ПОДЕЛИТЬСЯ

Ислам был ниспослан для того, чтобы научить справедливости и установить ее как в материальной, так и в духовной сфере. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал «Всевышний Аллах чист и любит чистоту»[1]. Чистота должна присутствовать во всех сферах нашей жизни. В повседневной жизни мы посещаем десятки супермаркетов и магазинов, в которых предлагаются сотни видов продуктов. Часто мы делаем покупки в мясных отделах магазинов. Если мы живем в деревне, то сами режем скот или занимаемся охотой. Совершать покупки для удовлетворения своих потребностей – наша естественная необходимость. Но всегда ли мы задумываемся о дозволенности и недозволенности пищи с точки зрения Ислама (будь то продукты, купленные в магазинах или мясо животных, зарезанных нами)? Иными словами, что из потребляемого нами разрешено, а что запрещено? Что и как мы можем употреблять в пищу?
В этом разделе мы постараемся ответить на эти вопросы в свете Корана и Сунны. Более подробно мы остановимся на очень важном для нашей страны вопросе о мясных продуктах. Затем мы разъясним, какое мясо можно употреблять. Несомненно, Всевышний Аллах, создавший нас и давший право на жизнь, дал людям неисчислимые блага. В одном из аятов Всевышний Аллах говорит:

يَاۤ اَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْاَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا
«О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто»[2].
То есть, Всевышний требует от нас, чтобы мы ели лишь чистое и разрешенное.
В аяте суры «аль-Бакара» подробно указано, какие продукты запрещены Аллахом:

اِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْز۪يرِ وَمَاۤ اُهِلَّ بِه۪ لِغَيْرِ اللّٰهِ
«Воистину, [Аллах] запретил вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха»[3].
Здесь четко обозначено то, что нельзя употреблять в пищу.
ЗАПРЕЩЕННАЯ ПИЩА

1. Мертвечина.
Животные, умершие от болезни, задушенные, убитые ударом по голове, разбившиеся, упав с высокого места, умершие от ран, нанесенных другими животными или убитые каким-либо иным способом, считаются мертвечиной.
Под эту же категорию попадают животные, убитые и разорванные хищниками. Это тоже мертвечина и является нечистой. Но Всевышний Аллах повелевает в суре «аль-Маида»:

اِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ
«если только вы не заколете ее по предписаниям»[4]
Из этого следует, что если животные, упавшие с высоты, или пораненные другими животными, или оглушенные ударом по голове будут зарезаны с именем Аллаха до смерти, то их мясо будет считаться разрешенным (халяль). Эти животные мертвечиной не являются.
В чем мудрость запрета мертвечины?

Трупы животных, то есть мертвечина, во-первых, неприятна на вид и вызывает отвращение. Во-вторых, она вредна для здоровья. В мясе животного, не зарезанного должным образом, содержатся вредные для организма вещества. Что же касается тех животных, которые умерли своей смертью, то причина их смерти заключается, скорее всего, в отравлении или болезни, и вредность употребления такого мяса в пищу очевидна.

2. Куски мяса, вырванные из живых животных.

Мясо, вырванное или вырезанное из живого животного, считается мертвечиной и категорически запрещено. При подобном действии животное мучается, тогда как Исламские принципы не позволяют обижать не только людей, но и животных. На эту тему есть хадис от Абу Вахида аль-Лайси, который сообщает, что в период переселения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медину некоторые люди этого города отрезали курдюки овцам и горбы верблюдам. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) объявил: «Кусок мяса, срезанный с живого животного, является мертвечиной»[5], запретив тем самым употребление подобного в пищу.
3. Кровь.

