ПОДЕЛИТЬСЯ

С прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) до сегодняшнего дня, века, в котором возможны клонирование и развивающийся искусственный интеллект, прошло 14 веков. Как говорил один греческий философ: «Всё течёт, всё меняется». Но одно останется неизменным до Судного дня – закон Господа.

Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр 15: 9).

Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Аллах сообщил, что Он оберегает Коран от того, чтобы в него добавили то, что к нему не относится, или чтобы из него удалили какие-либо его предписания, ограничения и повеления». См. «Тафсир Ибн Джарир» 7/14.

Мусульмане не сомневаются в том, что Коран Всевышнего Аллаха не искажен и останется таким вплоть до Судного дня. Однако по причине сомнений, сеемых врагами Ислама, некоторые невежды стали сомневаться в сохранности Сунны и достоверности любых хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), по причине чего около двух веков назад появилась даже целая секта так называемых коранитов, которые не признавали Сунну и хадисы, заявляя, что можно ограничиться одним лишь Кораном. Если ранее заблудшие течения не отвергали Сунну открыто, но противоречили ей словами и делами, или же отрицали некоторые достоверные хадисы, то эта новоявленная секта стала пропагандировать ненадобность Сунны.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) предупреждал свою умму: «Я запрещаю, чтобы кто-либо из вас, облокотившись на свой диван, говорил о том, что я повелел или же запретил: „Не знаю, мы следуем тому, что находим только в Коране!“» ат-Тирмизи 2663, Абу Дауд 4605, Ибн Маджах 13. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 162.

Также пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: „Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!“ Тогда как, поистине, то, что запретил посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!» ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 163.

 

Необходимо знать, что Сунна — это такое же откровение Всевышнего Аллаха, как и Коран! Всевышний Аллах сказал о Своем пророке (мир ему и благословение Всевышнего): «Поистине, он не говорит по прихоти, это только откровение, которое ниспосылается!» (ан-Наджм 53: 3-4).

 

Аят точно и понятно разъясняет, что слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о религии являются откровением от Господа.

Всевышний также сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (ан-Ниса 4: 113).

Господь говорит в Священном Коране: «И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах — Проницательный, Ведающий» (аль-Ахзаб 33: 34).

Имам аш-Шафи говорил: «Аллах упоминает о Писании, а это Коран, а затем упоминает о мудрости, а я слышал, как обладающие знанием о Коране говорили: „Мудрость — это Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)“!» См. «ар-Рисаля» 78.

Следовательно, в Коране Всевышний говорит людям, что Сунна — это Его откровение. Об этом говорил и сам пророк (мир ему и благословение Всевышнего). Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему (Сунна)! Я опасаюсь удовлетворенного человека, лежащего на своем диване и говорящего: „Следуйте этому Корану! Что найдете в нем дозволенным, считайте это дозволенным, а что найдете запретным — запретным!“» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2870.

Поэтому благочестивые саляфы (ученые первых трёх веков) говорили, что ангел Джибриль (мир ему) приходил к пророку (мир ему и благословение Всевышнего) с откровением Сунны так же, как и с аятами Корана. Хассан ибн ‘Атыя сказал: «Ангел Джибриль ниспосылался к пророку (мир ему и благословение Всевышнего) с Сунной и обучал его ей так же, как и Корану». Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 23, ад-Дарими 588. Иснад достоверный. См. «Фатхуль-Бари» 13/291.

Исма’иль ибн ‘Убайдуллах говорил: «Нам необходимо оберегать и принимать то, что пришло от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь Всевышний Аллах сказал: „Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам!“ (аль-Хашар 59: 7). И это (Сунна и хадисы) для нас по положению подобно Корану!» Ибн Наср аль-Маруази в «ас-Сунна» 88.

Ведь сомнение в Сунне или её непризнание дает повод врагам Ислама открыть кривой путь для самопроизвольного понимания и толкования Корана, что может привести к искажению понимания основ прекрасной религии!

 

‘Укъба ибн ‘Амир рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) однажды сказал: „Гибель моей общины в Книге и молоке!“ Его спросили: „О посланник Аллаха, что означают Книга и молоко?!“ Он ответил: „Будут изучать Коран и толковать его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах Всевышний! И будут любить молоко, по причине чего станут оставлять групповые и пятничные молитвы, удаляясь со стадом в степи!“» Ахмад 4/155. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2778.

