ПОДЕЛИТЬСЯ

Всевышний Создатель представил человечеству пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) как наилучшую модель совершенного человека. Поэтому нашим великим проводником, образцом и наставником, несомненно, является Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Обязанностью ученых до сегодняшнего дня является разъяснение дозволенного и запретного на основе аятов Священного Корана, (что является одной из трех обязанностей нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), а совершенные духовные наставники продолжают духовное наставничество, состоящее в воспитании нафса и очищении сердца.

Толкователь Корана Бурсави в отношении аята: «…Ищите средство приближения к Нему…» (аль-Маида, 35), сказал следующее: «Этот аят ясно повелевает искать средство приближения к Создателю. Это крайне необходимо.

Приближение к Аллаху состоится только при этом условии. А средством приближения служат праведники, постигшие истину, и совершенные духовные наставники» (Бурсави, Рухуль-Байан, т. IV, стр. 543).

Ученый, передающий знания своему ученику, является средством его обучения. Также и совершенные духовные наставники выполняют подобную функцию: они занимаются наставлением на прямой путь, но уже не в явных науках, а в духовной сфере. Согласно этому, те, у кого имеются недостатки в знании фикха, должны исправлять свои пробелы посещением уроков по шариату у достоверных ученых. Тем же, кто обладает недостаточными знаниями, касающимися «скрытого (внутреннего) фикха», то есть истин тасаввуфа, следует приводить в порядок свой внутренний мир посещением сохбетов и бесед и получением фейза у благочестивых праведников, то есть у муршидов. Они должны совершенствоваться духовно, восполняя в сердце недостаток таких качеств, как ихлас (искренность), таква (богобоязненность), хушу (смирение) и ихсан (совершенное поклонение).

Самая большая потребность человека – благополучно пройти все испытания бренного мира и достичь Создателя. В этом отношении, друзья Аллаха, являющиеся помощниками в преодолении ступеней духовного роста и наставляющие людей на прямой путь, относятся к самым ценным средствам, ниспосланным Господом. Ибо они одновременно связаны и со Всевышним Аллахом, и с простыми людьми. Поэтому они подобны мостам, соединяющим Господа с Его рабами.

Когда нашего покойного учителя персидского языка Ямана Деде, который, будучи христианином, обрел истинный путь благодаря «Маснави» досточтимого Мавляны, спрашивали: «Почему вы так часто упоминаете Мавляну и его «Маснави»?», он отвечал: «Сын мой, Мавляна указал мне дорогу. Он привел меня к вратам нашего Пророка и стал средством моего становления на прямой путь. Даже того, что я поминаю его так часто, будет недостаточно для человека, который спас меня от адского пламени».

Истинные муршиды камиль – это образцовые личности, духовные наследники Посланника (салляллаху алейхи ва саллям). В наставлении на прямой путь в следовании примеру пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) они являются верхом совершенства. Они – «модель совершенного человека», являющиеся образцом для тех, кто не удостоился чести быть современником нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников. Их назидания и наставления на прямой путь, оживляющие сердца через слова милосердия, подобны каплям духовной влаги, исходящим из пророческого источника.

Служение муршидов камиль заключается в стремлении продолжать дело пророков в духовном очищении верующих. В этом отношении тасаввуф является духовной школой, в которой истинные воспитатели, ставшие наследниками пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), занимаются воспитанием нафса и очищением души. А «сейру сулюк» (путь постижения Истины) означает продвижение по этапам становления совершенного человека, вступившего в школу духовного воспитания.