ПОДЕЛИТЬСЯ

УБИЙСТВО ЧЕЛОВЕКА В ИСЛАМЕ И НАКАЗАНИЕ УБИЙЦЫ

Ислам,УБИЙСТВО ЧЕЛОВЕКА В ИСЛАМЕ И НАКАЗАНИЕ УБИЙЦЫВ нашем обществе, к сожалению, можно встретить не только радость, счастье и единение сердец, но также и преступления, террор и убийства.
В мире, где когда-то жили люди, боявшиеся раздавить муравья, теперь бесчинствуют криминал. Мы живем в век, когда число совестливых и гуманных людей неуклонно сокращается и растет число людей, которые деградировали настолько, что убить человека для них проще, чем раздавить муравья. Чем дальше человек отдаляется от качества «ихсан»[1], которое напоминает о постоянном нахождении под Взором Аллаха, Который ближе к нам, чем мы сами, тем больше он заводит себя в тупик, преумножая число жертв своих преступлений.
Убийство – это очень жестокое преступление, которое ломает устои и порядок в обществе, подрывает уверенность человека в себе и доверие к правовой системе государства, в котором он живет. Ислам призван отменить угнетение и несправедливость, прекратить кровопролитие и установить мир, спокойствие, благополучие и абсолютную справедливость, при которой никто не ущемлен.
По этой причине Ислам придает очень большую ценность человеку и расценивает лишение его жизни как большое преступление.
Убийство человека – это один из самых страшных грехов в Исламе. Относительно этого Всевышний Аллах определяет в аятах виды убийства и наказание убийцам. Убийство будет рассмотрено в двух категориях, о чем мы поговорим подробнее. Наказание за убийство в Исламе зависит от того, под какую категорию попадает данное преступление. Ислам делит убийства на две категории:
1. Непреднамеренное убийство.
2. Преднамеренное убийство.
В любом случае Ислам не оставляет преступление без наказания и наказывает виновного в зависимости от тяжести совершенного преступления. Попробуем разобрать в свете аятов и хадисов, какое наказание определяет Ислам убийце в зависимости от вида убийства и отягчающих обстоятельств.
Непреднамеренное убийство.

