ПОДЕЛИТЬСЯ

Ислам — это великая религия. Через Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) Господь передал нам исключительную Книгу, книгу, в которой отражена Речь Создателя, книга, в которой есть ответы на все вопросы человечества. Также и сам Пророк Мухаммад является кладезем мудрости, читая его высказывания осознаешь, что Посланник Всевышнего был необычным человеком, человеком, который познал Всевышнего Господа Аллаха Субханаху ва Тааля.

В религии ислам есть ответ на любой вопрос, в том числе и вопросы современности. Одним из актуальных вопросов 20 и 21 века является вопрос нации и национализма. И в Коране, и в хадисах мы найдем, как правильно относиться к этим понятиям мусульманину.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! Не разузнавайте (о недостатках других людей), не шпионьте, не взвинчивайте цену (с целью обмана или нанесения ущерба), не завидуйте друг другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!»

Пророк призывал только к благому и всегда называл мусульман братьями.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату /в Исламе/ того же, чего желает самому себе».

Всевышний Аллах сказал: «Воистину верующие — братья». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни оставлять его без помощи».

Теперь посмотрим определения «национализма».

НАЦИОНАЛИЗМ — идеология и политика, направленные на разжигание национальной вражды и натравливание одной нации на другую (Энциклопедический словарь, 2012).

НАЦИОНАЛИЗМ — идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. Нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. (Большой энциклопедический словарь).

НАЦИОНАЛИЗМ — проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости национализм буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, подчиняющая классовые интересы трудящихся так наз. общенациональным интересам, а фактически — интересам эксплуататорских классов. (Словарь Ожегова, 2012).

НАЦИОНАЛИЗМ — Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними. (Словарь Ушакова, 2012).

Из всех этих определений, как и современных, так и советского времени, мы видим, что ничего позитивного в национализме нет. Это всегда выделение своей нации, это ощущение, что якобы твоя нация лучше других.

Призывал ли к этому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)? Может ли один человек называть другого братом, но считать, что его нация лучше? Нет, нет и еще раз нет. Мусульманину без разницы на то, какой нации его брат, он не смотрит на его расу, народ, то, где он родился, на его статус или происхождение, ведь он, его брат по вере.

В Коране Всевышний говорит: «Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями».(Али Имран, 103).

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь».( Али Имран, 103).

И Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, больше всех  из вас Аллах любит наиболее благонравных и проявляющих смирение, которые любят сами (т.е. братьев)  и пользуются любовью других, а самыми ненавистными из вас для Аллаха являются те, которые распространяют сплетни, разлучая друг с другом братьев (по вере)». (Ат-Тирмизи).

Аллах выделяет только богобоязненных людей, все люди равны перед Всевышним, в этом заключается идеал ислама.

И теперь самый главный аят по нашей теме, дающий ответ на поставленный в самом начале вопрос: «О люди, Мы сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Лучший среди вас перед Аллахом – богобоязненный. Поистине, Аллах Всезнающий». (Коран 49:13).

Имам аль-Куртуби, рассказывая о причине ниспослания данного аята, приводит слова ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что, когда в день взятия Мекки по приказу Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Билял (сахаб, имевший кожу черного цвета, родом из Эфиопии) взобрался на Каабу и прочел азан, `Аттаб ибн Асид ибн Абиль `Ис сказал: «Хвала Аллаху, забравшему душу моего отца, так что отец не видит происходящее сегодня». Харис ибн Хишам сказал: «Неужели Мухаммад не нашел никакого другого муадзина, кроме этого ворона?!» Сухайль ибн Амр сказал: «Если Аллах захочет, Он изменит это». Абу Суфьян сказал: «Я не скажу ничего, потому что боюсь, что Аллах известит об этом (Пророка (мир ему и благословение Аллаха) прим. пер.)». И ангел Джабраиль (алейхи ссалям) спустился и рассказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха) обо всём. Затем  Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стал расспрашивать их, и они во всём сознались.

В этом аяте предупреждение для нас — Всевышний сделал для нас испытанием разделение на народы и племена, дабы мы не возгордились друг перед другом, а видели в этом разделении Величие Господа и приняли, что лишь богобоязненные рабы Творца — любимы Им.

В сборнике хадисов имама Тирмизи передается от ибн Умара  (да будет доволен им Аллах)  приводится, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), читая проповедь в Мекке, сказал: «О люди, Всевышний Аллах снял с вас бремя джахилии (доисламская эпоха – прим. пер.) и уничтожил вашу гордость друг перед другом из-за ваших отцов. Люди делятся на две категории: добрые и богобоязненные, которые дороги Аллаху, и несчастные грешники, ничтожные перед Аллахом. Все люди – потомки Адама (мир ему), а Всевышний Аллах создал Адама  (мир ему) из земли».

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах)  передаются слова Посланника Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, Всевышний Аллах не смотрит на ваш облик и на ваше имущество, но на ваши сердца и поступки». (Муслим).

От Хузайфы передаётся, что Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все вы потомки Адама (мир ему), а Адам (мир ему) создан из земли. Люди стали гордиться своими отцами (т.е. своим происхождением – прим. пер.) и – поистине – перед Аллахом они слабее тараканов».

