Хадж — главное путешествие в земной жизни. Всевышний Аллах по милости Своей сделал некоторые периоды времени особенно благодатными, что даёт нам возможность умножать свою награду, не прилагая для этого больших усилий. К этим замечательным периодам относится благословенный месяц Рамадан, особенно последние его 10 дней. Относится к ним и первые 10 дней месяца Зу-ль-хиджжа, когда верующие, прибывшие в Мекку со всех концов света, совершают обряды хаджа. Об этих днях, исполненных благодати, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Самые лучшие из благих дел — это дела, совершаемые в эти десять дней» [Бухари].
На эту декаду выпадает и благословенный День стояния паломников на Арафате, о котором наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет другого такого дня, когда Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день Арафата» [Муслим].
Он также говорил: «Лучшая мольба — это мольба в день Арафата» [Малик].
Этот удивительный день имеет множество достоинств. В этот день Религия и Милость Всевышнего были доведены до совершенства. Рассказывают, что однажды один иудей сказал Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «О Повелитель правоверных, в вашей Книге есть аят, который вы читаете. Если бы такой аят был ниспослан нам, иудеям, то мы бы сделали этот день праздником». Тогда Умар спросил его: «Что это за аят?». Иудей привел слова Аллаха Всевышнего из Корана: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Сура Аль-Маида, аят 3).
Умар сказал: «Мы знаем в какой день и где Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было ниспослано это откровение. Это случилось, когда он был на Арафате, в пятницу».
Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот аят (из суры аль-Маида, аят 3) был ниспослан в День Арафата, в пятницу. Оба этих дня (Арафат и пятница) являются праздниками для нас, слава Аллаху».
В день Арафата 5 млн паломников со всех концов земного шара предстают пред Всевышним Творцом в одном месте! Как прекрасно это место! Как прекрасен этот день — День Арафата! Есть ли еще что-либо подобное по своим масштабам, величию и святости? Есть ли второе подобное место, где на небольшой по размеру площади могут собраться 5 миллионов человек одновременно, – не путников, жителей, случайных попутчиков, а именно верующих людей, которые оставили свой кров, свою родину, свою работу, свое имущество только ради совершения паломничества ?. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал всего два слова по этому поводу:
«Хадж – это Арафат»Так почему же стояние на Арафате столь значимо для паломника? Именно с Арафата началась наша земная цивилизация. Согласно преданию, наши прародители Адам и Хава после залла (ошибка) покинули Рай. Так Адам (мир ему) оказался в Индостане, на вершине горы Рахун острова Цейлон, а Хава (мир ей) – на месте нынешнего города Джидды, что в 80 км от Мекки. Они долго блуждали по земле в поисках друг друга, и их внутренний голос привел их к долине Арафата на гору Рахма – гору милосердия, где они и познали друг друга, и где Всевышний проявил к ним Свое Милосердие, Любовь, Сострадание и Прощение.
Именно с этого дня и с этого Священного места началась история человечества. Поэтому паломники, пребывая в долине Арафата, предстают пред Всевышним, как в день Махшара-сбора, когда не будет иного заступника, кроме как Одного, Единого, Милостивого и Милосердного Творца земли и небес Аллаха Субханаху ва Тааля.
Затем наши прародители направились в место, где основали первое святилище – Каабу и первое поселение на земле – Мекку. Поэтому в память о наших далеких предках Адаме и Хаве Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, предписал нам соблюдать пост в этот лучший из дней.
Подобно тому, как Ляйлят уль-Кадр является лучшей ночью, День Арафата является лучшим днем с рассвета до захода солнца, а пятничный день – господином всех дней.
Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире.
3десь собираются самые разнообразные приближённые любимцы Аллаха: кутбу, сиддики, алимы, имамы, мударрисы, захиды, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) мусульмане;
Здесь ниспосылаются такие блага и милости Аллаха, которые ни в каком другом месте не ниспосылаются.
В хадисе говорится: «Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как только в день Арафата и в день битвы при Бадре. И это из-за того, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего Аллаха и смываются их грехи» (Малик).
Нет человека глупее и несчастнее, проводящего этот день беспечно и в грехе, в пустых разговорах, или за другими ненужными и вредными делами. Подумайте только, это время, когда от Ада освобождаются заслуживающие его.
Также мудростью Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, правитель, раб, белый, черный – все они, одевшись в одинаковые белые ихрамы, с непокрытыми головами выражают нужду и потребность в Милости Аллаха, подняв руки, моля Всевышнего Аллаха о прощении.
Во время хаджа исчезают социальные различия между людьми. Их внешний вид больше не указывает на их положение в обществе и уровень благосостояния. Все паломники выглядят одинаково: богач и бедняк, старик и юноша, религиозный деятель и военный, человек, занимающий руководящий пост, и простой рабочий. Облачаясь в ихрам, они становятся просто паломниками, людьми, которые равны перед Всевышним. Такие разные они подчиняются одному порядку и совершают одни и те же действия в одно и то же время.
