ПОДЕЛИТЬСЯ
Многобожие (ширк) и его виды
Многобожие (ширк) и его виды

Лексическое значение слова «ширк» — «признавать существование сотоварища». В терминологии же оно означает «признание существования подобия Аллаху, обладающего такими же, как и Он Сущностью, Атрибутами и Действиями». Многобожие (ширк) и неверие (куфр) – два близких понятия. Разница заключается только в том, что неверие — понятие более широкое, а многобожие — более узкое и специфическое. В этом смысле всякий ширк — это куфр, но не всякий куфр – это ширк. Каждый многобожник – неверующий, но не каждый неверующий — многобожник. Ибо, многобожие возникает только в результате признания существования подобия Аллаху и приписывания Ему сотоварища. А неверие возникает в результате признания целого ряда различных убеждений.
Одним из видов неверия является приписывание сотоварища Аллаху. К примеру, признание существования двух божеств, как это принято в зороастризме, это одновременно и многобожие, и неверие. Не верить в Конец Света – это только неверие и не является многобожием. В Суре «Аль-Байина» 98/1 Священного Корана люди Писания и многобожники упоминаются, как неверующие, относящиеся к разным категориям. Самый большой грех, который не прощается Всевышним, – это непризнание Единобожия Аллаха, так как это является великой несправедливостью по отношению к Нему. И об этом так сказано в Священном Коране:

إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ

ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْماً عَظِيماً

«Поистине, Аллах не прощает того, кто приписывает Ему сотоварищей, но Он может простить любой другой грех, меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил большой грех». (Cура «Ан-Ниса» 4/48,116).
Мудрец Лукман, делая назидание своему сыну, сказал следующие слова:

يَا بُنَيَّ لاَ تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

«О, сын мой! Не придавай сотоварищей Аллаху. Ибо, многобожие – это большой грех». (Сура «Лукман» 31/13).

У многобожия, являющегося антиподом Единобожия, есть пять разновидностей:

«Ширк истикляль» – это вид многобожия, основанный на поклонении двум разным божествам, присущий для зороастризма или дуализма.

«Ширк таб’из» – это вид многобожия, основанный на признании Единственности Бога — Всевышнего Аллаха, но состоящего из отдельных ипостасей. Подобно вере в «святую троицу», как в христианстве.

«Ширк такриб» – это вид многобожия, свойственный для тех, кто наряду с верой в то, что Вселенная создана Единственным Богом – Аллахом, поклоняется разного рода идолам, статуэткам, которые якобы являются посредниками в деле сближения с Богом. Таков был вид поклонения Аллаху арабов первого периода века «джахилийи».[1]

«Ширк таклид» – это вид многобожия — подражательное поклонение идолам потомками арабов в последний период века «джахилийи».

«Ширк асбаб» – это вид многобожия, заключающийся в убеждении, что все во Вселенной, всякого рода законы якобы были созданы не Всевышним Аллахом, и что истинная причина кроется в самих вещах, которые порождают сами себя. Этот вид политеизма присущ натуралистам и философам-материалистам.