ПОДЕЛИТЬСЯ

Имя собственное – «Аллах»
Ни в арабском, ни в каком-либо другом языке невозможно найти слова полностью соответствующего Имени Господа – «Аллах», которым можно было бы его заменить. И в этом вопросе ученые пришли к единому мнению. Ибо, слово «Аллах» – это Имя собственное, а имена собственные не переводятся на другие языки. Другое слово, даже если оно имеет арабское происхождение, не способно заменить его. Однако в Священном Коране при упоминании Аллаха используются такие Имена, как «Илях» (Бог), «Мауля» (Господь), «Рабб» (Господь). Поэтому такие слова, как «Хода», «Йаздан», употребляемые на языке фарси, и «Танры», «Чалаб», употребляемые в турецком языке, не способны заменить Имя собственное «Аллах». А такие Имена, как «Илях», «Мауля» и «Рабб», упоминаемые в аятах и хадисах, могут использоваться наравне с ним в качестве других Имен Аллаха.


Самое великое Имя Аллаха (Исм Азам)
Часть исламских ученых, не выделяя никакое из Имен
Аллаха, провозгласила, что все эти Имена являются превосходными и великими. Другая же группа ученых, взяв за ориентир хадисы, придерживается того мнения, что некоторые
из Имен Аллаха являются более величественными и возвышенными. Представители этой группы стали придерживаться разных точек зрения по поводу того, какое из Имен Аллаха звучит более величественно. Одни из них говорили, что величественнее звучит следующее Имя Аллаха:
«Аль-Хайю’ль-Кайюм», что означает «Вечно Живой, Сущий, который не нуждается ни в чем, а Сам поддерживает жизнь и существование всех Своих созданий». Другие же утверждали, что гораздо величественнее следующее Имя: «Зу’ль-Джаляли ва’ль-Икрам», что означает «Обладатель истинного Величия и Почета».


Прекраснейшие Имена Аллаха (Асмау’ль-Хусна)
Все «имена существительные» и «имена прилагательные», которыми Всевышний Аллах Себя именует, называются «Асмау’ль-Хусна» или «Прекраснейшие Имена Аллаха».
У Аллаха самые красивые Имена. Ибо Он является Обл 
дателем всех достоинств и совершенств. Его Имена – это
Священные слова, выражающие величие высшей степени и
абсолютное совершенство.

«Аллах! – Нет Бога, кроме Него. Он обладает самыми
прекрасными Именами».
(Сура «Та ха» 20/8).
«Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий образ.
У Него самые прекрасные Имена…»
(Сура «Аль-Хашр» 59/24).
В Священном Коране и достоверных хадисах упоминается весьма значительное количество Его Имен. Раб Божий, знакомясь с этими именами, познает Аллаха. Всевышний
Господь велит в Священном Коране, чтобы мы обращались
к Нему со своими молитвами, используя Его красивейшие
Имена. В Суре «Аль-Араф» 7/180 сказано следующее:

«У Аллаха есть прекрасные Имена. Так обращайтесь
же к Нему, называя Его этими Именами».
Наличие большого количества прекрасных Имен не означает наличия большого числа их обладателей. Все они свидетельствуют о существовании лишь одного Создателя.
В Суре «Аль-Исра» 17/110 говорится следующее:

«Скажи: «Призывайте Аллаха, называя Его Аллах
или Ар-Рахман. Каким бы Именем вы Его не называли –
это прекрасное Имя. Ведь Ему принадлежат самые прекраснейшие Имена!»

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из
своих хадисов изрек: «Воистину, у Всевышнего Аллаха есть
99 Имен. Кто их выучит, узнав их значение, и будет часто их
повторять, тот войдет в Рай. Несомненно, то, что Аллах –
Один и любит Единственность».Аль-Бухари «Даават», 68; Муслим «Зикр», 2.

