Слово Кааба, имеющее в словаре значение «объект в виде куба», упоминается в Священном Коране в двух местах. Каабу, упоминаемую в аятах при помощи различных названий, таких как: «Байт», «Байтуллах», «Аль-Байту’л-атик», «Аль- Байту’ль-Харам», «Аль-Байту’ль-Мухаррам», «Аль-Масджиду’ль-Харам», в народе чаще всего называют «Кааба Муаззама».[1]
Во время ниспослания Пророка Адама (алейхис салям), на землю ему было поручено построить храм в Мекке — Байтуллах.[2]
Всевышний Аллах изволил сказать так:
إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي
بِبَكَّةَ مُبَارَكاً وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ
«Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению], — это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров». (Сура «Али Имран», 96)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ на вопрос Абу Зарра[3] (радыйаллаху анху) заявил, что первой построенной на земле мечетью является Масджид Аль-Харам, а второй – Масджид Аль-Акса.[4]
Как видно, долина Мекки была выбрана в качестве священной земли наряду с выбором первого человека. Кааба после Всемирного потопа времен Нуха (алейхис салям) в течение продолжительного периода оставалась под песками. Когда Пророк Ибрахим (алейхис салям), спустя годы, пришел в Мекку, где когда-то оставил жену и своего сына, он сказал Исмаилу (алейхис салям):
«У моего Господа есть повеление. Мы построим дом. И ты поможешь мне в этом».
Исмаил (алейхис салям) носил камни, а Пророк Ибрахим (алейхис салям) возводил стены дома. Мраморный камень же, известный под названием «Макам Ибрахим», на котором остался отпечаток стопы Ибрахима (алейхис салям), послужил подъемником при строительстве стен Каабы. Всевышний Аллах сказал:[5]
وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ
مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
«Ибрахим и Исмаил закладывали основы дома и воззвали: «Господи наш! Прими от нас [этот дом], ибо Ты, воистину, Слышащий, Знающий»». (Сура «Аль-Бакара», 127)
Ибрахим (алейхис салям) поместил камень Хаджар Асвад в угол Каабы как знак начала тавафа, обряда обхождения вокруг Каабы.
Согласно сообщению Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), этот черный камень был белее молока и снега в Раю. Потемнев из-за людских грехов, он приобрел черный цвет. (Тирмизи «Хадж» 49/877; Ахмад, 1, 307).[6]
Кроме того, передают, что пожары, следовавшие один за другим в период джахилии и в исламский период истории, стали причиной того, что этот камень еще более почернел. Сообщается также и то, что камень этот имеет черный цвет лишь в видимой своей части, а часть его, вмонтированная в стену Каабы, сохраняет и по сей день свой белоснежный цвет.
Муджахид передал: «После того, как Абдуллах ибн Зубаир (радыйаллаху анху) снес стены Байтуллаха при его реставрации, я взглянул на Хаджар Асвад и увидел, что его часть, находившаяся внутри Дома, была белой».
Когда племя Кармати в 339 году по Хиджре возвращало назад Хаджар Асвад, изъятый им из разобранной стены и увезенный когда-то, Мухаммад ибн Нафи Аль-Хузаи, внимательно исследовав его перед установлением на прежнее место, сказал следующее:
«Я исследовал камень, изъятый со своего места. Черной была лишь его верхняя часть, остальные же части были белоснежными».
А еще в 1039 году по Хиджре Кааба рухнула в результате обильного селя. Присутствовавший во время реставрации Каабы Имам Ибн Алан Аль-Мекки, зарегистрировавший все стадии и подробные детали строительства, сказал следующее о Хаджар Асваде: «Цвет той части камня Хаджар Асвад, что скрыта внутри Каабы, белоснежный, подобно «Макам Ибрахим»…[7]
После завершения строительства Каабы Пророки Ибрахим и Исмаил (алейхимас салям) вознесли Аллаху молитву-дуа:
رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ
لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا
إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولاً
مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ
وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنتَ العَزِيزُ الحَكِيمُ
«Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства — общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты –Прощающий и Милостивый. Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [Божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты – Великий, Мудрый». (Сура «Аль-Бакара», 128-129)
Когда строительство Каабы было полностью завершено, Всевышний Аллах велел Ибрахиму (алейхис салям) призвать людей к совершению хаджа:
وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالاً وَعَلَى
كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ
«Провозгласи людям [обязанность совершать] хадж, чтобы они прибывали к тебе и пешком, и на поджарых верблюдах из самых отдаленных поселений». (Сура «Аль-Хадж», 27)
Следуя этому Божественному наставлению, Пророк Ибрахим (алейхис салям), взойдя на гору Абу Кубайс или поднявшись на «Макам Ибрахим», обращаясь во все четыре стороны, сообщил, что Аллах предписал людям совершение паломничества – хаджа – в Мекку.[8]
После того как Ибрахим (алейхис салям) объявил об этом, Джабраил (алейхис салям) показал ему Сафу и Марву, а также границы «Харама», Запретной Мечети. Кроме того, Джабраил (алейхис салям) сказал, чтобы Ибрахим (алейхис салям) установил по границе камни, а также обучил его всем необходимым религиозным обрядам – рукнам хаджа. После этого приезжие, прибывая в Хиджаз из ближних и дальних городов, стали посещать Байтуллах, Дом поклонения Аллаху – Кааба, превратившись в важный центр религии, завоевала любовь, благоволение и внимание людей.
