ПОДЕЛИТЬСЯ
Tiered fountain Yerevan Kiosk Topkapi Palace Istanbul

и  «(Царица) сказала: «О знатные мужи! Подскажите мне решение в моём деле. Я никогда не принимала окончательного решения без вашего (совета)»»

(сура «ан-Намль», аят 32).

Тема правления женщин всегда была обсуждаемой в богословской среде. В разные времена освещались различные стороны этого вопроса соответственно требованиям времени и места. В наше время вопрос дозволенности занимания руководящих постов представительницами прекрасной половины человечества не потерял актуальности. Предлагаем вниманию читателей очередной материал на эту тему, составленный на основе научных богословских трудов египетского профессора, доктора Махмуда Хамади Закзука, а также Ахмада бин Мухаммада аль-Касталани, учёного ханафитского мазхаба Ибну Нуджейма, учёного маликитского мазхаба Ибн Базизата аль-Малики.

 

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) говорится: «Не преуспеет народ, делами которого руководит женщина» (имам аль-Бухари, 4425; ан-Насаи, 227/8).

У этого хадиса есть разные версии, в частности: «Не преуспеет народ, которым правит женщина»; «Не преуспеет народ, который назначил женщину руководить своими делами»; «Не преуспеет народ, который возлагает свои дела на женщину». Их передали имамы аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад и т.д.

С точки зрения передатчиков, нет сомнения в том, что этот хадис достоверный.

Однако наблюдается некорректное применение данного хадиса в качестве довода для запрета ставить во главе всех дел женщину.

Понимание нюансов в этой сфере приходит после постижения истинного смысла данного хадиса.

Причиной высказывания Пророком  этих слов стало следующее: когда определенная группа людей из Персии прибыла в пресветлую МединуПосланник Аллаха  спросил их: «Кто правит персами?» Один из них ответил: «Женщина». Тогда Пророк  сказал: «Не преуспеет народ, делами которого руководит женщина».

Данное изречение Пророка  становится пророчеством о завершении правления персов, и спустя некоторое время так и случилось. После чего данный хадис стали применять как основу для запрещения главенства женщины в политических делах всего народа.

Однако смысл, заключающийся в этом изречении, делает этот хадис обособленным только в понимании запрета «общего правления над всеми», т.е. управления или предводительства всей мусульманскойуммой. Ведь степень женщины, упоминаемой в хадисе, была степенью правительницы троном Персии, которая была на тот период одной из двух самых мощных правящих в мире держав.

Нет разногласий между большинством учёных-правоведов, за исключением некоторых хавариджей, что главным верховным предводителем в управлении исламским государством и всей исламской уммой должен быть мужчина. Исключение составляют должности меньше этой, такие как управление определённой местностью, к примеру каким-то регионом, областью, страной, или каким-то определённым народом и т.д. Поистине эти посты не входят в понятие «верховное правление над всеми мусульманами», потому как эти посты – всего лишь частичное правление, территориальное, а ответственность за наставление на благое и предостережение от недозволенного возложена как на мужчин, так и на женщин, причём в этом вопросе различий между ними практически нет.

Когда кто-то начинает перемешивать понятия территориального и частичного правления с условием главенства мужчины в правлении над всей мусульманской общиной, о котором высказалось абсолютное большинство учёных-богословов, возникают проблемы и разногласия.

И в современном понимании правления нет даже речи о том, чтобы верховным правителем мусульманской уммы была женщина. Такое правление сегодня недоступно даже мужчинам со времени распада последнего халифата в 1924 г.

Есть ещё один момент, на который следует обратить внимание: само определение смысла понятия «общее правление» в наше время. Ведь сегодня понятие «единоличный правитель» сменилось на понятие «руководитель парламента, партии», т.е. в управлении участвует определённое количество правителей, депутатов, чиновников и т.д.

Сменилось и понятие «судейство», т.е. единоличное судейство судьи поменялось на систему судейства, решения в котором принимаются множеством судей.

женщина судья

Решение о запрете женщине занимать должность судьи в наше время отличается от пониманий учёныхпрошлых веков, так как сегодняшнее правление – результат коллективных действий и решений, а не одного человека.

Сегодня существует демократическая система правления, в которой правят партии, и решения подготавливаются коллективно, прежде чем будут приняты и узаконены. И даже судья не устанавливает какое-то своё решение, он всего лишь исполняет тот закон, который установили система, коллектив, партия. И нет явного запрета на то, чтобы женщина принимала участие в таких организациях.

Например, Коран повествует нам о правлении царицы Сабаъ и восхваляет её и её правление, так как она выносила решения, основываясь на совете (шуре). В Коране сказано (смысл): «(Царица) сказала: «О знатные мужи! Подскажите мне решение в моём деле. Я никогда не принимала окончательного решения без вашего (совета)»» (сура «ан-Намль», аят 32).

