Разрешены ли игрушки в Исламе?
Детство – один из самых интересных периодов жизни человека, когда закладываются основные черты его характера и личности. Познавая мир, ребенок воссоздает его миниатюрную копию вокруг себя с помощью игр и игрушек. По утверждению психологов, игра – как подражание действительности — чрезвычайно важный элемент в развитии детской личности.
Игрушки занимают важное место в процессе воспитания и развития детей. Однако у многих родителей-мусульман встаёт вопрос дозволенности использования кукол или других предметов в образе живых существ.
Причиной возникновения подобных сомнений, а порою и категорического отказа приобретать для детей такие игрушки, служит известный хадис о запретности создавать изображения живых существ. Ведь в риваяте, переданном имамом Бухари, говорится, что «ангелы милости не придут в жилище, в котором присутствует собака, изображения одушевлённых предметов или статуи».
Некоторые исламские учёные также считают, что любое изображение, даже символическое и даже отдалённо напоминающее живое существо, – запретно. Тем не менее, стоит отметить, что это положение – наиболее крайнего толка, и оно не имеет под собой основания, так как в противовес ему существуют хадисы, которые другая группа богословов использует в качестве аргумента для разрешения игрушек в мусульманской семье.
Большинство теологов считают, что игрушки дозволены и исключаются из запрета изображений живых существ. Игрушки дозволены, если не пропагандируют аморальные идеи..
Решение о дозволенности игрушек, в которых не заложены непристойные воззрения, основано на хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах), на который вы указываете в своем письме. В сборнике Абу Дауда сообщается, что у нее была игрушечная лошадка с крыльями, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешал играть с ней.
Со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) этот случай произошел так: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся из похода в Табук или Хайбар. Часть дома Аиши была отделена занавеской. Подул ветер и открыл взору коллекцию кукол Аиши. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел это и спросил:
– Аиша, что это?
– Мои куклы.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заметил лошадку с двумя крыльями:
– А это что в твоих игрушках?
– Лошадка, – ответила Аиша.
– А на ней что? – спросил Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
– Крылышки.
– Лошадь с крыльями?! – мягко воскликнул он.
– Разве ты не слышал, что у Сулеймана (мир ему) были лошади с крыльями?
Услышав это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) от души рассмеялся». (Абу Дауд. – № 4932)
В другом сообщении, приводимом в сборнике «Сахих» Бухари, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я играла с куклами у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и у меня были подруги, которые играли со мной. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приходил домой, они прятались от него, и он затем посылал их снова ко мне для продолжения игры». (Бухари. Сахих. – № 6130)
Также Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продолжить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля Аллаха. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса: «А если они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не закончился пост»). Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152
На основе этих повествований многие хадисоведы и специалисты исламского права – такие, как шейхи Бадруддин Айни, Халиль Ахмад Сахранфури и др. (милость им Аллаха), – постановили дозволенность игрушек. (Базль-уль-маджхуд; Умдат-уль-кари).
Но следует отметить, что, хотя детям разрешается играть с такими игрушками, их нужно убирать или накрывать после использования, поскольку ангелы милости не заходят в дома, где выставлены на обозрение изображения одушевленных предметов. (Бухари. Сахих).
Однажды имам Малик (да будет милостив к нему Аллах) увидел, как мужчина покупает куклы для своей дочки, и ему это не понравилось, но кади Ияд сказал, что девочкам разрешено играть с куклами. Поскольку именно девочки обычно играют в куклы, в этом предании упомянуты только они. Но это не означает, что мальчикам они запрещены.
Исламская традиция не запрещает детям играть с роботами, трансформерами и конструкторами, потому что это неодушевленные предметы, к тому же Ислам поощряет образовательные игры. Но наряду с этим, думается, что родителям приятнее и полезнее будет научить ребенка самому делать игрушки, соответствующие традициям веры и своего народа.
Как рекомендуется играть с детьми?
