ПОДЕЛИТЬСЯ
Каждому верующему следует вставать перед рассветом для совершения богослужения – намаза Тахаджуд, потому что эта пора является самым ценным временем суток, возвеличенным наградами Щедрого Аллаха. В это благодатное время даже в суровые зимние морозы благочестивые праведники (вали) покидают свои теплые постели. Они посвящают своё сердце Всемогущему Аллаху. Молясь со слезами на глазах, искренне совершая покаяние, размышляя и восхищаясь щедростью и милостью Аллаха, восхваляя Его, они избавляются от бренных желаний своего эго (нафса) и пребывают в истинной, духовной связи с Вечным Аллахом.

Предрассветное время – это время, когда черствые сердца несведущих и глупцов спят, а прекрасные сердца приближенных и стремящихся к Господу со всей чуткостью, скромностью и искренней любовью пребывают в духовной связи с Ним.

Именно это время, проведенное в поклонении, является причиной духовного роста человека. Именно в это время, подобно проливному дождю, с небес в сердца верующих в изобилии снисходит милость Аллаха Всевышнего. В этом участвуют все духовные силы (праведники) и все Ангелы.

Как же человек может приобщиться к этому?

Как же мы сможем ежедневно просыпаться и вставать в это время?

Для этого необходимо придерживаться следующих правил:

Во-первых, мы должны составить свой распорядок дня. Не нужно сидеть допоздна, чтобы не оказаться среди тех, кто не ценит предрассветное время. Не доводите до усталости свои органы тела, занимаясь мирскими делами. Не находитесь среди людей, ведущих пустые разговоры. Для безмятежного крепкого здоровья пораньше ложитесь спать. Кто рано ложится, тот избавляется от пустословия. Вечером ешьте мало – это религиозная культура, а также медицинский совет. На пустой желудок вставать в предрассветное время и совершать богослужения намного легче. Ешьте, оценивая дары Щедрого Аллаха, – это также способствует совершению поклонения в ночное время. То, что тяжело для желудка, тяжело и для сердца.

Во-вторых, больше общайтесь и находитесь вместе с благочестивыми богобоязненными людьми – это тоже облегчает подъем на ночное богослужение. Пребывание с теми, кто предался душой Аллаху, приводит к тому, что их возвышенное душевное состояние передается находящимся рядом. И из сердец окружающих их людей уходит любовь к мирскому. Они становятся на путь покорности и богобоязненности.

Те, кто встает на ночное поклонение, становятся легкими, как птицы, потому что у них идет мощное духовное развитие. Им становится достаточно малого количества сна, еды и слов. А те, кто много спит, чувствуют тяжесть и постоянно жалуются на свое здоровье.

Все, что могли бы сделать некоторые молодые люди, они делают только наполовину, потому что их жизнь беспорядочна. Но во всем должен быть порядок.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) способствовал тому, чтобы между Салманом Фариси и Абу Дардой (радыйаллаху анхума) возникло духовное братство.

Абу Дарда совершал много богослужений. Он всю ночь проводил в поклонении, и у него ни на что не оставалось сил.

«Однажды Салман Фариси пришел его навестить и увидел, что его семья бедствует. Он спросил его жену:

– Как у вас дела?

Она ответила:

– Твой брат Абу Дарда совсем не занимается нами. Ночами он совершает намаз, днем держит пост, а наше положение ты и сам видишь.

На это Салман Фариси сказал:

– Я приду до вечера и поговорю с ним.

Он пришел до захода солнца и застал Абу Дарду дома. Хозяин был рад приходу гостя и стал его угощать – это мусульманский обычай и сунна Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Абу Дарда (радыйаллаху анху) сказал Салману Фариси (радыйаллаху анху):

– Угощайся.

Тот ответил:

– Давай вместе.

Хозяин дома сказал:

– Нет, я держу пост.

На что его гость возразил:

– Ты должен его нарушить, потому что мы будем есть вместе.

Гость настоял на своем, и они начали есть».

При посещении собраний мусульман или визитах гостей необязательно держать добровольный пост (нафиль). Если человек его прекратит, то затем он может его восполнить. Обрадовать же душу верующего – это одно из предпочтительных благих деяний. Лучше не припираться, а сразу же прекратить добровольный пост.

«После трапезы Салман Фариси (радыйаллаху анху) сказал:

– Всевышний Аллах велел нам соблюдать четыре права. Первое – это право семьи. Мы должны проявлять любовь к своей семье, заниматься ею, исполнять свой супружеский долг. Ибо семейное счастье приобретается путем взаимной любви. Необходимо делать все вместе: есть, пить, радоваться и приятно проводить время.

После того, как выполнили долг перед своей семьей, мы должны вовремя ложиться спать. Это второе право – право нашего тела. Нужно и его соблюдать, – произнес он.

И они начали готовиться ко сну. Когда Абу Дарда (радыйаллаху анху), совсем не поспав, захотел приступить к ночному поклонению, Салман Фариси (радыйаллаху анху) сказал:

– Ложись спать.