Список Прекрасных Имен не ограничивается 99-ю Именами. У Него есть и другие Имена, упомянутые в хадисах и аятах. Просто это наиболее широко распространенные, известные Имена Аллаха. Их называют еще «посчитанными Именами». В одном хадисе, который пересказали Тирмизи и Ибн Маджа каждое из 99-и Имен Аллаха было перечислено и сосчитано. Это следующие Имена: «Аллах», «Ар-Рахман» (Милостивый на этом свете ко всем), «Ар-Рахим» (Милостивый на том свете только к верующим-мусульманам), «Аль-Малик» (Владыка всего), «Аль-Куддус» (Свободный от недостатков), «Ас-Салям»
(Дающий мир и безопасность своим созданиям), «АльМу`мин» (Дающий надежность и безопасность своим верным рабам), «Аль-Мухаймин» (Подчиняющий себе), «Аль-‘Азиз» (Великий, Непобедимый), «Аль-Джаббар» (Обладающий Силой, Управляющий всем по Своей Воле), «Аль-Мутакяббир» (Единственный Обладатель Истинного Величия), «Аль-Халик» (Создатель), «Аль-Бари‘» (Создающий без изъянов), «Аль-Мусаввир» (Придающий всему форму), «Аль-Гаффар» (Прощающий и скрывающий грехи), «Аль-Каххар» (Уничтожающий непослушных), «АльВаххаб» (Дарующий безвозмездно), «Ар-Раззак» (Дающий блага и пропитание), «Аль-Фаттах» (Открывающий врата добра и блага), «Аль-‘Алим» (Всезнающий), «Аль-Кабид» (Забирающий души), «Аль-Басит» (Увеличивающий средства к существованию и продлевающий жизнь), «Аль-Хафид» (Унижающий неверующих), «Ар-Рафи‘» (Возвышающий уверовавших), «Аль-Му‘из» (Возвеличивающий), «АльМузилль» (Принижающий того, кого хочет, лишив его силы
и победы), «Ас-Сами‘» (Всеслышащий), «Аль-Басыр»
(Всевидящий), «Аль-Хакам» (Высший Судья, Отделяющий

хорошее от плохого), «Аль-‘Адль» (Справедливый), «АльЛятыф» (Оказывающий милость рабам), «Аль-Хабир»
(Всесведующий), «Аль-Халим» (Снисходительный), «Аль-
‘Азым» (Величайший), «Аль-Гафур» (Много прощающий),
«Аш-Шакур» (Вознаграждающий больше заслуженного),
«Аль-‘Алий» (Возвышенный, Возвышающий), «Аль-Кябир»
(Великий, Тот, перед кем все ничтожно), «Аль-Хафиз» (Оберегающий), «Аль-Мукыт» (Создатель благ), «Аль-Хасиб»
(Берущий отчет), «Аль-Джалиль» (Обладатель величайших
Атрибутов), «Аль-Кярим» (Щедрейший), «Ар-Ракыб» (Наблюдающий), «Аль-Муджиб» (Принимающий молитвы
и просьбы), «Аль-Васи‘» (Обладатель неограниченной
Милости и Знаний), «Аль-Хаким» (Обладатель Мудрости),
«Аль-Вадуд» (Любящий Своих верующих рабов), «АльМаджид» (Самый Почётный), «Аль-Ба‘ис» (Воскрешающий
после смерти и ниспосылающий пророков), «Аш-Шахид»
(Свидетель всему), «Аль-Хакк» (Истинный), «Аль-Вакиль»
(Покровитель), «Аль-Кавий» (Всесильный), «Аль-Матин»
(Обладатель Великой Силы, Могущественный), «АльВалий» (Помогающий верующим), «Аль-Хамид» (Достойный
восхваления), «Аль-Мухсый» (Все считающий), «Аль-Мубди`»
(Создающий), «Аль-Му‘ид» (Умертвив, заново Оживляющий),
«Аль-Мухьи» (Воскрешающий, Дающий жизнь), «АльМумит» (Умерщвляющий), «Аль-Хай» (Вечно Живой), «АльКайюм» (Дающий существование всему созданному), «АльВаджид» (Вершащий то, что пожелает), «Аль-Мааджид» (Тот, чьи Щедрость и Величие велики), «Аль-Вахид» (Единый), «Ас-Самад» (Ни в чем не нуждающийся), «АльКадир» (Всемогущий), «Аль-Муктадир» (Могущественный, Устраивающий все наилучшим образом), «Аль-Мукаддим»
(Выдвигающий вперед кого пожелает), «Аль-Муаххир» (Отодвигающий назад), «Аль-Авваль» (Безначальный),
«Аль-Ахыр» (Бесконечный), «Аз-Захир» (Явный, Тот, Чье существование очевидно), «Аль-Батын» (Скрытый, Тот, Кто на этом свете невидим), «Аль-Валий» (Правящий, Властвующий над всем), Аль-Мута‘али» (Высочайший, Свободный от недостатков), «Аль-Барр» (Благостный, Тот, Чья милость велика), «Ат-Тавваб» (Принимающий покаяние), «Аль-Мунтакым» (Воздающий непокорным), «Аль Афувв» 
(Прощающий), «Ар-Рауф» (Снисходительный), «АльМалику’ль-мульк» (Истинный Владыка всего сущего), «Зу’ль Джаляли ва’ль-Икрам» (Обладатель истинного Величия и Щедрости), «Аль-Муксит» (Справедливый), «Аль-Джами‘»
(Уравновешивающий противоречия), «Аль-Ганий» (Богатый,
не нуждающийся ни в ком), «Аль-Мугни» (Обогащающий), «Аль-Мани‘» (Удерживающий, Запрещающий), «Ад-Дарр»
(Лишающий Своих благ тех, кого пожелает), «Ан-Нафи‘» (Приносящий много пользы тому, кому Он пожелает), «АнНур» (Дарующий свет веры), «Аль-Хади» (Направляющий на путь истины того, кого Он пожелает), Аль-Бади‘» (Создающий наилучшим образом), «Аль-Бакы» (Бесконечный), «АльВарис» (Истинно наследующий), «Ар-Рашид» (Направляющий на правильный путь), «Ас-Сабур» (Терпеливый). Кроме Имен Всевышнего Аллаха, упомянутых в Священном Коране и хадисах, существуют еще Имена, которые находятся в сокровенном знании и которые Он может сообщить некоторым избранным Своим рабам.
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал следующее: «О, мой Аллах! Заклинаю и прошу Тебя, обращаюсь к Тебе с каждым Именем, принадлежащим Тебе. Это Имя, которым Ты назвал Себя или сообщил в ниспосланной Тобой Книге. Или же это Имя, которое Ты сообщил кому-нибудь из созданий Своих или же это Имя, которое знаешь лишь только Ты Своим знанием сокровенного». Ахмад бин Ханбаль «Муснад», I, 391