Совершая эти обряды в атмосфере равенства и братства, мусульмане лучше осознают Милость, которую Всевышний Аллах оказал им. Они будто ощущают те духовные узы, которые связывают их, людей незнакомых, но таких близких и значимых друг для друга, собравшихся из разных стран и континентов с одной единственной целью — исполнить веление Господа и снискать Его довольство. Их объединяет вера в Него, а это лучшее из того, что может объединять людей. Вера сделала мусульман разного цвета кожи, говорящих на разных языках и воспитанных в разных культурах, подобием единого организма или прочного здания.
Стояние на Арафате напоминает нам о мире вечном. Ведь как мы стоим на Арафате, поминая Аллаха и взывая к Нему с самыми горячими мольбами, так и предстанем мы перед Ним в Судный день, когда не будет деяний, а будет только расчёт, и каждый из нас узнает, какая судьба уготована ему в вечности. А как не хватает нам подобного напоминания, когда, увлекаемые земной суетой и пребывающие в плену у бесконечного множества срочных, неотложных, как нам кажется, дел, мы порой забываем о самом важном!..
Наполнить этот день благими делами имеют возможность не только паломники, внявшие призыву Всевышнего Господа. Многие верующие, которые не совершают хадж, проводят первые десять дней этого месяца в посте, и особенно много блага приносит пост в день Арафата. В хадисе сказано, что постящемуся в этот день «прощаются прегрешения за прошедший и будущий год»[Муслим].
На эту же декаду выпадает и другой великий день — Ид аль-адха, или Праздник жертвоприношения. Это главный из двух мусульманских праздников, венчающий усердное поклонение в предыдущие дни и дарящий надежду на прощение и милость Аллаха. Праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина. Их содержание направлено на то, чтобы провозглашать и укреплять основные положения учения ислама
В день Курбан-байрама режут жертвенных животных – курбан, раздают садака нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника. Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али-асхаба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам, отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».
В хадисе сказано: «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут».
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рекомендует зарезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику.
Как видим, десять прекрасных дней, о которых мы говорим, неразрывно связаны с хаджем — этим благодатным путешествием, которое обязан совершить хотя бы раз в жизни каждый верующий, имеющий такую возможность.
Совершение хаджа — паломничества, является целью каждого мусульманина. Это особое путешествие является составной частью поклонения, которое Аллаh установил для уверовавших в Него.
Что же такое хадж? Просто интересная во многих отношениях и увлекательная поездка в Мекку? Или же одно из ключевых событий в жизни мусульманина, оставляющее неизгладимый след в его внутреннем мире и в его отношении к жизни и к людям?
Как показывает практика, хадж может стать — а для некоторых и становится — поворотным моментом в жизни. Именно после совершения хаджа многие мусульмане по-настоящему задумываются о религии, о своём предназначении и месте в этом мире, о мудрости Всевышнего, которой наполнены Его веления и запреты, и о необходимости неукоснительно соблюдать эти предписания и законы. Особая атмосфера, и встреча с множеством единоверцев, отдаление от повседневной суеты и, конечно же, благодать поминания Всевышнего и поклонения Ему пронизывают хадж от начала до конца.
Хадж — это повод вырваться из оков повседневности и посмотреть с высоты полёта духовности на свою жизнь, на самого себя. Это шанс увидеть то, чего мы раньше не замечали, оценить наши поступки и устремления, понять, что по-настоящему имеет значение, а что навсегда останется лишь мишурой, к тому же ненадёжной и недолговечной.
В хадисе говорится: «Расходы, сделанные на хадж, увеличивают вознаграждени до семисот раз» (Табрани). «Когда паломник читает «Лаббайка», то все, что находится справа и слева от него до края света, свидетельствует ему. Когда совершающий тавваф поднимет и опустит ногу, ему запишутся десять дел, и сотрутся десять плохих, а его самого поднимут на десять ступеней. Побрившему голову в Мине запишут добродетель по числу сбритых волос, и сотрут плохие деяния. Вода зам-зам является лекарством от болезни и едой от голода. Воздаяние за намаз, совершенный в Мажсид-уль Хараме, сравнивается со стотысячным намазом, совершенным в другом месте. Намаз, совершенный в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , ценнее тысячи намазов, совершенных в другом месте. Заступничество Пророка (мир ему и благословение Аллаха) несомненно получит тот, кто совершит зиярат на его могилу.