Таким образом, в этом извещении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) содержится предостережение от двух вещей, которые приведут к гибели его общину:

  • Понимание Корана не в соответствии с Сунной.
  • Чрезмерное увлечение мирским, что отдалит человека от религиозных предписаний.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр назвал главу, в которой привел упомянутый хадис следующим образом: «О том, кто толковал Коран и размышлял над ним, будучи неосведомленным о Сунне», –  затем после того как привел этот хадис, сказал: «Приверженцы нововведений отвергали Сунну и стали толковать Коран не в соответствии с тем, как разъяснила его Сунна, по причине чего впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других!» См. «Джами’уль-баяниль-‘ильм» 1/472.

 

Всевышний сказал Своему пророку (мир ему и благословение Всевышнего): «Мы ниспослали тебе Напоминание (Коран), чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахль, 43-44).

 

Если бы Коран был лёгким для любого человека, то для чего же Аллах велит Своему пророку (мир ему и благословение всевышнего) разъяснять людям аяты? И если в этом объяснении нуждались даже сподвижники, которые были свидетелями ниспослания откровения, то разве можно себе представить, что последующие поколения не будут нуждаться в разъяснении Корана? Как людям выполнять намаз, пост, хадж и другие поклонения без Сунны и хадисов, в которых Посланник Аллаха пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) подробно разъяснил и описал эти обряды?! К тому же правильно понимать смысл Корана невозможно без Сунны. К примеру, Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них — безопасность, и они на верном пути» (аль-Ан’ам 6: 82). Как можно трактовать данный аят Корана без разъяснения Пророка (мир ему и благословение Всевышнего)?! Когда этот аят был ниспослан, сподвижники поняли слово «несправедливость» в его общем значении: каждый совершает ошибки, даже если они незначительны. Поэтому они сказали: «О посланник Аллаха, разве есть кто-либо, кто не причинил себе несправедливость (совершением греха)?» На что пророк (мир ему и благословение Всевышнего) объяснил своим сподвижникам, что под «несправедливостью» в аяте речь идёт о многобожии, и сказал: «Разве вы не слышали, что сказал Лукман своему сыну: „Поистине, многобожие — великая несправедливость!“» (Лукъман 31: 13).

Или другой аят Корана: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тому уготован Адский огонь, в котором он будет пребывать вечно!» (аль-Джинн 72: 23).

Но разве любое ослушание Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Всевышнего) приводит в Ад навечно?!

Абу Надра рассказывал, что, когда они находились рядом со сподвижником ‘Имраном ибн Хусайном, который рассказывал хадисы пророка (мир ему и благословение Всевышнего), один человек выразил свое недовольство и сказал: «Поведал бы ты лучше нам о Книге Аллаха». Тогда разгневался ‘Имран и сказал: «Поистине, ты глупец! Аллах упомянул в Коране о закяте, так где указание в нем о том, что с двухсот дирхамов следует выплачивать пять?! Упомянул о молитве, так где указания на то, что обеденная молитва из четырех рак’атов?! Упомянул об обходе (тауаф) вокруг Каабы, так где указание на то, что их семь?! Поистине, все это толкует и разъясняет Сунна!» аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 104, Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/235. Иснад достоверный.

 

Разве может возникнуть сомнение в том, что Сунна и хадисы оберегаются Аллахом так же, как и Коран, ведь Сунна является одной из основ религии ислам?!

 

Имам Ибн Хазм процитировал аяты: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр 15: 9). «Скажи: „Я предостерегаю вас посредством откровения“. Но глухие не слышат зова, даже когда их предостерегают» (аль-Анбия 21: 45).

 

И после этого Ибн Хазм сказал: «Всевышний Аллах сообщил, что слова Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются откровением, а откровение без каких-либо разногласий является Напоминанием (Зикр), а Напоминание охраняемо Аллахом, как на это указывает Коран! И достоверно известно, что слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) охраняемы Аллахом». См. «аль-Ихкам» 1/98.

 

Также Ибн Хазм об аяте: «Мы ниспослали Напоминание (Зикр), и Мы оберегаем его», сказал: «Слово „Зикр“ охватывает все, что ниспослал Аллах, будь то Коран или Сунна!» См. «аль-Ихкам» 1/115.