Непреднамеренное убийство предполагает убийство по незнанию, невольно или случайно. Такой вид убийства в истории Ислама встречается во многих конкретных случаях и происшествиях в самые различные периоды в самых разных обществах. Даже во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) случались непреднамеренные убийства. Поэтому Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором определил наказание за подобный проступок.
В этой связи можно привести один любопытный случай из истории. Во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Аййаш ибн Абу Рабиа (радыйаллаху анху), брат Абу Джахиля по матери, принял Ислам и, боясь гнева своих родственников, убежал в Медину. Мать Аййаша ибн Абу Рабиа поклялась, что не будет ничего есть, пить и ожидать на солнце до тех пор, пока ее сын не вернется из Медины в Мекку. Тогда Абу Джахиль взял с собой Хариса ибн Язида и отправился в Медину, чтобы привезти Аййаша (радыйаллаху анху). Прибыв в Медину, Абу Джахиль нашел брата и спросил: «Разве ты не из той же веры, что и Мухаммад?» Тот сказал: «Да». Абу Джахиль продолжил: «Разве он не предписывает поддерживать родственные отношения?» Аййаш (радыйаллаху анху) ответил утвердительно. Наконец Абу Джахиль сказал: «Тогда возвращайся в Мекку к матери и исполни свой сыновний долг, никто тебя не тронет!»
Аййаш ибн Абу Рабиа (радыйаллаху анху) отправился с ними в Мекку. Когда они приблизились к окрестностям Мекки, Абу Джахиль связал руки своему брату и нанес ему сто ударов палкой. Когда после Абу Джахиля Харис тоже ударил Аййша (радыйаллаху анху) сто раз палкой, тот сказал: «Абу Джахиль – мой брат, и я могу понять его, но ты-то кто, чтобы бить меня палкой!? Если я до тебя когда-нибудь доберусь, то знай – я тебя убью!»
Когда Аййаш (радыйаллаху анху), наконец, прибыл к матери, то не встретил ни жалости, ни милосердия. Мать приказала связать его и держать, пока он не вернется к религии предков. Наконец Аййаш (радыйаллаху анху) сделал вид, что сдался, и заявил о своем возращении в язычество. Освободившись, он вновь бежал в Медину. Пока в Мекке происходили все эти события, Харис принял Ислам, но Аййаш, естественно, не мог знать об этом. Однажды Аййаш столкнулся лицом к лицу с Харисом (радыйаллаху анхума) и убил его. Потом Аййаш узнал, что Харис стал мусульманином и, сожалея о содеянном, пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). В связи с этим был ниспослан аят:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ اَنْ يَقْتُلَ مُؤْمِنًا اِلَّا خَطَا
«Верующему не следует убивать верующего – такое допустимо лишь по ошибке»[2].
Как ясно из аята, мусульманину запрещено убивать брата мусульманина. Случайные убийства составляют исключение. Как уже говорилось, даже во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) случались неумышленные убийства. Об этом есть хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Убийство в результате взаимного бросания камнями, удара палкой или плетью считается неумышленным, и дият[3] должен выплачиваться как за неумышленное убийство. Кто будет препятствовать выплате дията, то будут на нем проклятие и гнев Аллаха, а все виды его поклонения – и обязательные, и необязательные – не будут приняты!»[4].
С изменением жизненных стандартов и развитием технологий прецеденты и случаи неумышленных убийств меняют окраску, их количество растет. Если раньше люди погибали в результате случайных выстрелов, то сегодня мы видим много совершенно иных способов неумышленных убийств: наезд на пешеходов, поражение током по недосмотру должностных лиц и т. д.
Какое наказание по Исламу ждет того, кто неумышленно убил другого человека?
Ввиду важности этого вопроса, обратимся к аяту:
وَمَنْ قَتَلَ مُؤْمِنًا خَطَاً فَتَحْر۪يرُ رَقَبَةٍ مُؤْمِنَةٍ وَدِيَةٌ مُسَلَّمَةٌ اِلٰىۤ اَهْلِه۪ۤ
«А если кто-либо убьет верующего по ошибке, то ему надлежит отпустить на волю верующего раба и вручить наследникам убитого выкуп за кровь»[5].
В аяте четко определена мера наказания за убийство по ошибке или неумышленное убийство.
Ислам придает такое значение человеческой жизни, что даже за неумышленное убийство привлекает к ответственности виновного за этот проступок. Как говорится в аяте, за неумышленное убийство мусульманина убивший должен освободить раба-мусульманина и заплатить дият родственникам убитого. Так как на сегодняшний день рабства почти не существует, убившему следует просто заплатить дият родственникам.
Человеку, ставшему убийцей случайно или по ошибке, определено вышеупомянутое наказание. Но если родственники убитого откажутся от дията в знак доброй воли, миролюбия и гуманности, то убийце уже не будет обязательным его выплачивать. Прощение убийцы, и даже отказ от дията – это акт высокой добродетели, символ благородства, щедрости и дружелюбия со стороны родственников убитого.
Всевышний Аллах предписывает нам прощение и милосердие. Потому что самый милосердный и прощающий – это Аллах. В доказательство Своего всепрощения Он создает все условия, чтобы при всяком удобном случае простить нас и очистить от грехов, избавив от наказаний в вечном мире. Самый удобный и универсальный способ обрести прощение – это покаяние. Всевышний Аллах оставил двери раскаяния и покаяния открытыми для того, кто совершил убийство по ошибке, но не имеет возможности освободить раба и не имеет денег, чтобы выплатить дият. Хотя, конечно, есть определенные условия для покаяния, как об этом говорится в аятах. Всевышний Аллах в суре «ан-Ниса» говорит:
فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ تَوْبَةً مِنَ اللّٰهِ
«Если у убийцы нет верующего раба и не способен он платить выкуп, то ему надлежит без перерыва поститься в течение двух месяцев в качестве покаяния перед Аллахом»[6]. Отсюда следует, что совершившие подобный проступок и желающие покаяться, но не имеющие возможности освободить раба или денег для выплаты дията, должны держать пост два месяца подряд.
Все упомянутые выше положения относятся к тем, кто убил мусульманина (мусульман) непреднамеренно. Но более важная тема – положение тех, кто убил преднамеренно и по своей воле.
Преднамеренное убийство.