Теперь рассмотрим хадисы, которые напрямую касаются национализма, ведь подобное понятие существовало и у арабов, современников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Они были язычниками, считали,что богач — лучше бедняка, считали, что человек с белой кожей, лучше черного, что рабы, хуже своих хозяев, и все подобные неверные суждения проистекают из предосудительной гордыни, из-за неверия, неверия в Господа и Судный день, где все люди будут стоять перед своим Великим Творцом — голые и испуганные. Всех Всевышний уравняет, и каждый оставит все свое имущество в этом мире и ни одной монеты с собой не возьмёт в мир вечный.

Национализм при Пророке назывался «асабия» иоб этом понятии есть несколько хадисов.

«Не является одним из нас (из нашей мусульманской Уммы) тот, кто призывает к асабии, или тот, кто сражается за асабию, или тот, кто умирает за асабию» (передано Сунаном Абу Даудом) .

Передают, что нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) спросили: «О Посланник Аллаха! Что такое асабия?» и он ответил: «Это когда вы поддерживаете свою нацию (или племя) в притеснении других» (Сунан Абу Давуд, хадис №5119). По поводу всех форм асабии наш Пророк Мухаммад (мире му и благословение Всевышнего), обращаясь к своим последователям, сказал: «Оставьте это. Это мерзко и отвратительно» (Сахих Бухари и Муслима).

Также наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Воистину, Всевышний Аллах избавил вас от чувства гордыни, вызванную высокомерием времен джахилии и от восхваления своих предков. И теперь люди могут принадлежать к двум типам: Верующие, кто знает законы Аллаха; и грешники, кто творит неправедные дела. Все мы – дети Адама, и Адам был создан Всевышним Аллахом из глины. И люди должны оставить гордыню и кичливость своими нациями, потому что эта гордыня является ничем иным как тлеющим углем из горящих углей ада. И если они не оставят это, то Всевышний Аллах будет считать их низшими тварями, такими кто ниже даже последнего глиста, ползающего в экскрементах» (Сахих Бухари и Муслима).

Передано ат-Табарани и аль-Хакимом , что произошел случай, когда некоторая группа людей говорила о Салмане аль-Фарси как о человеке, занимающем низкое положение в обществе. Салман Фариси не был арабом, он был первым персом, принявшим Ислам. Эти люди рассуждали о более низком положении персов по отношению к арабам и, услышав это, Посланник Всевышнего Аллаха (мире му и благословение Всевышнего) провозгласил: «Салман принадлежит к семье Пророка».

Подобным поступком Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) порвал связь с людьми, которые оценивают человека по его национальному происхождению, по его роду или клану.

Передано в двух различных вариантах Ибн аль-Мубараком в двух его книгах Аль-Бирр и Ас-Салах, что однажды произошел спор между Абу Зарром и Билалом и Абу Зарр сказал Билалу: «Ты сын черной женщины». Услышав это высказывание, Посланник Всевышнего Аллаха очень сильно расстроился, и упрекнул Абу Зарра, сказав: «Ты сказал лишнее, Абу Зарр. Тот, чья мать имеет белую кожу, не имеет никакого преимущества, которое делает его лучше, чем сына матери с черной кожей». Этот упрек посланника Аллаха глубоко поразил Абу Зарра, так что он опустил свою голову на землю, поклявшись, что он не встанет на ноги до тех пор, пока Билал не поставит свою ногу на его голову. Этот случай опять ярко демонстрирует нам, что расовым, национальным ограничениям и предрассудкам нет места в Исламе. 

Пророк (мир ему и благословение) в прощальном хадже сказал: «Нет достоинства у араба над неарабом, кроме как в богобоязненности». (Имам Ахмад)

И все, кто притесняют людей из-за внешности, которой их одарил Всевышний Господь, будут наказаны, если они не покаются. Ведь Аллах говорит: «Проклятие Аллаха на притеснителя». (сура «Худ», аят 18).

Мы сами тоже не должны оставлять безнаказанными людей, считающих, что им дозволено унижать тех, кто им не нравится. Пророк всегда призывал к этому: «Тот из вас, кто увидит какое-либо зло, пусть исправит его рукой. Если на это не хватит сил, то пусть исправит его языком. Если и на это у него не хватит сил, то пусть будет против этого в своем сердце, и это является самым слабым проявлением веры» (Муслим, Иман, 78).

Националист — это человек, который проявляет глупость и высокомерие, возвышая себя над другими людьми, хвалясь лишь своим происхождением, для которого на самом-то деле он ничего не сделал. Лишь Аллах создаёт нас представителями какой-то нации. У нас нет ни малейшей заслуги в этом. Приписывать какой-либо нации какие-то негативные черты — это предрассудок и тупость.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Три качества губят человека: 1)Самодовольство; 2)Гордыня; 3)Высокомерие». (Бухари).

И Аллах, свят Он и Велик, сказал: «Я отведу от моих знамений тех, кто без права проявляет высокомерие» (Коран, 7:146).

Избегайте высокомерия, уважаемые братья и сёстры! Объединяйтесь, держась за вервь Аллаха! Все мы от одно отца Адама (мир ему) и нет у одного народы преимущества над другим. Восхищайтесь инаковостью, смотрите на изобилие прекрасных традиций других народов, проявляйте уважение друг другу — в мире и любви — красота великой религии ислам — красота покорности законам Всевышнего Господа Аллаха Субханаху ва Тааля.