Одним из запретных продуктов является кровь. В 173 аяте суры «аль-Бакара» кровь обозначена словом «дамм» и входит в число запрещенных продуктов. Есть также аят в суре «аль-Ан`ам»:

قُلْ لَاۤ اَجِدُ ف۪ي مَاۤ اُوۧحِيَ اِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلٰى طَاعِمٍ يَطْعَمُهُۤ

اِلَّاۤ اَنْ يَكُونَ مَيْتَةً اَوْ دَمًا مَسْفُوحًا اَوْ لَحْمَ خِنْز۪يرٍ

فَاِنَّهُ رِجْسٌ اَوْ فِسْقًا اُهِلَّ لِغَيْرِ اللّٰهِ بِه۪
«Скажи [, Мухаммад]: «В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи – ибо все это скверна, а также [мясо] запретного [животного], заколотого не с именем Аллаха»[6], в котором кровь также запрещена.
Анализируя этот аят, можно понять, что употребление пролитой крови в любом виде и с любой целью является запретным.
Мудрость запрета употребления крови в пищу.

Кровь по своей природе нечиста, так как в ней циркулируют продукты метаболизма и распада веществ, то есть шлаки. Поэтому Всевышний Аллах запретил употреблять кровь, чтобы сохранить здоровье человека.
Кроме того, употребление крови в пищу противоречит природе человека, который был создан в наилучшем виде, и который потенциально способен превзойти даже ангелов.
Кровь является символом дикости и агрессии. Тогда как по Исламу запрещено употреблять в пищу все, что способно изменить природу человека, созданного в самом совершенном виде, в худшую сторону, низвергнуть его до состояния животного и настроить против Всевышнего Аллаха. Кровь как раз входит в категорию таких продуктов.
4. Свинина.

Одним из продуктов, на которые распространяется запрет, является свинина. Хотя свинина во многих странах употребляется в пищу, сама свинья всегда была низким и презираемым животным. Во многих западных странах люди выражают свой гнев и презрение друг к другу словами: «Грязная свинья!». Свинина запрещена и в иудаизме, и христианстве. Чтобы подробнее изучить вопрос, обратимся к Корану. Всевышний Аллах говорит:

اِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْز۪يرِ
«Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи…»[7] В другом аяте говорится:

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْز۪يرِ
«Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину…»[8] Еще в одном аяте говорится:

: اِلَّاۤ اَنْ يَكُونَ مَيْتَةً اَوْ دَمًا مَسْفُوحًا اَوْ لَحْمَ خِنْز۪ير
«…я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи…»[9]
И из всего этого следует, что употребление свинины категорически запрещено.
Мудрость запрета на свинину.

Аллах создал человека в лучшем виде и желает, чтобы он сохранял свое состояние. Аллах Чист и любит чистых. А свинья обычно питается грязным, протухшим, зловонным. То есть, по своей природе и склонностям она вызывает отвращение и никак не годится в пищу. В щетине и на коже свиньи находятся канцерогенные вещества, а ее организм заражен различными паразитами, такими как трихина и солитер. Научные исследования доказали, что у людей, употребляющих свинину, в пожилом возрасте происходит закупорка сосудов.
Свинина не только угрожает здоровью человека, но она также отрицательно влияет на него и с точки зрения психологии и нравственности. Известно, что свинья – это единственное животное, которое не испытывает ревности по отношению к своему партнеру. Тогда как человек – это существо очень восприимчивое к воздействию внешней среды. Поэтому характер человека, его психологический портрет и поведение зависит от среды обитания, потребляемой пищи и воспитания. Например, поведение и характер вегетарианца и человека, питающегося в основном животной пищей, будут различаться. Известно, что вегетарианцы обычно более мягкие и миролюбивые.
Таким же образом, в поведении и характере человека, употребляющего свинину, вполне естественно появляются некоторые нездоровые наклонности, такие как отсутствие ревности по отношению к супругу (супруге) и безразличное отношение к некоторым вопросам чести и достоинства.
Одним из главных факторов притупления чувства ревности в западном мире является потребление свинины.
Ислам запретил потребление свинины, чтобы сохранить естественные чувства и позволить человеку, созданному в качестве венца творения Всевышнего, жить в соответствии со своим предназначением. Главным фактором, дающим человеку возможность сохранить свою честь, является чувство ревности. Честь человека, не ревнующего свою супругу, вызывает сомнения.
Конечно, наверняка есть еще множество недоступных нашему знанию мудростей запрета свинины. Следует обратить внимание на то, что свинина и все производные от нее (сало, жир, сычуг и т.д.) являются запретными. Поэтому нужно более тщательно подходить к вопросу о таких часто употребляемых продуктах, как шоколад, печенье, кексы, бисквиты и т.д., в которых могут содержаться какие-либо производные свинины.
5. Животные, зарезанные не с именем Аллаха.