Ислам запрещает убивать, наносить вред другим людям, он берет под свою защиту жизнь человека, его имущество и честь. Преднамеренное убийство считается в Исламе одним из тягчайших грехов. На эту тему есть хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), на который следует обратить внимание: «Даже уничтожение целого мира не сравнится по тяжести (греха) с умышленным убийством мусульманина»[7]. Значит, преднамеренное убийство мусульманина – более тяжкий грех, чем уничтожение целого мира. В другом хадисе говорится: «Тот, кто хоть чем-то содействовал в преднамеренном убийстве мусульманина, явится в Судный день с надписью на лбу «лишенный надежды на милость Аллаха». Из этого следует, что те, кто так или иначе содействовал преднамеренному убийству мусульманина, будут лишены надежды на милость Всевышнего. Еще в одном хадисе говорится: «Аллах может простить любой грех любому человеку, кроме тех, кто умышленно убил верующего или умер в неверии».
Кроме того, Всевышний Аллах в суре «ан-Ниса» ясно объявляет о наказании, которое ждет тех, кто намеренно убивал мусульман:
وَمَنْ يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُتَعَمِّدًا فَجَزَاۤؤُۨهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا ف۪يهَا وَغَضِبَ
اللّٰهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَاَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظ۪يمًا
«А если кто убьет верующего по умыслу, то возмездие ему – ад, где пребудет он долго. Аллах разгневается на него, проклянет его и уготовит ему великое наказание»[8].
Наказания обозначены очень ясно и четко. Эти наказания:
а) Долгое пребывание в аду.
б) Гнев и проклятие Аллаха.
в) Угроза страшным наказанием.
Как мы видим, Всевышний Аллах не ведет речи об искуплении наказания за умышленное убийство, как в случае с непреднамеренным убийством. В аяте говорится о гневе, наказании и проклятии, которые ожидают убийцу и в этом мире, и в вечном.
Какое наказание ждет убийцу, совершившего преднамеренное убийство?

По единодушному мнению мусульманских правоведов, наказание, которое ждет совершившего преднамеренное убийство – если только родные убитого не простят убийцу – это кысас. Кысас – это воздаяние, возмездие однородным действием. В данном случае убийцу ждет наказание из рода самого преступления, то есть за убийство – смерть. В суре «аль-Бакара» Аллах говорит:
يَاۤ اَيُّهَا الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِصَاصُ فِي الْقَتْل
«О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых»[9].
Из этого следует, что наказание за преднамеренное убийство мусульманина – это кысас (кровная смерть). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Кто убьет мусульманина намеренно, тому положен кысас. Пусть на том, кто воспрепятствует кысасу, будут проклятие и гнев Аллаха. Аллах не примет у него ни обязательных, ни добровольных благодеяний»[10]. Но не ко всем убившим преднамеренно применяется кысас. Как мы уже упоминали, если родные убитого простят убийцу, то будет положено выплатить дият. Если же родные решат не прощать, то убийцу ждет смертная казнь. Таким образом, в данном виде убийства родственники убитого могут либо потребовать возмездия, либо простить, либо потребовать выплаты дията. На эту тему есть хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который вносит ясность в этот вопрос: «Родственники тех, кто был убит преднамеренно, могут выбрать одно из трех:
– либо потребовать возмездия,
– либо простить,
– либо получить дият.
Если же они захотят чего-то четвертого, то удержите их!»[11].
Сначала Ислам неоднократно говорит о том, что убийство является большим грехом, потом в свете Корана и хадисов говорит о наказаниях, которые ожидают убийцу и, наконец, вводит принцип: виновный в умышленном убийстве будет казнен.
В основе возмездия (кысас) не лежит принцип уничтожения людей. Ислам таким образом борется не столько с убийцами, сколько с самим преступлением – убийством.
Суть возмездия (кысас) Всевышний Аллах объясняет в аяте суры «аль-Бакара» следующим образом:
«وَلَكُمْ فِي الْقِصَاصِ حَيٰوةٌ يَاۤ اُوۨلِي الْاَلْبَابِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
«Для вас в возмездии – основы жизни, о обладатели разума! Быть может, вы станете богобоязненными»[12].
В этом аяте Всевышний Аллах говорит о том, что в возмездии есть большое благо, и оно является гарантом сохранности человеческой жизни. И действительно, кысас – своеобразная страховка жизни человека, потому что казнь убийцы, который убивает намеренно и подрывает безопасность людей в обществе, берет под гарантию тысячи человеческих жизней.
Суть же подхода современных правовых систем, выступающих против смертной казни, в итоге сводится к тому, что закоренелых преступников содержат на казенные деньги, делают их еще сильнее и опытнее, а потом с окончанием срока выпускают на свободу, и они продолжают творить зло. Таким образом, соблюдая права и свободы одного человека, под удар ставятся жизни миллионов людей. Тогда как исламское право, опирающееся на Коран и хадисы и следующее предписаниям Всевышнего, велит казнить убийцу, прекращая его преступный путь. Потому что если наказывать убийцу за умышленное преступление смертной казнью, то другие преступники не только не будут совершать подобное, но даже не помыслят об этом.
С каждым днем цена человеческой жизни в обществе падает, потому что убийцы не несут должного наказания, тогда как Ислам считает человеческую жизнь бесценной. По исламскому праву, тот, кто убьет намеренно, будет казнен. Это – закон, и он обязателен для исполнения (фард). Правда, если родственники убитого не захотят преследовать убийцу по закону, то государство может отменить решение о казни. По этому поводу Всевышний Аллах говорит:
فَمَنْ عُفِيَ لَهُ مِنْ اَخ۪يهِ شَيْءٌ فَاتِّبَاعٌ بِالْمَعْرُوفِ وَاَدَاۤءٌ اِلَيْهِ بِاِحْسَانٍ
«Если убийца прощен родственником убитого – своим братом по вере, то убийце следует поступить достойным образом и уплатить достойный выкуп»[13].
Из этого следует, что, если родственники простят, убийца должен выплатить дият. Этот дият должен быть выплачен из имущества виновного в убийстве.
Какова величина дията за умышленное и неумышленное убийство? В риваяте от Ибн Масуда (радыйаллаху анху) Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) определил сумму дията в размере 100 верблюдов. То есть виновный должен выплатить родственникам убитого дият в размере 100 верблюдов. Внизу мы приводим таблицу, в которой приведены количество, возраст и пол верблюдов, которыми выплачивается дият.
Количество

