ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НАМАЗЫ: ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ МУЖЧИНАМИ
«ЧИТАЙ ТО, ЧТО ВНУШЕНО ТЕБЕ ИЗ ПИСАНИЯ, И СОВЕРШАЙ НАМАЗ. ВОИСТИНУ, НАМАЗ ОБЕРЕГАЕТ ОТ МЕРЗОСТИ И ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО» (29:45)
Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.
Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время, наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.
Опишем пошаговое совершение молитвы.
Порядок чтения намаза
(на примере утреннего)
Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим – «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.
Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:
«CУБХАНАКАЛЛАХУММА УА БИХАМДИКА, УА ТАБАРАКАСМУКА, УА ТААЛЯ ДЖАДДУКА, УА ЛЯ ИЛЯХА ГАЙРУК»
Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».
Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:
«УАДЖЯХТУ УАДЖХИЯ ЛИЛ-ЛЯЗИИ ФАТАРАС-САМАУААТИ УАЛЬ-АРД, ХАНИИФАМ-МУСЛИМА, УА МА АНА МИН АЛЬ-МУШРИКИН, ИННАС-САЛЯТИ УА НУСУКИ, УА МАХЪЯЙЯ, УА МАМАТИ ЛИЛ-ЛЯХИ РАББИЛЬ-‘АЛЯМИН, ЛЯ ШАРИКЯ ЛЯХ, УА БИ ЗАЛИКЯ УМИРТУ УА АНА МИНАЛЬ-МУСЛИМИН»
Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху – Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».
Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки – ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.
Ракаат №1.
Стояние – кыям
Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола»), басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и первая сура Священного Корана «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:
«ИННАА АГЪТАЙНАА КЯЛЬ-КЯУСАР. ФАС̣АЛЛИ ЛИ-РАББИКЯ УА-АНХ̣АР. ИННАА ШАА НИЯКЯ ХУВАЛЬ-АБЭТАР» (108:1-3)
Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».
Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).
Поясной поклон – руку’
Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.
Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.
Земной поклон – суджуд
Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) – земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее – кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.
Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза – человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего»). Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее – руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.
Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.
Ракаат №2
В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Священного Писания. Для примера возьмём суру «Ихлас»:
«КУЛЬ ХУ АЛЛАХУ АХ̮АДЭ. АЛЛААХУ С̣АМАДЭ. ЛЯМ ЯЛИДЭ УА ЛЯМ ЮЛЯДЭ. УА ЛЯМ Я КУЛЬ ЛЯХУ КУФУАН АХ̣АДЭ» (112:1-4)
Перевод смысла: «Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»»
Ташаххуд
Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие – после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении – кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:
«АТ-ТАХИЯТУ ЛИЛЛЯХИ УАС-САЛАУАТУ УАТ-ТАЙИБАТ. АС-САЛЯМУ ГАЛЯЙКЯ, АЙУХАН-НАБИЙУ, УА РАХМАТУЛЛАХИ УА БАРАКЯТУХ. АС-САЛЯМУ АЛЯЙНА УА АЛЯ ГЫЙБАДИЛЛЯХИС-САЛИХИН. АШХЯДУ АЛЛЯЯ-ИЛЯЯХА ИЛЛЯЛЛАХУ УА АШХАДУ АН-НА МУХАММАДАН ГАБУДУХУ УА РАСУЛЮХ»
Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник».
Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху»). На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.
Салават
Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат – в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (мир ему и благословение Всевышнего), состоящая из двух похожих друг на друга частей:
«АЛЛАХУММА САЛЛИ ‘АЛЯ МУХАММАДИН УА ‘АЛЯ АЛИ МУХАММАД. КЯМАА САЛЯЙТА ‘АЛЯ ИБРАХИИМА УА ‘АЛЯ АЛИ ИБРАХИИМА, ИН-НАКЯ ХАМИЙИДУН МАДЖИИД. АЛЛАХУММА БАРИК ‘АЛЯ МУХАММАДИН УА ‘АЛЯ АЛИ МУХАММАД. КЯМАА БАРАКТА ‘АЛЯ ИБРАХИИМА УА ‘АЛЯ АЛИ ИБРАХИИМА, ИН-НАКЯ ХАМИЙИДУН МАДЖИД»
Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты – Достойный похвалы, Славный!»
По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:
«РАББАНЯ АТТИНА ФИД-ДУНЬЯ ХАСАНАТАН УА ФИЛ АХИРАТИ ХАСАНАТАН, УА КЫЙНА ГАЗАБАННАР» (2:201)
Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».
Салям
Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:
«АС-САЛЯМУ ГАЛЯЙКУМ УА РАХМАТУЛЛАХ»
Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».
Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.
На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:
Перевод: «О Аллах, Ты – мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».
Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.
Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.
Важные особенности
Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.
Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й – как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.
Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.
Количество ракаатов, названия и время всех пяти намазов
Утренняя молитва (фаджр) – два ракаата суннат и два фарда.
Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (мир ему и благословение Всевышнего) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.
Полуденный намаз (зухр, ойля) – четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.
Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.
Предвечерний намаз (аср, икенде) – четыре ракаата фарда.
Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 – на аср-намаз.
Вечерний намаз (магриб, ахшам) – три ракаата фарда и два суннат.
Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.
Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.
Ночной намаз (иша, ясту) – 4 ракаата фарда и два суннат.
Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.
Время, когда запрещается читать намаз
В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) запретил читать молитву (салят):
1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;
2) когда небесное светило оказывается в зените;
3) когда происходит солнечный закат.
(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).
Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (мир ему и благолсовение Всевышнего) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (мир ему и благословение Всевышнего) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:
1. Четыре ракаата перед предвечерней (аср) молитвой, то есть перед фардовой частью намаза.
2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.
3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.
4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.
Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!