По Исламу разрешается использовать все блага, созданные Аллахом и не являющиеся запретными. Одним из этих благ является мясо. Как мы знаем, все незапрещенные виды мяса разрешается употреблять в пищу без всяких опасений, но нужно обратить внимание на то, что при небрежном подходе к этому вопросу мясо даже разрешенных животных может стать запретным (харам). Например, мясо таких животных, как корова, верблюд, коза, разрешено употреблять в пищу (халяль), но если они будут зарезаны не по канонам Ислама, то мясо этих животных станет запретным (харам). Животное должно быть зарезано с упоминанием и превознесением имени Аллаха. Мясо животного, зарезанного с именем другого божества или ради него, становится запретным. По этому поводу Всевышний Аллах говорит в аяте:

: اِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْز۪يرِ

وَمَاۤ اُهِلَّ بِه۪ لِغَيْرِ اللّٰهِ
«Воистину, [Аллах] запретил вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха»[10].
Это очень частый и актуальный вопрос. Под выражением «зарезанные не с именем Аллаха» подразумевается либо неупоминание имени Аллаха, либо упоминание каких-то других имен.
Ислам не только запрещает резать животных с именем другого божества, но также проклинает тех, кто совершает подобное действие. По этому поводу есть риваят от Али ибн Абу Талиба, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Аллах проклинает того, кто режет скот с другим, кроме Аллаха, именем»[11].
Как по канонам Ислама нужно резать скот?

Чтобы мясо было дозволенным, нужно знать, как по канонам Ислама следует резать скот. Из хадиса становится известным, что «Горло животного перерезается между нижней челюстью и местом, где шея переходит в туловище»[12]. Таков способ резки скота.
.Животному со словами «Бисмилляхи Аллаху Акбар!» (С именем Аллаха. Аллах Велик!) перерезается горло в месте, где оно переходит в туловище. Если человек, режущий животное, не произнесет эти слова умышленно, то мясо этого животного употреблять в пищу нельзя. В Коране Всевышний Аллах говорит:
وَلَا تَاْكُلُوا مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللّٰهِ عَلَيْهِ
«Не ешьте того, что [было забито] без упоминания над ним имени Аллаха»[13].
Если же человек забудет произнести эти слова или не сумеет из-за волнения, то мясо зарезанного животного можно есть. Потому что имя Аллаха упущено не умышленно, а по забывчивости. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «На мою умму не налагается ответственность при забывчивости и ошибке».
Можно ли есть мясо животных, зарезанных представителями других религий?

Ислам четко определил нормы общения с христианами и иудеями, называемыми также «людьми писания» (ахлюль китаб). Мусульмане могут жениться на женщинах людей писания и есть их пищу при отсутствии запретных моментов. Христиане и иудеи не должны резать животное с именем Иисуса или Узайра, потому что это будет являться признаком придания ровни Аллаху (ширк) и, соответственно, животное будет зарезано не с именем Аллаха.
Аят указывает, что мясо животных, зарезанных людьми писания, разрешено мусульманам в пищу:

اُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَطَعَامُ الَّذ۪ينَ اُوۧتُوا الْكِتَابَ

حِلٌّ لَكُمْ وَطَعَامُكُمْ حِلٌّ لَهُمْ
«Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им»[14].
Вместе с тем, мясо животных, забитых атеистами, язычниками, огнепоклонниками, индуистами, буддистами и др., запрещено для мусульман, потому что они отрицают Аллаха или придают Ему равных.
6. Мясо осла и мула.