Если говорить о слабых или выдуманных хадисах, то это никак влияет на Сунну в общем, ведь подобные хадисы, по милости Аллаха, мухаддисы сразу же выявляли во все времена. И подобное никоим образом не указывает на то, что Сунна и хадисы не защищаются от искажения. Это все равно, что какой-то враг Аллаха придет и прочитает несведущим людям что-то и скажет: «Вот так сказано в Коране!» Но ведь любой мусульманин может открыть Книгу Аллаха и узнать, что это ложь, а не аят Корана. Аналогичная ситуация и с хадисами. Любой мусульманин может взять сборники хадисов, составленные более чем тысячу лет назад и сверить, существуют ли те или иные хадисы или нет, а если есть, то достоверный ли он или нет. И как раз то, что во все времена можно было отличить достоверные хадисы от слабых и выдуманных указывает на тот факт, что Сунна защищается Всевышним Господом!

Известно со времен праведных предшественников то, какое усилие приложили для сохранности хадисов имамы-мухаддисы, и как они создали целую науку для отделения достоверных от недостоверных хадисов. Поэтому саляфы говорили, что знатоки хадисов, словно специально были созданы Аллахом для охраны Сунны! Суфьян ас-Саури сказал: «Ангелы являются хранителями небес, а знатоки хадисов являются хранителями земли». См. «Шарафу асхабиль-хадис» 85.

Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) долго рассказывал нам о даджале (антихрист) и среди прочего он сказал: «Явится даджаль, которому будет запрещено входить в Медину, и остановится на одном из солончаков за пределами Медины, и выйдет к нему в тот день лучший из людей, который скажет: „Я свидетельствую, что ты — даджаль, о котором поведал нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!“ Тогда даджаль спросит людей: „Скажите, если я убью его, а потом оживлю его, останутся ли у вас сомнения в этом (что он бог)?“ Они скажут: „Нет“, и тогда он убьет его, а потом воскресит, и когда он воскресит его, этот верующий скажет: „Клянусь Аллахом, никогда знание мое не было столь сильным, как сегодня (в том, что он действительно даджаль)!“ — после чего даджаль воскликнет: „Я хочу снова убить его, но уже не могу этого!“» аль-Бухари 1882.

В другом хадисе сказано, что пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сообщил: «Когда явится даджаль, к нему пойдет один человек из числа верующих, и встретят его дозорные даджаля, которые спросят его: „Куда ты идешь?“ Он скажет: „Я иду к тому, кто появился среди нас“. Они спросят его: „Разве ты не веруешь в нашего Господа?!“ Он скажет: „Нет ничего такого, что было бы неизвестно о нашем (истинном) Господе!“ Тогда они скажут: „Убейте его!“, — но станут они и говорить друг другу: „Разве не запретил вам господь ваш (даджаль) убивать кого бы то ни было без его ведома?“, — после чего поведут его к даджалю. Увидев его, этот верующий воскликнет: „О люди, это ведь даджаль, о котором говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!“ Тогда по приказу даджаля его положат на живот, и он скажет: „Схватите и нанесите ему увечья!“, — и ему нанесут множество ударов по спине и животу, после чего даджаль спросит: „Разве ты не веруешь в меня?“, — а он скажет: „Ты — даджаль!“ И после этого по его приказу (этого верующего) распилят надвое от середины головы и до ног, а потом даджаль пройдет между двумя его частями тела и скажет ему: „Восстань!“, — и он поднимется. После этого он спросит: „Разве ты не веруешь в меня?“, — на что тот ответит: „Я только узнал тебя еще лучше!“ А потом верующий скажет: „О люди, поистине, после меня не сделает он подобного ни с кем из людей!“, — и тогда Антихрист схватит его, чтобы зарезать, но Аллах превратит в медь его части тела, что находятся между шеей и ключицей, и даджаль ничего не сможет с ним поделать. И тогда он схватит его за руки и за ноги и бросит, и люди посчитают, что он бросил его в огонь, но будет он брошен только в Рай!» И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И станет этот человек пред Господом миров величайшим шахидом из числа людей!» Муслим 2938.

В этих хадисах содержится ясное указание на то, что Сунна и хадисы пророка (мир ему и благословение Всевышнего) будут сохранены вплоть до наступления Судного дня, поскольку этот верующий человек узнает даджаля, а о даджале сказано только в хадисах, ведь о нем нет никакого упоминания в Коране.