И хозяин лег спать. Проснувшись среди ночи, Абу Дарда (радыйаллаху анху) хотел встать, но его друг вновь воспрепятствовал этому. А уже когда наступило время намаза Тахаджуд, Салман Фариси (радыйаллаху анху) разбудил его и сказал:

– Вставай, мой брат! Наступило время для поклонения. Проведем его вместе.

Так они провели ночь».

Таким образом, одна из главных наших обязанностей – это соблюдение права семьи. Если же человек не имеет семьи, пусть идет к своим родителям и наилучшим образом проводит с ними время. А ночью пусть встает и совершает богослужение.

Когда мы соблюдаем права своего тела, оно и отдыхает, и своевременно готово к поклонению ночью. Сон в первые часы ночи очень эффективен для тела. А остальную часть ночи совершенствующий свою духовность (мюрид) использует, проводя в поклонении, что способствует его духовному росту и получению им даров и милостей от Аллаха, которые распространяются и на все его дневные дела. Днем он находится под защитой духовного света (Нура), которым ночью наполнилось его сердце.

«Абу Дарда, выслушав слова Салмана Фариси (радыйаллаху анхума), сказал:

– Я пойду, спрошу об этом у Посланника Аллаха».

Также важны и наши дневные обязанности. Торговец занимается торговлей, студент – учебой. Нужно с любовью заниматься своим делом. Студентам не даются тяжелые духовные задания. В основном они выполняют подготовительный урок, который длится 10–15 минут, затем совершают утренний намаз и уходят на свои обычные занятия.

Если человек рационально составит свой распорядок дня, то у него появится много времени. Но если такого подхода нет, то всегда не хватает времени. Оно просто катастрофически уменьшается, и человек не может что-либо делать полноценно. Поэтому человек, который ценит свое время и должным образом расходует его, занимаясь своими повседневными делами, конечно же, достигнет многого и будет полезен обществу.

Если раб Божий не приносит пользу другим созданиям, то дела его тщетны. Кто любит Всевышнего Аллаха, тот любит и Его творения. Мир устроен так, что одно является следствием другого. Если у тебя есть знания, окажи ими помощь другим. Если есть богатство, послужи им во благо других. Если есть молодость и крепкое здоровье, то всю свою силу направь на то, чтобы принести пользу остальным.

Мы должны правильно расходовать свою молодость, то есть полноценно выполнять свои обязанности и уроки духовного совершенствования и работать, принося пользу людям и обществу. Нужно стараться не быть строптивым и задиристым. Необходимо стремиться овладеть высокой нравственностью. Ведь со злобой и завистью в сердце невозможно пройти уроки духовного совершенствования, в Исламе этого нет, и не может быть. Если мы будем внимательно относиться к этому, тогда мы сможем продолжить свое духовное развитие.

Мы обязаны блюсти права семьи и собственного тела. Отдыхая ночью, мы отдаем должное нашему телу. Затем, пробудившись от сна в предрассветное время и оставаясь наедине с Аллахом, мы должны выполнять свои духовные задания. А днем следует достойно выполнять все дела, которые нам выпадают. И еще, самое главное. Выполняя все это, мы должны быть привязанными душой и сердцем к Всевышнему Аллаху. Чем сильнее человек будет привязан душой к Аллаху, чем больше он будет находиться в этом состоянии, тем выше это будет оценено, принято и вознаграждено Щедрым и Милостивым Аллахом.

Например, учащийся приходит в учебное заведение и ради довольства им Всевышнего соблюдает тишину и культурно ведет себя. Таким поведением он совершает поминание Аллаха (зикр).

Нам надлежит думать и проводить свое время именно так.

Хвала и благодарность Милостивому Аллаху! В нашей религии нет ничего, что сверх человеческих сил. А кто утверждает обратное, тот плохо знает Ислам. Всевышний Аллах по своей милости не нагрузил людей тем, чего они не в состоянии выполнить. Зная слабость человека, Аллах приказывает людям совершать только посильные вещи – поклоняться и быть покорными Ему. Но выполнять это следует самым наилучшим образом.

Подобно тому, как в еде, питье и других мирских делах требуется соблюдать путь золотой середины, также и в поклонении требуется соразмерность. Не надо впадать в крайности с одной стороны и проявлять небрежность с другой.

Оглядываясь в прошлое, мы видим, что сорок-пятьдесят лет назад мусульманам Турции было очень трудно. Практически не было учителей, а если и были, то плохие, которые вводили людей в заблуждение, искажая вероучение.

Хвала Аллаху, что сейчас у нас есть и учителя, и знания! От нас только требуется от всей души благодарить Всевышнего Аллаха, исполнять свои обязанности и благоразумно прожить свои жизни. И если будет угодно Аллаху, этим мы принесем большую пользу. А какая польза от бездельников? От них нет никакой пользы ни им самим, ни мусульманской общине, ни Исламу.

Пока наши души не выйдут из тел, мы должны ценить время жизни, отпущенное нам Всевышним.