ПОДЕЛИТЬСЯ

Джаназа-намаз — заупокойная молитва. Намаз, который читается умершему мусульманину.

Такой намаз является фардом кифайя. Фард кифайя — это обязательное действие, которое должен совершить хотя бы один верующий человек из населённого пункта. То есть, если в городе умирает мусульманин, то хотя бы один человек из этого города должен прочитать по нему джаназа намаз. Если же этого не случится, то грех будет на всех верующих людях, которые проживают в этом городе.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

«Если в джаназа-намазе за какого бы то ни было покойника примет участие община мусульман численностью в сотню человек и все они будут ходатайствовать за него, то Аллах непременно примет их ходатайство». (Муслим, 947).

Как совершать джаназа-намаз?

Джаназа намаз следует совершать, учитывая все обязательные условия любого намаза:

  • очищение;
  • время (после того, как покойника омоют и завернут в саван);
  • чистота;
  • аурат;
  • кибла;
  • намерение.

Намерение следует делать на совершение джаназа-намаза. Совершать заупокойную молитву необходимо рядом с телом усопшего, омытого и завёрнутого в саван.

Совершающий джаназа намаз должен стоять перед могилой и перед Киблой.

  1. Намерение.
  2. Первый такбир.
  3. Читается дуа Сана. «Субхаанакя Ллаахумма уа бихамдикь, уа табааракя-смукь, уа та‘аляя джаддукь, уа ля иляха гайрукь». Перевод:«О Аллах, Ты далек от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всем, высоко величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».
  4. Второй такбир.
  5. Прочитать салават.
  6. Третий такбир.
  7. Читается дуа: «Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар». Перевод: «О Аллах, прости его, помилуй и защити. Будь щедр к нему. Сделай просторной его могилу. Омой его водой, снегом и градом. Очисть его от прегрешений, подобно очищению белоснежной одежды от грязи. Дай ему взамен обитель и окружение лучшее, чем было. Введи его в Рай и защити от мучений в могиле и адского наказания».
  8. Затем читается следующее дуа:«Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах». Перевод: «О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий, те, кому Ты даруешь жизнь, дай им возможность жить в соответствии с Исламом. Те же, кого Ты забираешь, предоставь им возможность уйти с верой. О Аллах, воздай нам благом за него [за совершенную над ним погребальную молитву] и не сбивай нас с пути правильного после смерти его!»
  9. Четвёртый такбир.
  10. Салям.

Руки поднимаются только во время первого такбира.

Если же человек уже погребён, то можно совершить намаз у его могилы.

‘Иззуддин ибн ‘Абдуссалям в своей книге «Кава‘ид аль-ах’кам фи масалих’ аль- анам» пишет об этом следующее:

«Что касается омывания усопших, заворачивания в саван, переноса на кладбище и погребения, то на это имеют право в первую очередь родственники умершего, ибо у них больше всего жалости к усопшему, и это побуждает их выполнить все эти обязанности по отношению к усопшему наилучшим образом.  Также у отца усопшего больше прав на всё это, чем у сыновей усопших, потому что жалость и сострадание отца полноценнее, чем сына.

Точно так же более близкому родственнику отдаётся предпочтение (больше прав быть имамом) при совершении джаназа-намаза за усопшего, ибо этот намаз является ходатайством за умершего. А родственник усопшего, имея к нему чрезмерное сострадание и печаль, более усерднее, чем посторонние люди, делает дуа за него».

Также можно участвовать в джаназа-намазе на расстоянии, если умерший уже в могиле. Такое часто практикуется в мусульманских общинах во время джума либо после вечернего намаза.

Подпишись на наш дзен, а также и на другие соцсети:

Zen — https://zen.yandex.ru/islam_ihlas

Instagram — https://www.instagram.com/mro_risalyat/

Телеграм — https://t.me/islamihlas

Вконтакте — https://vk.com/islam_ihlas

Youtube — https://www.youtube.com/risalyat