С другой стороны, Кааба была очень много раз подвержена атакам и нападениям со стороны многобожников, которые испытывали зависть и были не в состоянии перенести то огромное значение Каабы и ту святость, которые присущи ей. В века, предшествовавшие мерзкому нападению правителя Йемена Абрахи, еще три правителя Йемена, будучи идолопоклонниками, хотели разрушить Каабу. Во время одного из этих нападений люди из рода Хузайла спровоцировали Туббу на то, чтобы он разрушил Каабу и изъял сокровищницу.[9] Причиной, толкнувшей их на эту подлость, было желание избавиться от Туббы. Ибо род Хузайла, веривший в святость Каабы, опираясь на свой исторический опыт, прекрасно знал, что злонамеренность против нее непременно станет причиной гибели. Когда Тубба и его община вышли в путь, то по дороге они завязли в песке, однако благодаря наставлениям и предостережениям присутствовавших в его свите ученых, Тубба отказался от своих злых намерений относительно Каабы. Выказав почести Байтуллаху, он поклялся в том, что окажет хороший прием жителям Мекки, и таким образом избежал гибели.[10]
Когда в этих и подобных им событиях проявилась значимость и ценность Каабы у Аллаха, то, соответственно, в глазах людей повысился авторитет Каабы, возросло почтение к ней. Вера населения Аравии в то, что Кааба и Мекка находятся под защитой, как говорили язычники, «Бога Курайшитов», еще больше возросла.
После Пророка Ибрахима (алейхис салям) поклонение Аллаху в Байтуллахе продолжалось в соответствующей основам Единобожия форме до тех пор, пока не возникло идолопоклонничество. Вместе с распространением в Мекке идолопоклонничества в самой Каабе, а также за ее пределами, многобожники установили немало идолов. Невзирая на это, идолы эти никогда не приписывались к Каабе. Кааба всегда упоминалась как Байтуллах, как Дом поклонения Аллаху.[11]
При завоевании Мекки идолы, находящиеся внутри Каабы, были полностью разрушены и выброшены, сама же Кааба изнутри и снаружи была вымыта водой Замзам под надзором нашего Господина Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). С того дня Кааба в канун праздника Курбан вычищается, моется водой Замзам и розовой водой, а также ароматизируется амброй, мускусом, а ее покрывало обновляется.
Тот факт, что на стенах Каабы висели 7 хвалебных од арабских поэтов, а также тексты политических документов, в которых сообщалось о решении относительно разрыва всяческих отношений с мусульманами и которые носили характер бойкота, свидетельствует о том, что Кааба имела огромное значение. На первых порах после ее строительства ряд специфических обязанностей, связанных с Каабой, выполнял Пророк Исмаил (алейхис салям). Позднее эти почетные обязанности перешли к сыну Исмаила (алейхис салям), затем – к племени Джурхум, от него, переходя к различным племенам, в итоге закрепились за Курайш. Эти обязанности, которые выполнялись аккуратно и с большим старанием в созданном позднее городе-государстве Мекке, были таковыми:
Сидана или Хиджаба. Должность Смотрителя Каабы и Хранителя ее ключей.[12]
Сикайя. Угощение паломников сладкой водой и обязанности, связанные с колодцем Замзам.
Ридана. Раздача пищи бедным паломникам. Обязанность по их размещению и оказанию хорошего приема.
Брать на себя эти обязанности считалось великой честью. Такого рода служба в счастливый век Аср Саадат распределялась между самыми знатными семьями. Во время своего правления халиф Омар ассигновал для вышеупомянутых служб определенную сумму денег, а начиная с Халифа Муавийи, в эти дела был внесен порядок. Во время же Османского правления ежегодно выделялась часть денежных ресурсов службам, смотрящим за Каабой, от ассигнований Харамайна.