У хаджа множество особенностей и достоинств, делающих этот обряд уникальным, единственным в своём роде. Мало кто задумывается об этом, но, помимо прочего, хадж примечателен и тем, что он представляет собой нашу жизнь в миниатюре. Паломники исполняют определённые предписания в течение короткого периода времени. Но такой же должна быть и жизнь верующего целиком — наполненной покорностью Всевышнему, поклонением Ему, совершением благих деяний, исполнением Его велений и соблюдением Его запретов.
И как хадж теряет смысл без соблюдения ритуалов, которым нас обучил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так и благие устремления в течение остальной жизни не приносят пользы, пока верующий не последует примеру Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Он совершил хадж вместо со своими сподвижниками и сказал: «Перенимайте от меня ваши обряды»[Муслим; Абу Дауд; Насаи].
Так же и вся его жизнь была прекрасным примером для тех, кто надеется на вознаграждение Всевышнего и тоскует по встрече с Ним, кто предпочитает вечное преходящему и много поминает Аллаха.
Конечно же, поминание Аллаха — это дух хаджа. И это же поминание должно наполнять и озарять всю земную жизнь верующего до его последнего вздоха. Оно придаёт силы и избавляет от печали, освежает разум и смягчает сердце, умножает блага и спасает от одиночества, защищает от грехов и помогает заслужить довольство Милостивого. Тех, которые поминают Аллаха про себя, Всевышний Аллах поминает про Себя, а тех, кто поминает Его среди людей, Всевышний Аллах поминает среди приближённых ангелов, и если бы это было единственной пользой от поминания Его, этого было бы достаточно для людей разумеющих.
Есть в хадже определённые предписания, касающиеся внешнего вида паломника. Но такого рода предписания верующий должен исполнять и на протяжении всей своей жизни. Это относится, например, к ношению хиджаба мусульманками и отказу от ношения золота и шёлка мужчинами. Казалось бы, имеет ли значение внешний облик верующего, если Аллах Всевышний смотрит на наши сердца и поступки? Но если задуматься над смыслом этих предписаний, становится ясно, что их соблюдение отражается на внутреннем мире человека, оберегает его от тщеславия и высокомерия, имеет значение не только для него, но и для оздоровления той среды, которая окружает его.
Наконец, паломник сталкивается с разного рода трудностями, которые учат его не хмуриться из-за мелких неприятностей и ценить даже маленькие радости. Этот опыт помогает верующим легче преодолевать бесчисленное множество трудностей, с которыми они сталкиваемся на улице, в общественном транспорте, на работе. Ведь в каждой из таких ситуаций обязательно можно усмотреть возможность сделать что-то доброе, помочь кому-либо и заслужить награду от Всевышнего.
Хадж прекрасно демонстрирует, что в соблюдении предписаний религии нет ничего невозможного и непосильного: если мы способны образцово исполнять Его веления и следовать Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) в течение этих нескольких дней, то что мешает нам наполнить такой покорностью и таким духом всю оставшуюся жизнь?
Помимо чудесной атмосферы, в которую попадает паломник, он приобретает ещё и бесценный дар Всевышнего — прощение совершённых прежде грехов. Благородный сподвижник Абу Хурайра передаёт, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда мать родила его» [Бухари; Муслим]. В другом хадисе сообщается, что за безупречно совершённый хадж нет более достойной награды, чем Рай [Бухари; Муслим].
Конечно же, далеко не каждый паломник возвращается домой, сбросив с себя тяжёлое бремя грехов и заслужив такую великую награду. Удаётся это лишь тем, кто собирается в путь сознательно, понимая, что он делает, как и зачем. Поэтому перед совершением хаджа следует тщательно изучить положения, касающиеся этого обряда, и постичь смысл действий, которые предстоит совершить. Ведь каждое действие в хадже неслучайно и исполнено великого смысла, и паломник должен понимать это. Упуская из виду этот важный момент, многие лишаются части того великого блага, которое открывается перед ними.
А как важно осознавать, что сама возможность совершить это путешествие относится к числу величайших благ нашего Господа! Ведь далеко не каждому предоставляется такая возможность, и мусульманин просто обязан не только от всего сердца благодарить Аллаха за эту милость, но и воспользоваться ею наилучшим образом, чтобы его старания принесли ему пользу и приблизили его к заветной цели.
Готовиться к хаджу следует заранее, и прежде всего — душой и сердцем. Ведь кто знает, предоставится ли ему ещё одна возможность посетить Священные земли в эти благодатные дни. Быть может, этот хадж окажется единственным в его жизни, а значит и совершать его следует так, будто он последний. И тогда можно надеяться на прощение грехов и духовное обновление: «Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучший припас — богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура 2 «Корова», аят 197).
О Аллах, дай нам возможность совершить это благословенное паломничество и исполнить его обряды наилучшим образом! И сделай хадж одним из тех событий, которые делят жизнь на «до» и «после» и несут очищение, прощение и свет!»