ПОДЕЛИТЬСЯ

١٦٤. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:ИСЛАМ,Злословие и сплетни,Злословие – это говорить о своем брате по вере то, что ему бы не понравилось.- Если то, что ты сказал, – правда, то это злословие. Если нет, – то клевета.
«أَتَدْرُونَ مَا الْغِيبَةُ؟» قَالُوا: «اَللّٰهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ» قَالَ:
«ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ» قِيلَ: «أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ؟» قَالَ:
«إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ فَقَدِ اغْتَبْتَهُ وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ فَقَدْ بَهَتَّهُ».

1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды спросил:
— Знаете ли вы, что значит злословие (гайбат)?
Сподвижники ответили:
— Аллах и Его Посланник знают лучше.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Злословие – это говорить о своем брате по вере то, что ему бы не понравилось.
Один из присутствующих спросил:
— А если то, что я говорю, правда?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Если то, что ты сказал, – правда, то это злословие. Если нет, – то клевета. (Муслим, Бирр, 70; Абу Дауд, Адаб, 40/4874).

١٦٥. عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: قُلْتُ لِلنَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:
«حَسْبُكَ مِنْ صَفِيَّةَ كَذَا وَكَذَا» قَالَ غَيْرُ مُسَدَّدٍ تَعْنِي قَصِيرَةً فَقَالَ:
«لَقَدْ قُلْتِ كَلِمَةً لَوْ مُزِجَتْ بِمَاءِ الْبَحْرِ لَمَزَجَتْهُ» قَالَتْ:
وَحَكَيْتُ لَهُ إِنْسَانًا فَقَالَ: «مَا أُحِبُّ أَنِّي حَكَيْتُ إِنْسَانًا وَأَنَّ لِي كَذَا وَكَذَا».
2. Айша (радыйаллаху анха) передает:
«Как-то я сказала нашему досточтимому Пророку:
— Достаточно тебе и того, что Сафия маленького роста.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне на это:
— О Айша! Сейчас ты сказала такие слова, что, если бы их примешали в море, то вода бы в море испортилась.
В другой раз я изобразила перед ним одного человека[1].
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Если бы мне дали все самое ценное, что есть в этом мире, я не стал бы изображать человека так, как это ему не нравится». (Абу Дауд, Адаб, 35/4875; Тирмизи, Кыйамат, 51/2502; Ахмад, VI, 189).

١٦٦. عَنْ أَبِي بَرْزَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:
«يَا مَعْشَرَ مَنْ آمَنَ بِلِسَانِهِ وَلَمْ يَدْخُلِ الْإِيمَانُ قَلْبَهُ! لَا تَغْتَابُوا الْمُسْلِمِينَ وَلَا تَتَّبِعُوا عَوْرَاتِهِمْ فَإِنَّهُ مَنِ اتَّبَعَ عَوْرَاتِهِمْ يَتَّبِعُ اللّٰهُ عَوْرَتَهُ وَمَنْ يَتَّبِعِ اللّٰهُ عَوْرَتَهُ يَفْضَحْهُ فِي بَيْتِهِ».

3. Абу Барза (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«О те, кто подтвердил веру языком, но в сердцах которых еще не утвердилась вера! Не злословьте о мусульманах, не раскрывайте их недостатки! Если кто-то будет искать недостатки в другом, то и Аллах будет искать его недостатки. А если Аллах станет искать его недостатки, то ввергнет его в позор даже в его собственном доме». (Абу Дауд, Адаб, 35/4880; Тирмизи, Бирр, 85/2032; Ибн Касир, Тафсир, IV, 229).

١٦٧. عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: كُنَّا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَارْتَفَعَتْ رِيحُ جِيفَةٍ مُنْتِنَةٍ فَقَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:
«أَتَدْرُونَ مَا هٰذِهِ الرِّيحُ؟ هٰذِهِ رِيحُ الَّذِينَ يَغْتَابُونَ الْمُؤْمِنِينَ».
