ПОДЕЛИТЬСЯ
Ислам и окружающая среда: мусульманский взгляд на проблемы экологии

Часть III. «Сегодня экологические проблемы приобрели глобальный характер и вызывают беспокойство не только потому, что масштабы надвигающейся катастрофы могут превзойти все опасения, но и потому, что истощение природных ресурсов стало оказывать ощутимое влияние на развитие мировой экономики.

Более того, современные правовые механизмы экологической безопасности несовершенны, а предлагаемые способы разрешения глобальных проблем не подразумевают системного преобразования действующих принципов техногенного и потребительского развития.

Решение проблемы загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов имеют антропогенный характер.

Религия ислам видит решение этих проблем только в целенаправленном регулировании человеческой деятельности, а также в формировании ценностно-ориентированной экологической этики. В свете выше сказанного важно отметить значимость экологического просвещения.

Священный Коран возлагает на мусульманина ответственность буквально за всё, что происходит с ним и вокруг него. Восстановление среды его обитания в том числе.

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:

إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран, 13:11).

Религия ислам относится к окружающему нас миру как первоисточнику жизненного обеспечения человека, за который он несёт полную ответственность.

В контексте Священного Корана множество аятов, призывающих нас к размышлению над природными явлениями, изучению отношений человека с окружающей средой.

Последнее божественное писание указывает на необходимость организации рационального взаимодействия человека и естественной среды, ибо только в этом случае возможно гармоничное развитие общества сегодня и в будущем:

وَأَلْقَى فِي الْأَرْضِ رَوَاسِيَ أَن تَمِيدَ بِكُمْ وَأَنْهَارًا وَسُبُلًا لَّعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ

«Он воздвиг на земле горы [столь] прочными, чтобы они не передвигались вместе с вами, [создал] реки и [провел] дороги, дабы вы могли пойти по прямому пути» (Коран, 16:15).

Нуман бин Башир (да будет доволени им Всевышний) рассказывает, что Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) однажды сказал:

«Люди, которые выполняют приказы Аллаха и которые нарушают, подобны людям, бросившим жребий на корабле. Одним из них выпало быть на верхней палубе, другим — на нижней. Когда людям снизу была нужна вода, они проходили мимо тех, кто наверху. Тогда они сказали: «Если мы сделаем дырку в дне, то нам не зачем беспокоить людей с верхней палубы». Если люди с верхней палубы не остановят их от таких намерений, то все погибнут. А если они их схватят за руки, то все спасутся».

В этом хадисе наш мир сравнивается с кораблём, пассажирами которого является все человечество. Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) напоминает об ответственности каждого из нас.

Здесь можно привести параллель и сравнить тех, кто посягает на окружающий мир и варварски уничтожает его, с теми, кто проделывает брешь планетарного масштаба, а ответственность за сохранение планеты возлагается на всё человечество».*


* Из контекста моего доклада «Ислам и окружающая среда: мусульманский взгляд на проблемы экологии», с которым я имел честь выступить 23 октября 2019 года на V Международном форуме «РЕЛИГИЯ И МИР: РЕЛИГИЯ И ЭКОЛОГИЯ» (секция: «Мир вокруг нас — религия в борьбе за окружающую среду»).