Мясо осла и мула также запрещено Исламом для употребления в пищу. В риваяте от Джабира (радыйаллаху анху) говорится: «Во время осады крепости Хайбар Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил нам есть мясо осла»[15].
Мясо мула также запрещено, потому что мул является гибридом осла, и, по мнению подавляющего большинства ученых, мясо мула запретно.
7. Дикие животные, имеющие клыки. Хищники.

Ислам запрещает использовать в пищу мясо диких животных, имеющих клыки, и мясо хищных животных. К ним относятся такие животные, как медведь, волк, тигр, лев, леопард, гепард, гиена, рысь, лисица, шакал, собака, кошка, слон, обезьяна и другие.
На эту тему можно привести два хадиса Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Те из диких животных, которые имеют клыки, охотятся на других и убивают, запретны для употребления в пищу»[16]. И «Из диких животных те, которые имеют клыки, запретны для употребления в пищу»[17]. Кроме того, мясо кошки тоже запретно для употребления в пищу. Причем запрет распространяется также на продажу кошек и использование денег от их продажи. В риваяте от Джабира (радыйаллаху анху) говорится: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил нам есть кошек, а также продавать и использовать деньги от их продажи»[18]. В последнее время в некоторых мусульманских странах наблюдается уменьшение популяции кошек. Причина заключается в том, что бродячих кошек собирают и продают в страны, где их едят, в частности, в Китай. Упомянутый выше хадис запрещает торговлю кошками и использование денег от их продажи.
8. Хищные птицы.

Хищные птицы и птицы-падальщики также запретны для употребления в пищу. Эти птицы уже по своей природе вызывают отвращение, потому что питаются кровью, падалью и отбросами. Это такие птицы как ворона, орел, гриф, сокол, ястреб, коршун и другие.
В риваяте от Ирбада ибн Сария (радыйаллаху анху) говорится: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) при осаде крепости Хайбар запретил нам есть хищных птиц, имеющих когти, и мясо осла»[19]. Указанные в хадисе птицы категорически запрещены для употребления в пищу. Главная мудрость данного запрета состоит в том, что эти птицы питаются нечистой и запрещенной для человека пищей.
9. Насекомые, черви, земноводные, пресмыкающиеся, грызуны.

Грызуны (такие как мыши, крысы, хорьки и т.д.), насекомые (такие как мухи, пчелы, муравьи), земноводные (лягушки, жабы), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), а также черви запрещены для употребления в пищу. Исключение составляет лишь саранча. В доказательство тому можно привести хадис, переданный Ибн Абу Ауфом: «Я участвовал в семи походах вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), и во время этих походов мы вместе с ним ели саранчу»[20].
10. Некоторые животные, живущие в воде.

По мнению Абу Ханифы, такие животные, как раки, крабы, мидии, устрицы, омары, морские черепахи, морские коньки, не пригодны для употребления в пищу.

[1]. Муслим, Закят 65; Тирмизи, Тафсир «Аль-Бакара» (2992).
[2] «аль-Бакара» 168
[3] «аль-Бакара» 173
[4] «аль-Маида» 3.
[5].  «аль-Маида» 3.
[6].  «аль-Ан`ам» 145.
[7].  «аль-Бакара» 173.
[8].  «аль-Маида» 3.
[9].  «аль-Ан`ам» 145.
[10].  «аль-Бакара» 173.
[11]. Муслим, Адахи 45.
[12]. Бухари Забаих 24.
[13].  «аль-Ан`ам» 121.
[14].  «аль-Маида» 5.
[15]. Муслим, 24, 32.
[16]. Бухари Тыбб 11.
[17]. Муслим, Сайд 15; Муватта, Сайд 14; Тирмизи, Сайд 3; Насаи, Сайд 28.
[18]. Тирмизи Бую`49; Абу Дауд, Ат`има 26; Насаи, Сайд 30.
[19]. Тирмизи, Сайд 9.
[20]. Бухари, Сайд 13; Муслим, Сайд 52; Тирмизи, Ат`има 22; Абу Дауд, Ат`има 35; Насаи, Сайд 37.