4. Джабир (радыйаллаху анху) передает:
«Мы находились с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Вдруг откуда-то повеяло запахом падали.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Вы знаете, что это за запах? Это запах тех, кто злословит о верующих». (Ахмад, III, 351).

١٦٨. عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَمَّا عُرِجَ بِي مَرَرْتُ بِقَوْمٍ لَهُمْ أَظْفَارٌ مِنْ نُحَاسٍ يَخْمِشُونَ وُجُوهَهُمْ وَصُدُورَهُمْ فَقُلْتُ: «مَنْ هٰؤُلَاءِ يَا جِبْرِيلُ؟» قَالَ:
«هٰؤُلَاءِ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ لُحُومَ النَّاسِ وَيَقَعُونَ فِي أَعْرَاضِهِمْ».
5. Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Когда я был вознесен в Ми’радж, я встретил группу людей, лица и грудь которых были расцарапаны медными когтями. Я спросил:
— О Джибрил! Это кто?
Джибрил (алейхиссалям) ответил:
— Это те, кто (злословя) поедал мясо людей и играл их честью и достоинством». (Абу Дауд, Адаб, 35/4878; Ахмад, III, 224).

١٦٩. عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: خَرَجَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ بَعْضِ حِيطَانِ الْمَدِينَةِ فَسَمِعَ صَوْتَ إِنْسَانَيْنِ يُعَذَّبَانِ فِي قُبُورِهِمَا فَقَالَ:
«يُعَذَّبَانِ وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ وَإِنَّهُ لَكَبِيرٌ كَانَ أَحَدُهُمَا لَا يَسْتَتِرُ مِنَ الْبَوْلِ وَكَانَ الْآخَرُ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ» ثُمَّ دَعَا بِجَرِيدَةٍ فَكَسَرَهَا بِكِسْرَتَيْنِ أَوْ ثِنْتَيْنِ فَجَعَلَ كِسْرَةً فِي قَبْرِ هٰذَا وَكِسْرَةً فِي قَبْرِ هٰذَا فَقَالَ:
«لَعَلَّهُ يُخَفَّفُ عَنْهُمَا مَا لَمْ يَيْبَسَا».

6. Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передает:
«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), выходя из одного сада в Медине, услышал стоны двух людей, подвергавшихся наказанию в могиле. Он сказал:
— Эти два человека подвергаются наказанию за грех, который им казался не особо страшным. На самом деле же их грех велик. Один из них не очищался от мочи, другой сплетничал.
Потом он попросил принести ветвь молодой пальмы. Пророк разделил ее на две части. Одну часть воткнул в землю у изголовья первой могилы, другую – у изголовья другой. Потом он сказал:
— Надеюсь, что пока ветви не засохнут, их наказание облегчится. (Бухари, Адаб, 49; Вуду, 55, 56; Джанаиз, 82. Отдельно см. Муслим, Тахарат, 111; Абу Дауд, Тахарат, 11; Тирмизи, Тахарат, 53; Насаи, Тахарат, 26; Джанаиз, 116; Ибн Маджа, Тахарат, 26).

١٧٠. عَنْ هَمَّامِ بْنِ الْحَارِثِ قَالَ: كُنَّا جُلُوسًا مَعَ حُذَيْفَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ فِي الْمَسْجِدِ فَجَاءَ رَجُلٌ حَتَّى جَلَسَ إِلَيْنَا فَقِيلَ لِحُذَيْفَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ: إِنَّ هٰذَا يَرْفَعُ إِلَى السُّلْطَانِ أَشْيَاءَ فَقَالَ حُذَيْفَةُ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ إِرَادَةَ أَنْ يُسْمِعَهُ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ:
«لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ قَتَّاتٌ».

7. Хамам бин Харис (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Мы сидели в мечети вместе с Хузайфой (радыйаллаху анху). Пришел один человек и сел рядом с нами. Хузайфе сказали:
— Этот человек является доносчиком султана.
Хузайфа (радыйаллаху анху) сказал так, чтобы не услышал тот человек:
«Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Человек, который переносит сплетни, не сможет войти в Рай». (Муслим, Иман, 170, 168, 169; Бухари, Адаб, 50. Отдельно см, Абу Дауд, Адаб, 33; Тирмизи, Бирр, 79).