Знание Сунны является спасением от искушения и смуты! Ведь знание подобных хадисов о даджале укрепит верующего.

Все упомянутое является ясным доказательством того, что Всевышний защищает Сунну и хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) так же, как и Коран, и в этом не сомневаются те, кто желает истины!

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Всевышний Аллах охраняет Сунну посредством людей (мухаддисов), отделяющих то, что внесли в хадисы из числа лжи, слабости и ошибок. Они установили в этом величайшую точность и охраняли это величайшим сохранением!» См. «Тафсир Ибн Раджаб» 1/605.

В наше время некоторые люди считают себя в праве менять установленные Господом правила. Они говорят, что изменилось время, изменилось место, изменились люди, поэтому и шариат должен обновляться, необходимо реформировать ислам, ревизионировать вероучение. Но как они могут после этого называть себя мусульманами? Ведь в Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и в Священном Коране, ниспосланном Пророку Самим Господом миров, сказано, что законы последнего Пророка действуют до Судного дня. Даже пророк Иса (мир ему), спустившись с небес, будет соблюдать шариат пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) без изменений, таким, какой он был и во времена последнего посланника. Верующие люди не должны подстраиваться под властьимущих и богачей, которые не хотят служить никому, кроме своего нафса, а наоборот, должны приучать людей к смирению. Религия Ислам легка и очень проста, Господь не заставляет людей делать то, что им не под силу: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (Аль-Бакара, 286-й аят). Некоторые, вместо того, чтобы подчинить своё тело и свой дух преклонению перед Божественным Всемогуществом, упиваются скоротечными жизненными блаженствами, что приводят их к гибели. Такие люди ищут себе оправдание, они боятся смерти и хотят слыть религиозными и благочестивыми, но отказаться от своих порочных мыслей, от своего мерзкого образа жизни, от своих желаний и честолюбия им не под силу. Поэтому они хотят перевернуть всё с ног на голову и внести изменения в религию Аллаха. Но Аллах Всезнающий и Всевидящий, поэтому Он всегда знал о таких людях и предупредил, что защитит Священный Коран. Мы должны помнить, что закон Аллаха – навсегда, все решения, противоречащие Корану и Сунне, не являются Божественным законом. Не нужно следовать за теми, кто призывает к легкомыслию и беспечности, следуйте за теми, кто отрёкся не только от харама, но и от  сомнительного, и от части дозволенного, чтобы приблизиться к Всевышнему.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечи и сказал: “Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник”».

(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил:

 

«Если ты дожил до вечера, то не жди (, что доживёшь и) до утра, а если ты дожил  до утра, то не жди(, что доживёшь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни — (то, что пригодится) для твоей смерти». Этот хадис передали Ахмад 2/24, 41, аль-Бухари 6416, ат-Тирмизи 2333.

Чтобы понять истинную красоту религии ислам нужно читать не людей, стремящихся заработать на продаже своих книг, а мусульманских классиков.

Когда у Джунайда аль-Багдади спросили: «Что такое полезные знания?», – он ответил: «Полезные знания это те знания, которые приводят тебя к Всевышнему Аллаху, это те знания, которые приводят тебя к смирению, подвигают тебя на постоянную борьбу с собой, приводят тебя к контролю за своим поведением, ведут тебя к страху перед Всевышним Аллахом, к отказу от этого мира и от тех, кто стремится к этому миру, полезные знания приучают тебя обходиться малым в этом мире, отдаляться от тех, кто живет лишь этим миром, то есть от богатых людей, которые увлечены этим миром, и полезные знания – те знания, что помогают оставить то, что в этом мире для тех, кто живет этим миром. Полезные знания, это те знания, которые учат тебя, приводят тебя к тому, чтобы ты был добрым, искренним наставником и советником для людей, полезные знания учат тебя по-доброму относиться к людям, любить и сидеть с бедными, полезные знания открывают сердце к почитанию любимцев Всевышнего Аллаха, полезные знания – это те знания, которые приносят тебе пользу».

«Я боюсь для вас двух вещей: трата времени на мечты о земном и следование за страстями. Так будьте же сыновьями вечной жизни и не будьте сыновьями преходящего мира», — сказал Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах).

Имам аш-Шазали сказал: «Не полюбит Всевышний Аллах человека до тех пор, пока он не возненавидит этот мир и не отречётся от благ обоих миров».