Возраст (лет)

Пол

20

1

самец

20

1

самка

20

2

самка

20

3

самка

20

4

самка

Итак, всего 100 верблюдов. Это – дият за неумышленное убийство. Дият за умышленное убийство некоторые имамы исламских правовых школ (мазхабов) определяют также в 100 верблюдов, но среди них 40 самок должны быть беременными.
Там, где нет верблюдов, дият может выплачиваться золотом, серебром, деньгами или чем-то другим, что представляет материальную ценность в данном обществе.
Принимается ли покаяние виновного в предумышленном убийстве?

В вопросах, вызывающих разногласие, достаточно учесть мнение большинства. По мнению большинства ученых, если Аллах при наличии искреннего покаяния прощает такой тягчайший грех, как неверие, то совершивший убийство, но раскаявшийся в содеянном, будет прощен Всевышним, если впредь не вернется к этому страшному греху. Потому что два самых тяжелых греха, вызывающих гнев Всевышнего, – это придание Ему сотоварищей (ширк) и неверие (куфр), но если человек раскается и не возвратится к ним впредь, то Аллах простит такого человека. Тогда разве Аллах не простит закоренелого убийцу, если тот искренне раскается в содеянном и будет молить о прощении?
Заключение:

1. Ислам, который запрещает нанесение вреда без причины даже муравью, считает убийство тяжким грехом.
2. Есть два вида убийства: умышленное и непреднамеренное.
3. За непреднамеренное убийство возмездие (кысас) не полагается, но виновный должен выплатить дият. Размер дията: 100 верблюдов или равная сумма золотом, деньгами и другими материальными ценностями.
4. За умышленное убийство полагается смертная казнь. Это лишь земная часть наказания, тогда как в вечном мире убийцу ждет долгое и мучительное наказание в аду.
5. Если родные убитого простят убийцу, то ему достаточно будет выплатить им дият.
6. Возмездие (кысас) – гарантия сохранности человеческой жизни.
7. Цель возмездия – это не уничтожение убийц, а пресечение преступлений. Потому что казнь одного убийцы удержит других преступников от совершения подобного преступления.
8. По мнению большинства ученых, искреннее раскаяние человека, совершившего умышленное убийство, будет принято Всевышним.
9. Дият за непреднамеренное убийство выплачивают родные убийцы. Это знак взаимопомощи и взаимовыручки. Дият за умышленное убийство (в случае, если родные простили убийцу) виновный выплачивает сам из своего имущества, и никто ему не помогает, потому что это – наказание за проступок.
10. Возмездие (кысас) не может быть назначено и приведено в исполнение частными лицами, так как этим делом ведает казыят (судопроизводство) исламского государства.

[1]. Ихсан – это непрерывное ощущение себя под Взором Аллаха. В хадисе сказано: «Ихсан – это поклоняться Аллаху так, как будто ты Его видишь, и если даже ты не видишь Его, то знай, что Он тебя видит». (Прим. перевод.).
[2].  «ан-Ниса» 92.
[3]. Дият – в Исламском праве плата за кровь, которую выплачивает обвиненный в убийстве или нанесении телесных повреждений родственникам убитого или же самому пострадавшему (если речь идет о телесных повреждениях). Прим. перевод.
[4]. Абу Дауд, Дият 17; Насаи, Касама 29.
[5].  «ан-Ниса» 92.
[6].  «ан-Ниса» 92.
[7]. Насаи, Тахрим 2.
[8].  «ан-Ниса» 93.
[9].  «аль-Бакара» 178.
[10].  Абу Дауд, Дият 17; Насаи, Касама 29.
[11]. Абу Дауд, Дият 3; Тирмизи, Дият 13.
[12]. «аль-Бакара» 179.
[13].  «аль-Бакара» 178.