Комментарии

Так как Всевышний очень любит Своих рабов, особенно мусульман, Он взял под Свое покровительство их души, имущество, честь и достоинство, сделал их неприкосновенными. Проявлением Его покровительства является то, что Он отнес злословие к величайшим грехам и сделал его запретным. Всевышний, запрещая злословие, защищает от нанесения обиды сердцам даже Своих грешных рабов. Значит, как ценна душа, все время пребывающая под наблюдением Аллаха! Другая причина, по которой злословие было запрещено, заключается в том, что оно вносит смуту в отношения между людьми. Нарушая мир, покой и братские отношения, злословие уничтожает эти чувства, являющиеся самыми важными основами жизни общества. Злословие, принося много вреда, порицается и разумом, и сердцем, и совестью, и религией. Поэтому наш Всевышний Господь в Священном Коране приводит такое описание, заставляющее содрогнуться:
«О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха, ведь Аллах – прощающий, милосердный» (аль-Худжурат, 49/12).
Так как злословие – это грех, в который легко впасть, то и меры, его предотвращающие, и наказание за него строги. Поэтому Всевышний Аллах в этом священном аяте приводит для злословия одно из самых устрашающих сравнений.
Так как тот человек, о котором злословят, не находится рядом, он так же беззащитен и слаб, как умерший. А тот, кто злословит, нападая со спины на своего брата, находящегося в таком положении, совершает своего рода предательство по отношению к нему.
В священном аяте задается вопрос: «Разве захочет кто-либо из вас?» Этим самым подчеркивается, что есть мясо умершего брата, безусловно, отвратительно. Ведь мясо человека, когда он и живой, считается нечистым и запретным (харам). Если человек с наслаждением поедает протухшее и поточенное червями мясо своего умершего брата, то это предполагает порочный разум, сердце и нравственность.
Злословие – это одно из наименований глупости, когда человек, способствуя прощению грехов того, кого он не любит, сам зарабатывает грехи. Саади Ширази пишет:
«Несчастного, чей кубок полон, а книга деяний черна, грехи приведут в Ад. Но за ним последует и другой, который, злословя о нем, не желал оставить там его одного». (Бустан, с. 236).
Злословие за спиной другого вызывает самые порочные болезни сердца, такие как самодовольство, лицемерие (рийа), зависть, пренебрежительное отношение к рабам Аллаха. Поэтому оно подводит человека под гнев Аллаха и наносит ему вред со всех точек зрения. Шейх Саади так говорит об этом:
«О добрый и разумный человек! Будь то хороший человек, будь плохой – не говори ни о ком дурное! Если тот, о ком ты отзываешься плохо, действительно плохой, то наживешь врага в его лице. Если же он хороший, то ты окажешься совершившим плохое деяние.
Когда к тебе приходит кто-то и говорит: «Такой-то плохой человек», то знай, он говорит о своем позоре. Ведь если он говорит «Дела такого-то такие», этому нужны доказательства. Просто сказать недостаточно. Он же не приводит доказательства своих слов. И они остаются всего лишь злословием. Так становится определенным, что он занимается злословием. А это великий грех. Поэтому его слова являются доказательством против него самого.
А не поведать ли тебе правду: «Когда ты злословишь, даже если ты говоришь правду, ты поступаешь дурно!..»
Один человек злословил о другом. Один ученый, присутствующий при этом, сказал:
«Не отзывайся дурно при мне о другом! Не заставляй меня дурно думать о тебе! Ибо, когда ты злословишь о другом, я начинаю тебя считать плохим человеком. И я не знаю, что будет от твоего злословия. Я предполагаю, что, злословя о нем, ты умаляешь его достоинство, но то, что ты отнял у него, не прибавят к твоему достоинству!» (Бустан, с. 234-235)
В таком случае, верующий должен быть внимательным к своим словам. Как прекрасна мера, о которой нам сообщил наш досточтимый Пророк:
«Или говори хорошее, или молчи!» (Бухари, Адаб, 31, 85; Рикак, 23; Муслим, Иман, 74; Луката, 14).