Главное для ребёнка – это хороший пример родителей. Выделите ребёнку небольшое пространство, которое будет принадлежать только ему. Наблюдая за тем, как мама или папа убирают квартиру, ведут хозяйство, ребенок поймёт ответственность за своё пространство и приучится быть аккуратным и чистоплотным. Приобретайте для ребёнка или сделайте сами миниатюрные детали интерьера и бытовые предметы, например, кастрюльки, чашечки, чайнички, молоточки, игрушечные отвертки, наборы маленького доктора и т.п. Очень важно, чтобы родитель участвовал в играх ребёнка, так ребёнок будет чувствовать близость и свою важность, а родитель может наблюдать за развитием своего чада. Также во время игры ребенок показывает, что больше всего его впечатлило, в игре он имитирует реальный мир, мы можем наблюдать за тем, что волнует наше дитя, что ему нравится и что он любит. В игре родитель даёт ребёнку возможность осмыслить мораль, правила, запреты, религиозные нормы. В психологии игру рассматривают как особую форму передачи опыта. Но самое важное, игра является совершенно уникальным способом самореализации, предполагающим воплощение самых нереальных идей и фантазий без ущерба быть непонятым или неспособным к их воплощению, как это бывает часто в реальном мире.
Важно, чтобы в жизни малышей не возникало ситуации материального пресыщения, не надо покупать слишком много дорогих игрушек. Ведь фантазия — одна из важных составляющих жизни детей. Ребёнок с богатым воображением формируется в сильную творческую личность. Во время игры происходит усвоение культурного опыта и реализация возрастных задач развития.
Какие игрушки нужны ребенку?
Вообще ребёнку нужно не больше 15 игрушек. При выборе игрушек для детей отдавайте предпочтение тем, что можно самому раскрасить, придумать им несколько вариантов применения. В этом смысле конструкторы (даже те, от которых потеряны инструкции) очень приветствуются. Равно как и куклы с мягкими игрушками — с ними каждый день можно играть в новые ролевые игры. Игрушки можно разделить на несколько типов:
Развивающие. Детям, которым уже исполнилось 2 года, необходимы игрушки, которые развивают психические функций. Внимание развивают всевозможные пирамидки и конструкторы, память — мозаики, восприятие — ролевые игры. Очень важна так же и крупная моторика, которую развивают конструкторы и пазлы.
Спортивные. Мячи, скакалки, небольшие тренировки – всё это способствует укреплению здоровья ребенка и поднимает его тонус.
Игрушки для сна. Пусть у вашего ребёнка будет приятная игрушка из натуральных материалов, с которой он бы спал, придумайте для неё какие-нибудь фантастические свойства, чтобы ребёнок, например, не боялся спать один.
Не запрещайте своим детям быть весёлыми выдумщиками и мечтателями, играйте с ними и любите их, как любил детей Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который говорил: «Дети ваши – Райские бабочки, которые встретив своего родителя, или родителей, возьмут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителя в Рай!» Св. хадисов Муслима (2635).
Однажды во время богослужения в мечети при совершении намаза, когда Пророк (мир ему и благословение) находился в саджда (земной поклон), в мечеть пришла его внучка Умама и залезла на шею Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Он оставался в этом положении так долго, что сподвижники его уже подумали, будто Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) покинул этот мир. А когда он поднялся и завершил намаз, то сказал асхабам: «На меня забралась моя внучка, и я не хотел её беспокоить».
Одна из самых важных обязанностей родителей по отношению к их детям – просить Всевышнего, чтобы Он защитил детей. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) для защиты Хасана и Хусейна произносил следующую молитву: «Прошу для вас защиты у Аллаха от каждого шайтана и вредителя, и от каждого глаза дурного».
Посланник Аллаха любил дарить детям прекрасные подарки. Когда приносили Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) первые плоды из своих садов, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), целуя эти плоды и вознося хвалу Аллаху, отдавал принесённое самому маленькому из присутствующих детей. Ведь Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) любил детей и говорил: «Аллах одарит особым местом в Раю тех из рабов Своих, кто радует сердца детей».
Целуя своего ребёнка, держа его на руках или играя с ним, мы совершаем лучшее богослужения и следуем Сунне Лучшего человека на земле (мир ему и благословение). Любовь к детям приближает нас к Аллаху и Его Любимому Посланнику.