Его и вошли в сады Рая.

Ринат Фасхудинов