«Тот, кто молчит, спасен!» (Тирмизи, Кыйамат, 50/2501; Дарими, Рикак, 5).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в первом хадисе говорит нам о том, что такое злословие (гыйбат). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для того, чтобы его сподвижники хорошо поняли, что такое злословие, обращая на это их внимание, задал вопрос. Потом так, что это невозможно забыть, обозначил границы злословия:
«Это говорить о своем брате по вере то, что может ему не понравиться».
То, что о нем говорят, может быть и не таким уж обидным, но, если человеку не нравиться, что так о нем отзываются, то это и будет злословием. Более чем сами слова, важно нравятся они тому человеку или нет.
Есть и еще одно обстоятельство, по поводу которого люди ошибаются. Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) описал это ясно и емко:
«Если то, что ты сказал, – правда, то это злословие. Если нет, – то клевета».
В таком случае, слов «я сказал правду», «я говорю о том, что есть», «то же самое я сказал бы ему в лицо» недостаточно, чтобы спасти человека от греха злословия.
Злословием может быть что угодно. Говорить или писать что-то так, как ему не понравилось бы, о внешности человека, его нраве, о том, как он совершает ибадат, о его богатстве, детях, родственниках, имуществе, походке, манере говорить, привычках, указывать на это знаками, мимикой или движениями рук, изображать это или хотя бы намекать – все это относится к разновидностям злословия.
Т.е. любое слово или действие в отсутствие брата по вере, которые могли бы его обидеть, являются злословием (гайбат).
* * *
Один человек, сидевший в присутствии нашего досточтимого Пророка, с трудом встал и ушел. Когда он ушел, оставшиеся сказали:
— Как стал слаб такой-то.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предупредил их, сказав:
— Вы отведали мяса своего брата, вы злословили о нем. (Хайсами, VIII, 94).
* * *
Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) передает:
«Мы сидели вместе с нашим досточтимым Пророком. Один из присутствующих поднялся и ушел. Один человек сказал что-то обидное о нем. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Иди, как следует ополосни рот и вытащи остатки пищи между зубами.
Человек спросил:
— Что я должен вытащить, о Посланник Аллаха? Разве я ел мясо?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Ты отведал мяса своего брата». (Хасами, VIII, 94).
* * *
Шейх Саади приводит такой поучительный пример по этому поводу:
«Я находился в медресе Низамийа. Ночью и днем я был занят учебой. Однажды я сказал своему учителю:
— Такой-то мой друг завидует мне. Когда я хорошо сдаю знание какого-то хадиса, он не может успокоиться!
Мой учитель, благовоспитанный человек, услышав эти мои слова, впал в ярость:
— Как это нехорошо! Тебе не понравилось, что твой друг тебе завидует! Прекрасно! Кто тебе сказал, что злословие – достойное дело? Если он по причине своей зависти держит дорогу в Ад, то ты по другой дороге вскоре нагонишь его!» (Бустан, с. 235-236)
* * *
Человек за спиной другого должен говорить только то, что мог бы без смущения, не причиняя обиду, сказать и ему в лицо. Если, избегая взгляда, в лицо говорить одно, а за спиной – другое, то не надо забывать, что Всевышний Аллах, знающий скрытое, присутствует везде и наблюдает за всем. Подумав об этом, надо стесняться Всевышнего, как стесняешься хотя бы какого-то человека.
Как сообщается в хадисе, говорить о человеке, приписывая ему что-то дурное, это уже клевета. Это еще больший грех. В священном аяте говорится:
«А те, которые злословят о верующих, мужчинах и женщинах, безо всякой на то причины, взваливают на себя бремя навета и явного греха» (аль-Ахзаб, 33/58).
Так как злословие и клевета задевают права рабов Аллаха, для их прощения не достаточно только покаяния (тауба). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пока тот, о ком он злословил, не простит его, тот, кто злословил, не будет прощен». (Хайсами, VIII, 92).