Кроме того, Коран порицает правление Фараона, хотя он был мужчиной, за то, что он самовольно, единолично выносил решения, взяв полномочия принятия решений на себя (смысл): «Фараон сказал: «Я указываю вам только на то, что сам считаю нужным. Я веду вас только правильным путём»» (сура «Гафир», аят 29).

Тут не рассматривалось, кто правитель – мужчина или женщина; важным было то, чтобы правление происходило в форме совета, а не единолично.

Что касается возможности нахождения женщины в должности судьи, некоторые ставят под сомнение её пригодность для этого дела с точки зрения Ислама.

Тут необходимо отметить, что правление женщины относится к разделу «муамалят» – раздел отношений между людьми, общиной, а не к разделу «ибадат» – богослужения. Как мы знаем, «ибадат» должен основываться на указаниях Корана и Сунны, в отличие от «муамалята», который руководствуется целями Шариата в соответствии с Кораном и Сунной.

В муамалятах достаточно не противоречить прямым цитатам из Корана и Сунны и необязательно прямое указание из Корана и Сунны. Кроме того, для муамалятов достаточно взять за основу решения (иджтихад) учёных-правоведов, а они, как и фетвы, могут изменяться по истечении времени, при изменении места или в связи с каким-то компромиссом (маслахатом).

Вопрос правления женщины не относится к вопросу, который имеет единогласие среди учёных мазхабов нашей общины.

То, что пошла традиция в исламских странах не допускать к правлению женщин, не означает, что им это запрещает религия. В традициях есть связь с необходимостью, которая изменяется вместе с изменением нужд и обстоятельств, поисками компромиссов.

А причиной разногласия учёных в вопросе главенства женщины в судействе является отсутствие прямых указаний из Корана и Сунны. Отсюда и проистекают разногласия учёных в вопросе главенства женщины в судействе; учёные сравнили этот вопрос с главенством женщины в управлении исламским государством, а условием верховного правления является то, чтобы таким правителем был мужчина.

Большинство учёных, кроме хариджитов, ставят условие, чтобы верховным правителем был мужчина. Следовательно, это условие они поставили и для судьи, сравнив судейство с верховным правлением.

Необходимо отметить, что должности и судейства, и правления перешли уже от индивидуального к коллективному, партийному, и мужчина-правитель является членом парламента или партии, а женщина – тоже член парламента или партии. Следовательно, правление приобретает новую форму и нуждается в новом подходе, требует нового иджтихада для новой фазы коллективного правления, в которую перешли все формы управления и правления. Соответственно, новый иджтихад нужен и в вопросе правления женщины.

женщина президент

Ахмад бин Мухаммад аль-Касталани в книге «Иршаду ас-сари ли шархи Сахихуль Бухари» (т. 6, стр. 460) пишет:

«Пророк  сказал: «Не добьётся успеха народ, во главе которого стоит женщина». Согласно единогласному мнению большинства учёныхженщина не имеет права занимать правящую должность, а также должность судьи. Имам ат-Табари, основываясь на хадисах, переданных от имамов Малика и Абу Ханифы, считает подобное допустимым в тех случаях, где допускается свидетельствование женщины».

Учёный ханафитского мазхаба Ибну Нуджейм, который умер в 970 г. по хиджре, в книге «Бахру ар-ракаик шарху канзу ад-дакаик» отмечает:

«Допускается женщине выносить решения, кроме вопросов шариатского наказания и вопросов возмездия. Женщина вправе выступить в качестве свидетеля, следовательно, она вправе и выносить решение».

Далее он пишет: «А что касается правления женщины государством, то это допустимо. Так как Египтомправила женщина по имени Шаджарату Дур… В книге «Хуласат» отмечается: «Если она вынесет решение о наказании и возмездии, и если с этим вердиктом обратятся к другому судье, и он также вынесет тот же вердикт, тогда никто не вправе оспаривать данное решение»».

Учёный маликитского мазхаба Ибн Базизат аль-Малики (ум. в 673 г. х.) в книге «Равзатуль Мустабинфи шархи китабу Талкин» пишет:

«Относительно права женщин на вынесение решения учёные разделились на три категории:

1) Ат-Табари допускает, что женщины вправе выносить решение при любых условиях.

2) Имам Малик и его последователи не допускают для женщин права на вынесение решения ни при каких условиях.

3) Абу Ханифа допускает подобное лишь в тех случаях, где принимается свидетельство женщин».

Что касается ат-Табари, то он основывает своё мнение на том, что задача правителя, выносящего решение, это вынести вердикт, выслушать свидетелей и рассудить оппонентов, а с этой задачей могут справиться как мужчины, так и женщины.

Отсюда следует, что женщине дозволяется быть правителем страны, но в её задачи должны входить вопросы сохранения границ, защиты населения, сбора обязательного налога, сохранности имущества мусульман, расхода средств в необходимом направлении.

Всё это может делать женщина. Такое решение вынес кадий Абу Бакр бин Тайиб Али Абу Фараж бин Зарарит во время правления в Багдаде.