Когда мы слышим, что мусульман обвиняют в нетерпимости или озлобленности, что мусульманину приписывают агрессивное поведение и бескультурье, то мы сразу начинаем понимать по чьей вине это происходит, мы осознаём, кто является виной тому, что о верующих людях говорят, как о головорезах и кровожадных бунтовщиках, источником подобных мнений являются поведение, нрав и облик представителей такого заблудившегося течения как ваххабизм.
Ваххабизм как идея была сформирована в 18 веке Мухаммадом ибн абдуль Ваххабом (1703−1792), именем которого течение и называется. За основу своего учения Ваххаб взял труды Такиуддина ибн-Таймии (1263−1328).
Мухаммад абдуль Ваххаб пишет своё теологическое сочинение «Книга единобожия». Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Вроде бы на первый взгляд всё нормально, однако своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Любой мусульманин знает, что Коран защищен Всевышним до Судного дня, что законы Его неизменны, а хадисы Посланника Аллаха являются объяснением этих законов, а это означает, что дозволенное Пророком и его верными асхабами является разрешенным.
Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр 15: 9). https://islam-risalyat.ru/законы-шариата-действуют-до-судного-д/
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) предупреждал свою умму: «Я запрещаю, чтобы кто-либо из вас, облокотившись на свой диван, говорил о том, что я повелел или же запретил: „Не знаю, мы следуем тому, что находим только в Коране!“» ат-Тирмизи 2663, Абу Дауд 4605, Ибн Маджах 13. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 162.
Необходимо знать, что Сунна — это такое же откровение Всевышнего Аллаха, как и Коран! Всевышний Аллах сказал о Своем пророке (мир ему и благословение Всевышнего): «Поистине, он не говорит по прихоти, это только откровение, которое ниспосылается!» (ан-Наджм 53: 3-4).
Следовательно, в Коране Всевышний говорит людям, что Сунна — это Его откровение. Об этом говорил и сам пророк (мир ему и благословение Всевышнего). Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему (Сунна)! Я опасаюсь удовлетворенного человека, лежащего на своем диване и говорящего: „Следуйте этому Корану! Что найдете в нем дозволенным, считайте это дозволенным, а что найдете запретным — запретным!“» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2870.
Явные отличия от последователей Ахлю Сунна ва аль-Джамаа, по которым можно определить приверженца ваххабизма: отказ от посещения могил святых людей, пророков, сахабов; не желание отмечать день рождения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), запрет на чтение Корана умершим, распространение концепций таджсим (приписывание телесности Аллаху) и ташбих (уподобление Аллаха творениям).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) наставлял: «Посещайте могилы, так как они – напоминание о мире ином» (Тирмизи).
Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) говорил со слов Али ибн Абу Талиба (мир ему): «Тому, кто находясь на кладбище 11 раз прочитает суру «Ихлас» и воздаст усопшим, тот обретёт воздаяние равное числу покоящихся» (ан-Наджар).
В Священном Коране сказано: «Нет ничего подобного Ему» (сура 42 «Аш-Шура», аят 11).
Ваххабиты отвергают все тексты исламского закона в их традиционном изложении, за исключением Корана. Они также отвергают переданные знания накль, то есть весь объем знаний, полученных и передаваемых мусульманами за всю историю ислама. То есть они оправдывают возможность переосмысления ислама в той форме, какой они захотят. Ими отвергаются традиционные принципы юриспруденции (усуль аль–фикх), которые лежат в основе шариата. Они отрицают сам порядок рассмотрения того или иного вопроса по источникам исламского закона: 1). Сначала Коран; 2). Затем хадисы (сборник высказываний пророка Мухаммеда) и Сунна (поступки и поведение пророка); 3). кийас (суждение по аналогии , основанное на принципах, изложенных в Коране и хадисах) и, наконец, 4). Иджмаа (единогласное мнение авторитетных мусульманских авторитетов). Они практически отрицают три из них (кроме Корана), а значит – отвергая усуль аль-фикх, ваххабиты пытаются ввести новый шариат, то есть создают совершенно новый ислам, а это запрещено, это выводит человека с правильного пути. Также вахаббиты, предоставляют себе право объявлять других мусульман вероотступниками. Но так делать нельзя, потому что если человек, которого обвинили в неверии на самом деле верующий, то неверным становится обвиняющий.
Суть ваххабизма – противостояние якобы новшествам, которые привели к упадку исламскую общину. Поэтому ваххабиты борются не столько с людьми иного вероисповедания, сколько с правоверными мусульманами, которые не признают принципы, насаждаемые адептами абдуль Ваххаба. Следует отметить, что запрещенные в России и во многих других странах террористические организации «ИГИЛ», «Аль-Каида», «Джебхат ан-Нусра» и ряд других группировок, целью которых является запугивание мирных людей, в своей идеологии базируются именно на ваххабизме
Ваххабизм – это протест человека против устоявшегося общества, не просто так ваххабитами становятся обычно ренегаты или люди, у которых отсутствуют самые простейшие знания по вере. Они не могут принять законы этого мира, ваххабиты хотят видеть лишь чёрное и белое, поэтому они похожи на людей, которые постепенно утрачивают способность к мышлению и критике. Они не способны подвергнуть сомнению свои суждения, не могут понять свои ошибки, принять поражение.
Современные люди, которые видят зло и несправедливость, не знают, как бороться с беззаконием, поэтому они выбирают самую крайнюю секту ислама, которая предлагает жестокость и насилие во имя якобы «благих целей».
Опасность распространения теорий абдуль Ваххаба на территории России и других стран очень велика. Вероятность распространения увеличивается, так как деятели ваххабитского движения всячески скрывают свою принадлежность к данному течению. По этой причине люди, не изучавшие глубоко ислам, часто попадают в секту, так как не могут отличить ваххабита от суннита.
Однако противостоять идеологическому нашествию ваххабитов, приносящему раскол и смуту в общину мусульман, нужно, и это возможно. Чтобы наше противостояние влиянию сектантов было успешным, необходимо двигаться параллельно в двух направлениях – это во-первых, вооружение, мусульман подлинными знаниями, по нашей религии, которые были бережно сохранены предыдущими поколениями верующих, и, во-вторых — предостережение от заблуждений, пропагандируемых различными сектами, в том числе называющими себя Исламскими.
Пока в мире сохраняется стереотип «терроризм=ислам», фундаментом которого является ваххабизм, исламофобия будет продолжаться. Из-за этого страдают все мусульмане. Нужно бороться не с последствиями, а с корнем зла в лице ваххабизма.
Ваххабизм развивается именно из-за отсутствия исламского образования, люди не знают своей религии, муфтияты порой не чувствуют опасности, сложившейся ситуации. Вместо того, чтобы распространять ислам, люди закрываются и забывают свою культуру, тогда как сектанты занимают место проповедников. Во многом, конечно, это наша вина, ведь Пророк завещал нам рассказывать везде об истине, но иногда мы ленимся. Поэтому пусть каждый из нас получает знания, а затем распространяет их, и, ин ша Аллах, между людьми пропадёт вражда, и наступит мир, где не будет места ненависти и страху перед людьми.