Поэтому, только получив прощение того человека, о котором злословил, надо просить прощение Всевышнего. После этого нужно возместить совершенный грех. Об этом ученый из табиинов Муджахид пишет так:
«Возмещение (каффарат) за поедание мяса своего брата – это восхвалять его и возносить о нем благие ду’а».
С другой стороны, говорить о неправедном поведении грешника, который, не испытывая стыда, открыто грешит, правителя-тирана и того, кто, внося в религию то, чего не было раньше, занимается бид’атом, не считается злословием. Также и сообщать тому, кто желает вступить с другим в брачные, партнерские, соседские, деловые отношения, или оставить что-то на хранение (аманат), правдивую информацию о том, с кем ему предстоит иметь дело, не считается злословием. Ибо, если он не получит такую информацию, может понести урон.
Но при этом надо стараться не попасться на удочку нафса. Ибо нафс всегда хочет показать, что он прав.
Из второго хадиса понятно, что одно обидное слово может испортить огромное море, загрязнив его воды. После этого говорится, что грех нанесения обиды человеку, описывая его так, как это бы ему не понравилось, ничто не восполнит.
Из того, что наш досточтимый Пророк сделал замечание Айше, мы видим, что мусульманин не только сам должен быть далек от злословия, но также и должен не позволять, чтобы такой грех совершали при нем. Не слушая злословие, которое произносят при нем, мусульманин по возможности должен стараться остановить его.
В священном аяте говорится:
«Слыша суетные речи, они отвращаются от них…» (аль-Касас, 28/55; аль-Му’минун, 23/3).
Ибо не стоит ждать ничего доброго от того, кто злословит. Как хорошо сказал один мудрец:
«Если к тебе приходит человек и злословит о ком-то, не надейся, что в другом месте он благословляет тебя и говорит о тебе хорошее!»
Таким образом, человек, останавливая того, кто злословит, спасает и себя, и самого этого человека, и того, о ком он злословит.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если человек защитит кого-то от мунафика (того, кто злословит), то в Судный день Аллах направит к нему ангела, который защитит его тело от огня. Если человек, желая опозорить какого-то мусульманина, распространит клевету о нем, в Судный день Аллах будет держать его в заключении над одним из мостов над Адом до тех пор, пока он не очистится от (греха) того, что сказал». (Абу Дауд, Адаб, 36/4883).
Третий хадис начинается с обращения Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): ««О те, кто подтвердил веру языком, но в сердцах которых еще не утвердилась вера!» Этими словами наш досточтимый Пророк дает понять, что истинные мусульмане не могут заниматься злословием и обсуждением чужих недостатков. Эти духовные болезни присущи только лицемерам (мунафикун).
Люди, которые заняты злословием и обсуждением недостатков верующих, идут наперекор Аллаху, Господу миров. И Аллах, сделав их собственные недостатки явными всем, ввергает их в позор перед всем миром, даже если они и укрываются в своих домах.
Как мы узнаем из других хадисов, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), однажды, совершив обеденный (зухр) намаз, повернулся к собравшимся разгневанным. Он даже поднялся на минбар и громко произнес этот хадис, чтобы не осталось никого, кто бы не слышал это божественное повеление о злословии. (Тирмизи, Бирр, 85/2032).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в другом хадисе говорит:
«Кто попрекнет своего брата по вере каким-то грехом, тот не умрет, пока сам не совершит этот грех». (Тирмизи, Кыйамат, 53/2505).
Наши предки, много раз испытывая на себе истинность этого хадиса, говорили: «Не смейся над соседом, не то увидишь то же самое».
В четвертом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит находящимся рядом с ним верующим об отвратительном запахе злословия. Как сообщается в некоторых хадисах, грехи имеют очень неприятный вкус, запах и вид[2]. Если бы люди могли это почувствовать, они никогда не приблизились бы к греху. Но так как люди помещены в этот мир для испытания, они не могут чувствовать этот вкус и запах. Но об этом нам сообщает наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). И мусульмане должны, полностью полагаясь на слова Посланника Аллаха, стремиться отдаляться от грехов.
