Он был среднего роста, с желтоватой кожей. Его лицо было красивым, а борода седой. Он имел пропорциональное сложение. Он был совершенным праведником, обладавшим явными и тайными знаниями. Его особенностью являлась способность говорить ясно и доходчиво для каждого. Он умел раскрывать и развивать скрытые в людях качества. Его тяготение к Истине и упоение ею превозобладали над трезвостью его рассудка и представительностью, отчего его прозвали «Дервиш Мухаммад».
Двадцать первым в золотой цепи преемственности стал Дервиш Мухаммад из Самарканда. Он был сыном родной сестры Кады Мухаммада Захида, от которого и получил свое духовное посвящение. От него же получил явные и скрытые знания. Под его духовным воздействием проникся любовью и примкнул к каравану постигших.
До того как примкнуть к своему дяде, он пятнадцать лет занимался зухдом, риязатом и муджахада. Его пристанищем стали обители дервишей, пищей – голод, а занятием – зикр и фикр.
Говорится, что однажды от сильного голода он упал. Подняв
голову к небу, он от беспомощности своей и бессилия закричал: «О мой Аллах». И тогда Всевышний Аллах вывел к нему Хыдра. Хыдр (алейхиссалям) сказал: «Если ты желаешь стать терпеливым и благодарным рабом (своего Господа), ступай к своему дяде Мухамаду Захиду, и он укажет тебе на тот духовный путь, по которому тебе нужно будет следовать».
После этого Дервиш Мухаммад поспешил к Мухаммаду Захиду и передал себя в его подчинение. Так, под его наставничеством он приступает к служению. Он набирается знания на его уроках и постигает мудрость на его сохбетах. Когда же он достигает уровня духовного совершенства, достаточного, чтобы призывать людей к Истине, шейх назначает его преемником.
А когда шейх умирает, он занимает его пост и остается на нем
до самой смерти (970/1562). Могила его находится в селении
Дасферар рядом с Самаркандским Бустаром.
В период своего духовного наставничества он активно боролся против заблуждений и нововведений, распространившихся на территории Самарканда. Он прикладывал огромные усилия для воспитания и наставления людей. Воспитал очень много мюридов и преемников. Но, может быть, по причине желания не привлекать к себе внимания, а может потому, что он занимался духовным наставничеством сразу после таких двух
великих повелителей человеческих душ, как Убейдуллах Ахрар и Кады Мухаммад, произведения и преемники которых распространились по всему свету, он остался несколько в тени. По этой причине, как о нем самом, так и о пришедшем сразу же после него Хаджеги Мухаммаде Имканаги, сведений в источниках очень мало. В период жизни Дервиша Мухаммада во главе Османского государства стояли такие великие правители, как Явуз Султан Селим и Кануни Султан Сулейман. Поэтому знания, адаб и тасаввуф нашли тогда широкое распространение. Именно Кады Мухаммад оказал сильное влияние на духовную жизнь шейхов тариката Хальветийя Меркеза Эфенди и Сунбуля Эфенди.
Шейхи ветви Ахрарийя тариката Накшибандийя еще при
Убейдуллахе Ахраре оказывали влияние на правителей Османов, в частности самого Фатиха Султана. Именно в те годы преемники Убейдуллаха Ахрара, которого Фатих Султан Мехмед так сильно почитал, что даже отправлял к нему своих послов, прося особых ду’а и благословения шейха, стали проникать в Анатолию, добравшись и до Стамбула. Первым из них был Симавлы Абдуллах Иляхи. Это тот самый Абдуллах Иляхи, который воспитал покоящегося на кладбище Фатих Стамбула Амира Бухари и переводчика Нафахатуль-Унс Бурсалы Ламии Челеби. Некоторые источники пишут, что некоторые из первых представителей Накшибандийского тариката прибыли в Анатолию с войсками Тимура. Последователи тариката Накшибандийя были близки к Тимуру и на первых порах не имели отношений с Османами, но в эпоху Фатиха Убейдуллах Ахрар и Мулла Джами открыли для себя Анатолию заново. Однако эта колея, которая была протоптана к Османам преемниками Убейдуллаха Ахрара, еще долгое время не давала особых результатов. Наибольшее воздействие тарикат Накшибандийя начал оказывать на Османское государство в эпоху после Мавляны Халида аль-Багдади. Второе знакомство Османов с Накшибандийей началось с приходом в тарикат Имама Раббани и достигло своего пика при Мавляне Халиде, и уже в XIX веке Накшибандийя стал одним из самых распространенных тарикатов в Стамбуле, Анатолии и на всех Балканах.
Источники: аль-Хадаикуль-вардиййа, с.177; Адаб, с.58; ад-ДурарунНадид с. 41; Хадикатуль-Аулия, II, с. 88-89; Иргамуль-Марид, с.67; Иргамуль-Марид Пер. с. 82-83.