ПОДЕЛИТЬСЯ
Как выбрать имама?
Как выбрать имама?

Верующие стараются при любом удобном случае совершить намаз коллективно. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил, что молитва с джамаатом в 27 раз лучше, чем индивидуальная. Так у кого же больше прав быть имамом? Об этом мы и поговорим в этой статье. Абу Мас‘уд аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Руководить молитвой людей должен тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха (то есть тот, кто знает наизусть больше аятов и лучше других понимает их смысл), и кто раньше начал читать её. Если в этом они равны, то тот, кто раньше всех совершил переселение. Если же они равны и в этом, то самый старший из них. И не следует человеку становиться имамом для другого человека в его доме или в том, власть над чем принадлежит ему, как не следует ему и садиться на его подстилку без позволения хозяина».

Шу‘ба сказал: «И я спросил Исма‘иля, что это за подстилка, и он сказал: “Его постель”». В версии Шу‘бы говорится: «Один человек не должен становиться имамом для другого в том, власть над чем принадлежит ему». Абу Дауд сказал: «Яхья аль-Каттан передаёт от аз-Зухри: «…тот, кто раньше начал читать [Коран]». А в другой версии от Абу Масуда, да будет доволен им Аллах, говорится, что Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Если в чтении они равны, тогда [молитвой должен руководить] тот, кто лучше всех знает Сунну, а если в знании Сунны они равны, тогда — тот, кто раньше всех совершил переселение (хиджра)». И [Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха] не говорил: «Тот, кто раньше других научился читать Коран». [Тирмизи, № 235; Ибн Маджа, № 980] В версии Исма‘иля говорится: «Не садись ни на чью подстилку, кроме как с его позволения». Муслим, № 673; Тирмизи, № 235

Из этого хадиса мы видим, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего) считает главным фактором в выборе имама чтение Корана. Многие арабы в те времена были неграмотными, поэтому тот из них, кто знал что-нибудь из Корана, имел больше прав быть имамом в молитве, чем тот, кто не учил Коран, потому что не может быть молитвы без чтения Корана. А поскольку чтение Корана — одна из необходимых составляющих (рукн — ركن) молитвы, то Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, поставил его на первое место и сделал главным критерием.

Следующим пунктом идёт знание Сунны, то есть знание и понимание норм совершения молитвы, а также сунн, касающихся молитвы, которые оставил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) а также разъяснённых им особенностей молитвы. Если имам не будет знать этих норм, в том числе и норм, касающихся исправления допущенных при совершении молитвы ошибок, он не сможет провести молитву правильно. Поэтому знающий эти нормы имеет больше прав стать имамом, чем тот, кто их не знает. Хотя знание Сунны упомянуто после чтения Корана, человек, хорошо знающий религию и особенно нормы, касающиеся молитвы, но при этом плохо знающий Коран, однако достаточно для проведения молитвы, имеет больше прав руководить молитвой людей, чем искусный чтец, уступающий ему в знании норм молитвы.

Чтец упомянут прежде знающего Сунну, потому что в среде сподвижников самые искусные чтецы Корана являлись одновременно и наилучшими знатоками Сунны. Ибн Мас‘уд сказал: «Когда один из нас выучивал какую-нибудь суру Корана, он не переходил к заучиванию следующей до тех пор, пока не усваивал всё знание, содержащееся в ней [или: не узнавал всё запретное и разрешённое, упоминаемое в ней]». А представители последующих поколений (в том числе и в наше время) в большинстве своём умели читать Коран, но уже не понимали его.

Сегодня чтецов много и много хафизов Корана, однако факихов мало…

Если же претенденты на роль имама равны, то право руководить молитвой предоставляется старшему из них, поскольку старшинство чаще всего предполагает, что он ранее принял ислам или начал соблюдать его и его можно приравнять к тем, кто раньше совершил переселение. Многие мусульманские учёные высказывались по этому поводу. ‘Ата ибн Абу Рабах сказал, что имамом должен быть тот, кто лучше всех знает и понимает религию. Если в понимании религии они равны, тогда — самый искусный чтец Корана. Если и в этом они равны, тогда — самый старший из них.

Аш-Шафи‘и сказал: «Если искусное чтение, понимание религии и старшинство не удаётся найти в одном человеке, то молитвой должен руководить тот, кто лучше знает религию, если он способен прочитать из Корана необходимый минимум, делающий молитву действительной. Если же люди поставили имамом человека, который лучше всех читает Коран и при этом знает необходимый минимум норм Шариата, касающихся совершения молитвы, то это тоже хорошо».

Абу Саур сказал: «Молитвой людей должен руководить тот из них, кто лучше всех понимает религию, если он способен читать Коран, даже если он и не способен прочитать его полностью».

Суфьян, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак говорили, что руководить молитвой должен тот, кто лучше всех читает Коран, считая нужным поступать в строгом соответствии с текстом хадиса [‘Аун аль-ма‘буд].

Также следует заметить, что хозяин дома имеет больше прав быть имамом, чем кто-либо иной, и, если у него есть необходимые знания, и он способен прочитать достаточно из Корана, руководить молитвой должен именно он. Малик ибн аль-Хувайрис передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего) сказал: «Кто придёт к каким-нибудь людям, пусть не становится имамом для них — пусть их молитвой руководит один из них» [‘Аун аль-ма‘буд].