На вопрос: «Почему мы сегодня не чувствуем, как отвратительно пахнет злословие?» некоторые отвечают и так:
«Во времена Пророка люди насколько только возможно стремились избегать злословия. Если время от времени кто-то и совершал этот грех, то тут же распространялся отвратительный запах, о котором говорится в хадисе. Так как в наши дни каждый миг кто-то да злословит, мы привыкли к этому запаху и уже не различаем его».
В пятом хадисе нам представлен один из примеров наказания, которое ожидает за злословие в будущей жизни.
Человек царапает себе лицо и грудь, чувствуя бессильное сожаление и горечь оттого, что сознательно совершил ошибку и сам нанес себе непоправимый ущерб. Т.е. тот, кто злословит, наносит вред не другим, а себе. Он своим руками готовит себе наказание. Поэтому и наказание, которое ему предстоит в могиле, представлено в виде того, что он исцарапает себе лицо медными ногтями.
С другой стороны, когда распространяемые им обидные слова дойдут до ушей его брата, сплетник сам оказывается в неудобном положении и теряет свою репутацию среди людей. Поэтому сплетня, как она не подобает мусульманину, так же не подобает человеку благородному.
Саади Ширази пишет:
«Один человек сказал:
— Быть разбойником лучше, чем злословить.
Я посчитал, что он пошутил и спросил:
— Ты говоришь глупости, мой друг. Мне кажутся странными твои слова. Что ты видишь хорошего в разбое, что считаешь его лучше злословия?
Он ответил:
— Разбойники – удалые ребята. Увидев караван, они с удалью нападают на него, дерутся, сражаются, потом захватывают его. Победив, грабят караван. Набивают мешки деньгами и добром и, по крайней мере, живут в этом мире в довольстве. Но что делают те безобразные, обладающие обезьяньей натурой, коварные люди, которые заняты злословием: они марают злословием свою книгу деяний и ничего не получают взамен». (Бустан, с. 235).
Уважаемый шейх не хочет здесь показать, что разбой – это нетяжкий грех. Он приводит метафору, чтобы показать нам всю отвратительность злословия и великий ущерб, причиняемый им.
Те, кто занимался злословием, поняв, что ни в земной жизни, ни в загробном мире они ничего не обрели, увидев, какое наказание им уготовано, в величайшем раскаянии будут сами себя подвергать мучениям.
Рассматривая эту тему, нельзя не затронуть и еще одно важное обстоятельство: для человека, который был обижен, нет ничего более достойного, чем простить своего обидчика. Если он поступит именно так, то обретет в будущей жизни великую награду.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), призывая своих сподвижников к этому, сказал:
— Сможет ли кто-то из вас быть таким, как Абу Дамдам?
Сподвижники спросили:
— Кто такой Абу Дамдам?
Наш досточтимый Пророк ответил:
— Он был из одного народа, который жил до вас. Он говорил: «Я прощаю тех, кто оскорбляет меня и злословит обо мне». (Абу Дауд, Адаб, 36/4887).
Такое поведение, безусловно, является одним из проявлений принципа: «Смотри на созданных благосклонно ради их Создателя». Т.е. верующий, любящий Аллаха, для обретения Его благоволения (рида) легко прощает Его рабов.
В этом для нас может быть примером добродетели один их верующих – бедный сподвижник Пророка Илба бин Зайд (радыйаллаху анху). Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) призвал мусульман к тяжелому походу Табук, Улба (радыйаллаху анху), встав ночью, совершил намаз тахаджуд и обратился с мольбой к Аллаху. Утром он с тем немногим имуществом, которое у него было, пришел к нашему досточтимому Пророку. Преисполнившись самыми возвышенными чувствами, демонстрируя пример величайшей добродетели и самопожертвования, он сказал:
«О Посланник Аллаха! У меня нет ничего, что я бы мог отдать как садака. Я жертвую вот это имущество, которое принес. Кроме того, я прощаю всех тех, кто когда-либо или огорчил меня, или говорил плохо обо мне, или смеялся надо мной! (Ибн Хаджар, аль-Исаба, II, 500; Ибн Касир, ас-Сира, IV, 9; Уакиди, III, 994).
