ПОДЕЛИТЬСЯ

Абу Хурайра сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Их маленькие (дети) – райские бабочки». Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» (108), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (3764), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (431).

Так как же заботиться о райских бабочках, чьи крылышки так хрупки? Их детский ум настолько силён, что очень быстро впитывает в себя любую информацию, но отсутствие опыта не даёт так же быстро перерабатывать её. Родитель должен помочь своему ребёнку. Должен научить, как правильно жить, основываясь на Коране и Сунне нашего любимого Посланника Аллаха (мире му и благословение Всевышнего).

Ребёнок — радость родительского сердца. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад).

Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи).

Заботиться о своих детях, давать им образование, воспитывать их — обязанность каждого верующего.

Здесь мы поговорим о некоторых методах воспитания Имама Аль Газали  (1058-1111). Имам Газали — великий учёный ислама, правовед, богослов и мусульманский философ.

Воспитание по Имаму Аль Газали

(Выдержки из книги «Ихья улюм ад-Дин» («Воскрешение религиозных наук»).

1.Первое, о чём говорит имам Газали — осознание важности воспитания.

«Знай, одно из самых важных дел – правильное воспитание детей. Ведь ребёнок вверен родителям на сохранение. Его чистое сердце – это драгоценный камень, чистый от надписей и узоров, восприимчивый ко всему, что высекут на нём, и склоняющийся ко всему, к чему его пытаются склонить».

2.Спасите своего ребёнка от адского огня.

«Уберечь ребёнка от огня в следующей жизни поможет правильное воспитание, обучение благонравию, ограждение от плохих друзей. Также не стоит приучать его к роскоши, прививать ему любовь к украшениям и комфорту, в противном случае он потратит всю свою жизнь на поиски комфорта и роскоши и погибнет навечно».

3.Придавайте значение мелочам, если они касаются религии.

«Следует контролировать ребёнка с первых дней его рождения. Нанимать для грудного вскармливания и воспитания нужно только религиозную женщину, которая ест дозволенную пищу, так как молоко, полученное от запретного, лишено благодати (баракат). Если ребёнок вырастет на таком молоке, то его плоть смешается со скверной, и его натура будет склоняться ко всему отвратительному».

4.Наблюдайте за своим ребёнком.

«Когда родители заметят в ребёнке признаки тамйиза (самостоятельности и умения отличать плохое от хорошего), следует начать уделять большое внимание наблюдению за ним».

5.Научите своего ребёнка правильному отношению к еде. Этому действию имам Газали уделяет большое внимание, так как еда — это поддержка физического тела, это основное топливо человеческой материи. Младенец проявляет свои когнитивные способности при знакомстве с пищей. Если у ребёнка будет правильно представление о еде, если вы сможете его этому обучить, то остальному будет научиться так же легко. Через еду можно обучить очень многому.

«<…>научить его брать еду только правой рукой, произносить перед её употреблением «Бисмиллях», брать с общего блюда то, что находится ближе к нему, не спешить к столу вперёд других, не смотреть пристально на еду и на того, кто ест, не торопиться и жевать тщательно, делать перерывы между кусками, не пачкать руки и одежду. Также нужно приучить его временами есть чёрствый хлеб, чтоб он знал, что приправа не всегда обязательна…Научить его отдавать предпочтение другому человеку в еде, мало беспокоиться за неё, довольствоваться любой грубой пищей».

» <…>  еда – это лекарство, а её цель – укрепление человека для богослужения…»

6.Знакомьте ребёнка с благочестивыми людьми и их детьми.

«Следует ограждать ребёнка от общения с детьми, привыкшими к роскоши, комфорту и дорогой одежде, а также от общения с теми, кто будет возбуждать в нём интерес к этому».

7. Дайте ребёнку образование.

«Затем следует занять его школой, учёбой, чтобы он учил Коран, хадисы, истории о праведниках и их образе жизни, дабы это прорастило в его сердце древо любви к праведникам».

8. Хвалите ребенка за благие поступки и не обращайте внимания на маленькие ошибки.

«Каждый раз, когда в ребёнке проявляется благой нрав и он совершает похвальные поступки, его следует публично хвалить и награждать тем, чему он обрадуется. А если он единожды ошибётся в чём-то, лучше оставить это без внимания, не выдавать его и не упрекать словами: «Кто вообще может осмелиться на подобное?», особенно если он старается скрыть это. Упрёки за такие оплошности могут привести к чёрствости, и ребёнку станет безразлично, узнают о его ошибках или нет. А если он ошибётся во второй раз, то следует его упрекнуть тайно наедине и указать ему на серьёзность этой ошибки и предостеречь…»

9. Не ругайте ребёнка часто и долго.

«Не следует каждый раз при упрёке многословить, иначе он перестанет принимать это всерьёз и далее будет с лёгкостью совершать пакости, а слова не будут проникать в его сердце. Пусть отец бережёт авторитет своей речи для ребёнка и делает ему выговоры изредка».

10. Пусть ребёнок занимается спортом.

«Следует приучать ребёнка к ходьбе, подвижным играм, спорту, чтобы лень не овладела им».

11. «Основа воспитания ребёнка – ограждение его от плохой компании».

12. Играйте с ребёнком.

«Также следует разрешать ему после занятий играть, давая ему отдых от трудностей учёбы, но так, чтобы игры не утомляли его. Постоянный запрет на игры и принуждение к учёбе губит сердце ребёнка и снижает его способность общаться и разбираться в людях, что сделает его жизнь тяжёлой, и он станет искать хитрые пути избавиться от всего этого».

13. Приобщайте ребёнка к соблюдению религиозных обрядов.

«Когда он достигнет возраста, когда может отличать плохое от хорошего (тамйиз), ему не следует пренебрегать совершением намаза и омовения. Следует велеть ему соблюдать посты в некоторые дни Рамадана, не разрешать мальчику надевать шёлк и золотые украшения, а также обучить его некоторым предписаниям шариата, в которых он нуждается».

14. Расскажите подростку о бренности этого мира.

«…не стоит надеяться на этот мир, ведь он не вечен, и смерть прервёт все его услады, что этот мир – место его временного пребывания, а постоянный его дом – это потусторонний мир».

Пусть Аллах раскроет наши сердца и вселит в них любовь и умиротворение, пусть проведёт по истинному пути и приведёт к райским садам, да ниспошлёт Он нам прощение и отвратит наши взгляды и намерения от грехов и пусть Он дарует нам по Милости своей возможность воспитать детей своих правильно, так ,чтобы они приблизились к Нему и познали Его! Аминь!