[1] Ширина фундамента Каабы равна приблизительно полутора метрам. В стенах Каабы, построенных из базальта, привезенного из окрестностей Мекки, имеется 1614 камней различной величины. В ее восточном углу, на высоте 1,1 метра, внутри серебряной рамки находится Хаджар Асвад, который указывает точку начала и завершения обряда обхождения – тавафа. Восточный угол Каабы называют «Рукн Хаджар Асвад» или «Рукн Шарки», северный угол — «Рукн Ираки», западный угол — «Рукн Шами», южный угол — «Рукн Йемани». Желоб, по которому стекает вода во время дождей, известен под названием Золотой желоб — «Мизаб Кааба». Место, расположенное напротив северо-западной стены Каабы, окруженное стеной, имеющей форму полукруга высотой 1,32 м и 1,55 м шириной, лежащее от Каабы на протяжении трех метров, носит название «Хатим». «Хатим» также относится к зданию Каабы, построенному Пророком Ибрахимом (алейхис салям). Эта часть была оставлена за пределами Каабы курайшитами во время восстановительных работ из-за нехватки материла. Остальная часть, 5,46 метра, носит название «Хиджр Кааба», «Хиджр Исмаил» или «Хатира». Ибрахим (алейхис салям) здесь построил для благочестивой Хаджар и своего сына Исмаила тенистое место. Говорят, что благочестивая Хаджар и ее сын Исмаил (алейхис салям) захоронены в части, называемой «Хиджр». Необходимым по шариату считается начинать таваф за пределами «Хиджр». Вход в Каабу находится в северо-восточной части здания на высоте 2,25 м от земли. Часть стены между входом и «Хаджар Асвадом» называется «Мультазам». Высота Каабы равна 14 метрам. Длина стороны, называемой «Мультазам» равна 12,84 м, стороны, называемой «Хатим» – 11,28м. Расстояние между «Хатим» и «Рукн Йемани» равно 12,11 м, а между «Рукн Йемани» и «Хаджар Асвад» равно 11,52м. Внутри Каабы имеются три колонны, подпирающие потолок. Они расположены в середине по порядку, прямо по направлению к «Хатим» от южной стены. По правую сторону от входа в Каабу имеется лестница, ведущая вверх. При входе на лестницу есть дверь, называемая «Дверью покаяния». Внутренние стены и потолок Каабы устланы зеленым шелком. (Мухаммад Ильяс Абдулгани, стр. 33-66. Камиль Мирас «Теджрид терджемеси», VI, 17-20).
[2] См. Табари «Тарих», I, 124.
[3] Имя Абу Зарра (радыйаллаху анху) было Джундаб ибн Джунада, и происходил он родом из племени Гифар. Поэтому он стал известен под именем Абу Зарр Аль-Гифари. Он был пятым мусульманином, был набожен, благочестив и довольствовался малым. Сообщается, что по этой причине Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) удостоил его прозвищем «Иса Ислама нашего времени» («Масиху’ль-Ислам»). Он проявил немало усердия в деле распространения Ислама. Пребывая рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он постоянно учился у него. Страсть к познанию в нем была велика. О вещах, неизвестных ему, он справлялся у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Али (радыйаллаху анху) называл его «ходячей энциклопедией». Он передал 281 хадис. В 31-ом году по Хиджре он скончался в Рабазе, неподалеку от Мекки. Проходившая мимо небольшая группа мусульман, совершив погребальный намаз, предала его тело земле.
[4] См. Бухари «Анбийя», 10.
[5] Подробности события см. у Бухари «Анбийя», 9.
[6] Ученые говорили: «Если грехи так действуют даже на камень, заставив его почернеть, то кто знает, какие огромные и ужасные следы они оставляют на сердце. Поэтому нам следует всеми силами остерегаться грехов».
[7] См. Саид Бекташ, стр. 36-38; Д-р Мухаммад Ильяс Абдулгани, стр. 43.
[8] См. Камиль Мирас «Теджрид терджемеси», VI, 20-21; Саид Бекташ, стр. 111.
[9] Тубба: Титул йеменских правителей, означающий что-то вроде падишаха, царя.
[10] См. Ибн Хишам, 1, 19-20; Абдураззак, V,153.
[11] Невзирая на то, что люди обожествляли различные камни и деревья, впадая в язычество, они никогда не молились Хаджар Асвад, Макам Ибрахим и Каабе, которую очень высоко ценили и которой дорожили. Это особая защита Всевышнего Аллаха.
[12] Сообщается, что человеком, впервые покрывшим покрывалом Каабу, был Исмаил (алейхис салям). (Абдураззак, V, 154). В истории Ислама покрывало для Каабы изготовлялось по заказу халифа или губернатора Мекки вали. В 1517 году власть перешла к Османам. Покрывало для Каабы, состоящее из двух частей, внутренней и внешней, еще некоторое время продолжали ткать в Египте. В период правления Кануни ткань для внутреннего покрывала изготовлялась в Стамбуле, а во время Султана Ахмеда III ткань, как для внешнего, так и для внутреннего покрывала Каабы, стали ткать в Стамбуле. В последний раз покрывало, сотканное по приказу Высочайшей Империи «Давлят Алийя» было отправлено в Мекку в 1916 году. Затем, по причине движения Шерифа Хусейна, его не смогли отослать. Позднее покрывала стали ткать в Египте и посылать в Мекку, и, наконец, в наши дни ткань для покрывала производят на построенной в Мекке специально для этой цели фабрике.