ПОДЕЛИТЬСЯ

В жизни человека встречаются разные сложные ситуации. Каждый день мы делаем выбор. В душе постоянно борются светлая сторона личности и тёмная. Шайтан подбивает человека на совершение зла, умаляя страх перед Всевышним соблазнами и обманом. Совершая один маленький грех, человек сходит с праведного пути, вернуться на который он может лишь с помощью искреннего покаяния.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: «Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена посланника Аллаха мы считали их смертными грехами». аль-Бухари 6492.

Маленькие грехи ведут за собой большие, а человек, совершающий большие грехи, может очень быстро прийти к неверию.

Грех-это преступление, нарушение закона Всевышнего.

Пророк Мухаммад сказал: «Грехи, кажущиеся малыми, собранные вместе, погубят грешника» Табарани.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Большой грех – это всякое ослушание Аллаха, которое ведёт в Огонь, или влечёт проклятие, или гнев, или наказание Аллаха”. “Тафсир ат-Табари” 4/14.

Главный страх благочестивого верующего – опасность ухода из жизни без имана. Ведь в достоверном хадисе, переданном в сборниках Бухари и Муслима от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорится: «И, поистине, человек может совершать деяния обитателей Рая, пока он не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного или двух локтей, после чего написанное ему на роду будто бы одерживает верх над ним, и он станет совершать деяния обитателей Ада и попадёт в него». (Бухари 3208, Муслим 2643).

Праведные люди всегда помнят эти слова.  Неверие в конце жизни аннулирует все благие дела, оставив лишь грехи – это прямая дорога в Джаханнам. Какие грехи могут привести к уходу человека из жизни без веры?

Аллах Всевышний указал на такие грехи в Священном Коране и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг от совершения этих грехов в хадисах.

Самой главной причиной совершения грехов, которые могут привести к неверию, является неправильное вероубеждение (акыда) или какие-то отклонения в нем, ибо тот, кто не придерживается истинного пути, не может достичь счастья в обоих мирах. Отсутствие правильной акыды – это основа всех бед и несчастий. Ведь без него не принимаются благие деяния и теряется всё вознаграждение. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал (смысл): «А у тех, которые стали неверными (не имели правильную акыду), деяния их [которые они совершали в этом мире], от которых они ожидают получить пользу в День Суда, подобны миражу в пустыне. Жаждущий считает его издалека водой, а когда подойдет к нему, видит, что это – ничто» (сура Ан-Нур,39).

Также человек должен следить, чтобы его действия совпадали с тем, что он говорит, равно как и то, чтобы то, кем он кажется совпадало с тем, кто он есть.

Если человек на людях старается выглядит праведным рабом Всевышнего, совершает поклонения и показывает, что он следует истине, а его внутренний мир противоречит всему этому, то такое поведение человека является грехом, который может стать причиной его ухода из жизни без имана. Именно о таком человеке и говорится так, как говорят учёные в вышеприведённом хадисе.

Когда человек совершает грехи, особенно когда он совершает их скрытно, это влияет на его сердце. По этой причине на его сердце появляется корка. При совершении одного греха на сердце человека появляется пятно. И если он срочно не выведет пятно истинным покаянием, то оно может увеличиться и охватить всё сердце, как говорится в Священном Коране: «Так нет же! [Совсем не так, как утверждают они!] Наоборот, (Коран не является сборником мифов, это – слова Аллаха, которое Он дал откровением Своему пророку). Закрылись их сердца перед признанием истины из-за тех грехов, которые они совершали» (сура Аль-Мутаффифин, 14).

Поэтому совершение любых грехов, особенно скрытых, может быть причиной плохого конца. Неблагодарность человека Всевышнему Аллаху за свой иман и за свою принадлежность к Исламу может привести к тому, что у него может быть отнята его вера, и он умрет без имана.

Поистине, самой большой благодатью Всевышнего Аллаха для нас является, что Он одарил нас иманом и удостоил нас чести принять Ислам, а отказ от проявления благодарности за такое благо станет причиной того, что в момент своей кончины человек будет оставлен без имана и уйдет из этого мира неверующим.

Отсутствие у человека боязни того, что у него может быть отнят иман, является другой причиной плохого конца. Даже любимцы Аллаха чувствовали такой страх. Если они боялись потерять свой иман, то мы должны днем и ночью не выпускать этот страх из своего сознания.

Поэтому каждый человек должен следовать правильной акыде, всегда в явном и скрытном соответствовать канонам религии и стараться не совершать грехи, а если оступился, то срочно покаяться. Если человек сумеет выполнить это, будет благодарить за благо имана и боятся потерять его, значит, он защитит свой иман, которым удостоил его Всевышний Аллах.

Верующий мусульманин не должен унижать людей, которые совершают грехи. Ему следует благодарить Всевышнего за свою веру и богобоязненность.

Абу Хурайра передаёт от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи, а затем просить о прощении, и Он прощал бы их!» («Сахих Муслим», № 2749).

Абу Хазим объяснял: «Если раб при совершении благого поступка радуется этому, то Аллах не сотворил ему большего вреда, чем это. А если при совершении греха печалится, то Аллах не сотворил для него лучшего добра, чем это. И это потому, что, когда раб совершает благой поступок, он радуется и думает, что он достойнее, чем другие. А когда раб совершает плохие поступки, он печалится, и, может, ему Аллах даст возможность встретиться с Ним».

Затем Ибн Атаиллях пояснил, что грех, за которым следует унижение и потребность в Аллахе, лучше, чем поклонение, влекущее за собой гордыню и славу. Унижение и потребность в Аллахе – это качества раба, а слава и гордыня противоречат сифатам раба, потому что эти качества принадлежат Аллаху. Нет добра, если после поклонений исходят качества, противоречащие качествам раба, потому что они сжигают добрые дела, нарушают их, а если после грехов исходят качества, соответствующие рабу, то они смывают грехи.

Абу Мадьян напоминал: «Униженность грешника перед Аллахом лучше, чем слава послушного раба». А Сайид Абу Аббас аль-Мурси обращался с людьми в зависимости от их духовной степени перед Аллахом. Бывало, что к нему в гости приходил поклоняющийся человек, и он на него не обращал особого внимания, а иногда, когда приходил грешник, Абу Аббас его возвеличивал. Так происходило потому, что поклоняющийся гордился своими деяниями, а грешник приходил с многочисленными грехами и с униженностью («Шарх аль-Хикам», стр. 70).

Последствиями упования на свои деяния являются беды. Одной из них является гордыня. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не войдёт в Рай тот, у кого в сердце хоть песчинка гордости». Нельзя возвышаться над другими, считать их ниже себя, отстающими в поклонении, грешниками. Не дозволяется унижать кого-либо – унижай грех, но не грешника.

Другая беда, которая возникает из-за опоры на свои деяния, – самодовольство. Это состояние, когда человек забывает, что его деяния совершаются по воле Аллаха и с Его помощью. Он начинает думать: я совершил намаз, выплатил закят – значит, должен быть вознаграждён. Мы знаем, что сказал иблис: «Я лучше него, я сотворён из огня, а он – из глины». Эти слова и погубили его. При осознании того, что благие поступки мы совершаем с помощью Аллаха, благодаря Ему, нафс не сможет проявить самодовольство, требовать от Аллаха что-либо. Мы должны благодарить Всевышнего за возможность помогать его творениям и делать добрые дела.