Днями ат-ташрик называются три дня, следующие за праздником Курбан-байрам.
В Коране говорится: «Поминайте Аллаха в считанные дни. Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха» (Сура «аль-Бакара», аят 203).
Ранее словом «ташрик» (от арабского слова «шурук» или «ишрак») называли способ заготавливания мяса, который практиковали аравийские паломники до Ислама. Этот процесс схож с вялением, когда свежее мясо засаливают и дают высохнуть на солнце. Такое мясо отлично хранится без холодильников и может транспортироваться на большие расстояния.
На протяжении дней ат-ташрик мусульмане продолжают отмечать праздник Ид аль-Адха. В эти дни нежелательно держать пост, поскольку посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Не поститесь три дня ат-ташрика, ибо поистине, это дни еды и питья!» (Ахмад, ан-Насаи).
Мудрость этого повеления заключалась также в том, чтобы паломники могли насладиться праздником в полной мере. Мясо для жителей средневековой Аравии, несмотря на распространенность в этой местности скотоводства, считалось очень ценным продуктом. Таким образом, в эти дни паломники могли есть мяса принесенных в жертву животных вдоволь, не испытывая чувства вины.
Всевышний Аллах говорит: «Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Сура «аль-Хадж», аят 36).
Верующим, совершающим хадж, предписано как минимум два дня из дней ат-ташрик провести в долине Мина, то есть 11 и 12 дни месяца Зуль-хиджа. При желании паломник может остаться и на 13-й день, но это необязательно. В эти дни паломникам предписано проводить каждую ночь в долине Мина. После утреннего намаза хаджии могут покидать Мину, например, чтобы сходить на намаз в мечеть аль-Харам. Самый важный обряд этих дней – бросание камней в столбы Джамарата. Этот обряд олицетворяет побивание камнями шайтана. Согласно истории из Священного Корана, когда Пророк Ибрахим повел своего сына Исмаила (мир им обоим) на заклание, шайтан внушал Исмаилу проявить непокорность отцу. Исмаил (мир ему) отгонял шайтана, бросая в него маленькие камни. С тех пор паломники ежегодно посещают Джамарат и бросают камни в специально установленные столбы. Этих столбов всего три – маленький, средний и большой. Завершив бросание камней, паломники, повернувшись лицом к Мекке, совершают дуа и просят Всевышнего простить их грехи и принять их хадж. Затем они могут возвратиться в Мину. В 12-й день месяца Зуль-хиджа паломники также совершают обряд бросания камней в Джамарат и, если решают вернуться в Мекку, покидают Мину до захода солнца. Если они не успеют до этого времени, то паломники должны будут провести в Мине еще одну ночь.
Для тех, кто не смог совершить хадж, дни ат-ташрик также являются прекрасным временем для дополнительных поклонений.
Во-первых, в эти дни верующие (так же как и паломники), после каждого обязательного намаза, продолжают произносить такбир-ташрик. Во-вторых, после праздника Ид аль-адха, на протяжении двух дней, у верующих есть возможность совершить жертвоприношение. Те, кто уже совершил заклание, могут в эти дни посетить своих родных и близких, чтобы раздать часть мяса курбана. Также будет полезным в эти дни совершать больше дополнительных поклонений: читать нафль-намазы, Коран, возносить дуа о прощении и т.д. Каждый новый день – это награда и милость Всевышнего Аллаха, поэтому очень важно провести их с пользой для жизни земной и вечной. Пусть Курбан-байрам станет для всех мусульман началом духовного роста и самосовершенствования.