ПОДЕЛИТЬСЯ

Одним из самых часто задаваемых вопросов имамам — можно ли протирать носки во время масиха.

Из достоверных хадисов известно, что во время путешествий Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) надевал масихи (специальные изделия из мягкой кожи для ног) и протирал их, когда делал малое омовение. В этой связи мусульманские учёные пришли к единодушному мнению о том, что протирание масихов в тахарате разрешено.

В некоторых риваятах также сообщается, что помимо непосредственно масихов сахабы протирали и некоторые виды обуви, такие как налейн и джавраб. Принимая во внимание технические возможности той эпохи, можно сказать, что обувь и носки тогда изготавливались из шерсти, которую пряли на прялках, а также из кожи животных. Очевидно, что эти изделия были толстыми и прочными, позволяя проходить в них определённое расстояние вне помещений. Именно поэтому имамы всех мазхабов, давая толкование этим риваятам, отнесли джавраб и налейн к категории масихов, установив некоторые требования к данным изделиям и условия их использования.

Что касается вопроса о том, можно или нет протирать носки, подошва которых не обшита кожей, то, по мнению имама Абу Ханифы, шафиитов и маликитов, это запрещено. По мнению ханбалитов, а также имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада, если у таких изделий одежды плотная вязка, через которую не видно ступню, то в этом случае протирание носков считается разрешённым. Таково и мнение богословов ханафитского мазхаба в целом (см. Маргинани, «Хидайа», 1/30).

Да, протирание толстых, плотно связанных носков, в которых можно ходить в качестве обуви, считается разрешённым. Однако в соответствии с общепринятым мнением факихов, протирание носков, которые пропускают воду, запрещено (см. Сарахси, «Мабсут», 1/102-103; Касани, «Бадаиус-Санаи», 1/10).

Как следует из вышеизложенного, в данном вопросе важно понять, что именно подразумевалось под носками в тот период. Если изделие, одеваемое на ноги, вне зависимости от того, как оно называется, отвечает вышеупомянутым условиям, то оно может считаться масихом и его можно протирать вместо оголённых ступней во время тахарата. Ну а то, что подразумевается под носками в современном мире, никак не относится к категории масихов и не отвечает предъявляемым к ним требованиям, и, следовательно, протирать их нельзя.