Есть такие возвышенные души, которые, чтобы не ввергнуть своих соседей в грех злословия, проявляют истинное самопожертвование. Один из друзей Аллаха говорит:
«Я знаю таких людей, которые не надевают новые одежды, боясь, что их соседи позавидуют и впадут в грех злословия!»
В шестом хадисе говорится о другом великом грехе, который похож на злословие, но, в действительности, гораздо страшнее него. И это – нося сплетни от одного человека к другому, становиться причиной смут и раздоров. От злословия этот грех отличается тем, что совершается осознанно, с намерением поссорить двух людей.
Люди, переносящие сплетни, в арабском тексте хадиса обозначены словами наммам и каттат. Хотя эти слова переводятся одинаково, между ними существуют некоторые смысловые отличия. Наммам – это человек, который, будучи вхожим в какой-то круг людей, разносит все разговоры этого круга, делая их достоянием всех людей. Каттат – это человек, который без ведома людей подслушивает их и передает другим.
Как мы видим из хадиса, люди не придают большого значения этому отвратительному греху и считают его легким. Между тем, так как сплетни становятся причиной смут и раздоров, этот грех относится к разряду великих грехов. Потому что в Священном Коране говорится, что создание смуты (фитна) есть более тяжкий грех, чем убийство[3]. Поэтому сплетни становятся причиной мучительного наказания в могиле и пребывания в Аду[4].
В седьмом хадисе сообщается, что сплетники не войдут в Рай.
Как можно понять из хадиса, те люди, которые, являясь мусульманами, совершают такой грех, как распространение сплетен, не смогут войти в Рай сразу. Если они не будут прощены, то сначала окажутся в Аду и получат наказание за совершенный ими грех. Только после этого они войдут в Рай. Потому что грешные мусульмане не будут вечно отдалены от Рая, как неверные (кафирун).
С другой стороны, доносчики, которые, разжигая смуту, передают правителям те речи, которые они слышат в народе, относятся к сплетникам.
[1] Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) и другие жены Пророка – матери всех правоверных, несмотря на все свои достоинства, были людьми. Поэтому естественно, что иногда ошибались. Но, поняв свою ошибку, тут же переставали совершать ее. С другой стороны, такие поступки тех, кто жил вместе с Посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), явились причиной прояснения некоторых положений (хукм) Ислама.
[2] См. Бухари, Та’бир, 48; Абу Дауд, Адаб, 35/4875; Тирмизи, Бирр, 46/1972; Кыйамат, 51/2502; Ахмад, III, 351; VI, 189; Хайсами, II, 322, 324.
[3] аль-Бакара 2/191, 217.
[4] Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в шестом хадисе наряду с грехом распространения сплетен говорит о грехе того, кто в туалете не оберегал себя от загрязнения нечистотами. Некоторые люди справляют малую нужду стоя, не совершают омовение (тахарат) должным образом и не придают большего значения этим вопросам. Между тем, в наши дни, когда туалеты отделывают керамической плиткой, сантехнику делают из фаянса, брызги мочи часто попадают на тело и одежду. Но мусульманину, который пять раз в день предстает перед своим Господом, не подобает ходить в запачканной мочой одежде. Мусульманин должен справлять большую и малую нужду сидя, избегая загрязнений. Омываться после этого следует так, чтобы ни одна капля не попала на одежду. В противном случае, если на одежду попадет что-то нечистое, могут стать недействительными и ибады. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), предупреждая об этом, сказал: «Наказание в могиле в большинстве случаев происходит потому, что человек не очищался должным образом от нечистот (наджаса)». (Ибн Маджа, Тахарат, 26).
Посланник Аллаха воткнул в землю у изголовья могил, где подвергались мучению грешники, молодые ветви пальмы. Это один из признаков того милосердия и доброты, которые он питал к своей общине. Поступая так, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) одновременно поощрял посадку деревьев на кладбищах и их озеленение.