Пятничные и праздничные молитвы в исламском государстве проводит правитель. Что же касается ежедневных обязательных молитв, то их должен проводить наиболее знающий. Если же правитель обладает всеми упомянутыми достоинствами, тогда у него больше прав руководить всеми молитвами, чем у любого другого человека. Имам Ахмад ибн Ханбаль считал, что можно совершать молитву под руководством несправедливого правителя, однако её нельзя совершать под руководством приверженцев нововведений.

‘Амр ибн Салима передаёт: «Мы жили оседло, на одном месте, а мимо нас проходили люди, направлявшиеся к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. На обратном пути они снова проходили мимо нас и сообщали нам, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал то-то и то-то. Я был мальчиком с отличной памятью, и таким путём выучил многое из Корана. Потом мой отец отправился к Пророку, мир ему и благословения Аллаха, вместе с группой своих соплеменников, и он научил их совершать молитву. При этом он сказал им: “Пусть вашей молитвой руководит тот, кто больше всех знает Коран”. А я знал из Корана больше, чем они, благодаря выученному. И они поставили меня имамом. И я руководил их молитвой, а на мне была маленькая жёлтая накидка, и, когда я совершал земной поклон, она раскрывалась. Одна женщина сказала: “Закройте от нас срамные места вашего чтеца!” И они купили мне оманскую рубаху, и после принятия ислама я ничему не радовался так, как этой рубахе. И я проводил с ними молитвы, несмотря на то, что мне было тогда семь или восемь лет».

От ‘Амра ибн Салимы передаётся этот хадис, в котором он сказал: «И я руководил их молитвой, а на мне тогда была короткая накидка, дырявая [от старости], и, когда я совершал земной поклон, были видны мои ягодицы». Тирмизи, № 235; Ибн Маджа, № 980.

Учёные разошлись во мнениях относительно дозволенности выступления в качестве имама несовершеннолетнего ребёнка, понимающего, что такое молитва. Аль-Хасан и Исхак ибн Рахавейхи, а также некоторые другие считали это разрешённым. Аш-Шафи‘и считал, что несовершеннолетний ребёнок, понимающий, что такое молитва, может выступать в качестве имама, за исключением пятничной молитвы. А ‘Ата, аш-Ша‘би, Малик, ас-Саури и аль-Авза‘и считали нежелательным выступление в качестве имама несовершеннолетнего ребёнка, понимающего, что такое молитва. Такого же мнения придерживались ахль ар-райй. Ахмад ибн Ханбаль считал хадис ‘Амра ибн Салямы слабым. А аз-Зухри сказал: «При необходимости ребёнок может быть имамом». Разрешение быть имамом, которое было дано ‘Амру ибн Саляме, подтверждает, что разрешено совершать обязательную молитву (фард) под руководством имама, совершающего дополнительную молитву (нафиля), потому что молитва ребёнка — нафиля [‘Аун аль-ма‘буд]. [‘Абдуллах] ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что, когда первые мухаджиры устроились в ‘Усбе, до прибытия Пророка, мир ему и благословения Аллаха, их молитвой руководил Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы, который знал из Корана больше, чем они. Аль-Хайсам [ибн Халид аль-Джухани] добавлял: «А среди них был ‘Умар ибн аль-Хаттаб и Абу Саляма ибн ‘Абду-ль-Асад».

Это упоминание о том, что имамом был Салим, несмотря на присутствие ‘Умара, может служить доказательством того, что хорошо читающий Коран предпочтительнее в качестве имама, чем хорошо понимающий его [‘Аун аль-ма‘буд].

Из всех этих решений мы можем сделать вывод. Благочестивый мусульманин достойнее быть имамом, чем грешный, даже если последний превосходит первого в знаниях, ибо грешник может пропустить что-либо из обязательного. Наиболее разбирающийся в фикхе и в особенности правил совершения намаза и понимании религии Аллаха предпочтительней, чем тот, кто знает наизусть больше аятов Корана. Они оба предпочтительней, чем самый старший из них, и чем человек знатного происхождения.

Взрослый мусульманин предпочтительней, чем младший знатного происхождения. Если же двое сравнятся во всех перечисленных качествах, то учитывают чистоту одежды и тела, красоту голоса, крепкое здоровье, хорошую профессию, красивое лицо и т.п. Если у них сравнятся все качества, и возникнет спор, то решение о том, кто встанет во главе мусульман во время намаза отдаётся жребию.

Обладатель определённой территории должен быть имамом на ней. Следовательно, хозяин дома достойнее быть имамом, чем его знающий гость. Однако арендатор достойнее быть имамом, чем хозяин места. Данное решение действительно в том случае, если арендатор или хозяин вообще достойны быть имамами. Если же он недостоин, к примеру, не умеет правильно читать суру «аль-Фатиха», тогда он имеет право поставить имамом кого-то из присутствующих.

Назначенный в какую-то мечеть имам достойнее быть имамом, чем другой прихожанин этой мечети, но если мечеть находится на дороге, то любой человек может быть имамом