Имена Аллаха можно классифицировать таким образом:
1. Имена, свидетельствующие о существовании Сущности Аллаха: 
«Скажи (о Пророк!): «Какое свидетельство самое достоверное?» И сам отвечай: «Аллах». (Сура «Аль-Ан‘ам» 6/19).
«…Ты знаешь все о моей сущности, а я ничего не ведаю о Твоей Сущности». (Сура «Аль-Маида» 5/116).
2. Имена, свидетельствующие об особом «обязательном
существовании» Сущности Всевышнего Аллаха, как, например:«Аль-Кадим» (Безначальный), «Аль-Азали» (Извечный), «Аль-Абади» (Вечный, Неизменный), «Аль-Бакы» (Бесконечный), «Ад-Даим» (Бесконечный).
3. Имена буквальные, как, например: «‘Аль-‘Алим»
(Всезнающий), «Аль-Кадир» (Всемогущий), «Аль-Хай» (Вечно Живой), «Ас-Сами‘» (Всеслышащий), «Аль-Басыр» (Всевидящий).
4. Имена метафорические, например: «Аль-Авваль»
(Первый), «Аль-Ахир» (Последний), «Аз-Захир» (Тот, чье
существование очевидно), «Аль-Батын» (Тот, чья Сущность
скрыта).
5. Имена Аллаха, свидетельствующие о Его Совершенстве и отрицающие недостойное Его Сущности, как, например: «Аль-Куддус» (Не имеющий недостатков), «Ас-Салям»
(Безукоризненный, Совершенный).
6. Имена, не свидетельствующие о Сущности Аллаха, а описывающие его Его Божественные Деяния, такие, как например: «Аль-Халик» (Создатель), «Ар-Раззак» (Дающий
блага и пропитание).
Вопрос, касающийся ограничения количества Имен Аллаха является спорным. Часть богословов-мутазилитов сказали, что Аллаху можно давать новые имена, если они логичны и являются дозволенными. Согласно их точке зрения, допустимо употребление и даже наречение Аллаха именем, используя как само слово, так и синоним этого слова из другого языка. Поэтому Аллаха можно называть Именами, не упоминающимися в Священном Коране и Сунне, такими как
«Ваджибу’ль-Вуджуд» – Тот, чье существование необходимо, «Вуджуди Мутлак» – Тот, чье существование абсолютно совершенно, «Ваджиб Та‘аля» – Всевышний, чье существование обязательно. Первоначально богословы сунниты придерживались мнения, что количество Имен Аллаха ограни
чено. Они считали, что у Аллаха существуют только имена, упоминающиеся в священных аятах и достоверных хадисах, и непозволительно называть Аллаха именем, основанным на подсказке разума или образованным по аналогии, а также давать Аллаху имена, не упоминаемые в тексте Корана. Однако с течением времени суннитские богословы пришли к согласию во мнение (иджме) на разрешение называть Аллаха такими Именами, которые не упоминаются в Коране, как, например, «Аль-Мавджуд» (Присутствующий), «Аль-Кадим» (Предшествующий), «Аль-Ваджиб» (Необходимый).
К вопросу, касающемуся ограничения Божественных Имен («Асмау Иляхийя»), необходимо иметь весьма осторожный подход.