Он был среднего роста, кожу имел красноватую. У него была редкая борода, в которой до самой его смерти почти не было седых волос. Он любил проводить время в уединении и риязате. Очень любил читать Священный Коран, отчего ночами мало спал. Мало еды и мало слов – было образом его жизни.
Мухаммад Баки Биллях был величайшим из шейхов тариката Хаджеган, муршидом Имама Раббани, известного как реформатор второго тысячелетия.
География его жизненного пути вбирает в себя очень обширные территории, включая столицу сегодняшнего Афганистана – Кабул, Самарканд, Дели, всю территорию Туркестана и Индостана.
Родился он в 673/1565 году в Кабуле. Еще в молодости он отправляется в Самарканд за знаниями. Там на протяжении
многих лет он получает основные знания по Исламу, после чего обнаруживает в себе тягу к тасаввуфу и желание пройти через путь духовного совершенствования, в результате чего знакомится с Хаджеги Мухаммадом Имканаги. Именно он открывает для него двери в духовный мир. Обладая сильной способностью к заочному (увейси) духовному общению, он, как об этом говорится в источниках, получает фейз от Шаха Накшибанда и Убейдуллаха Ахрара. Шейх Ахрар передает ему увейси-путем скрытые знания и направляет в Индостан. Там он поселяется в Джиханабаде недалеко от Дели и начинает распространять вокруг себя свет веры и познания. Объясняя индусам и идолопоклонникам Ислам, а мусульманам – путь тасаввуфа, он воспитывает среду, из которой позже выйдет Ахмад Фарук аль-Серхинди. Взгляд его был побуждающим, речь – завлекающей, а в поступках не было ничего, кроме дружелюбия. Поэтому каждый, кто слушал его беседы и проповеди, очень скоро становился его почитателем и приверженцем. Те, в отношении кого он применял прием таваджжух, сами начинали привлекать к себе верующих. Умер он в 1014/1605 году в Дели. Могила его находится в Дели, рядом с мечетью, в которой хранится отпечаток Благословенной Стопы Пророка.
***
Говорится, что однажды к нему подошел его старший сын
Абдуллах, в руках которого было зеркало. Мухаммад Баки Биллях сказал ему: «Взгляни-ка в зеркало, сынок!»
Взглянув в зеркало, Абдуллах увидел в нем не свое собственное отражение, а излучающее свет отражение своего отца, к тому же – не чернобородого, а почему-то совершенно седого.
Заметив удивление сына, отец сказал ему: «Не удивляйся. Свет и белизну, что увидел ты в моем отражении, – вовсе не мой свет, это свет божественной красоты Аллаха».
Передается также, что он очень любил читать Священный
Коран, отчего почти совсем не спал по ночам. Особенно он любил суру Йасин, читая её до тех пор, пока не наступал рассвет. Когда же он видел, что уже наступил рассвет, то говорил: «Боже мой, как быстро проходит ночь!»
***
О нем, как о своем шейхе и духовном наставнике, у которого он перенял духовное учение, его ученик Имами Раббани
говорил:
«Он был величайшим из шейхов Накшибандийя. Он находился на вершине праведности, он постиг тайну полюса веры,
по своему складу был подобен Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Он был сердечным другом всех познавших Истину, нашей опорой и духовным наставником, нашим учителем, постигшим Истину, Мухаммад Баки Биллях.
Источники: аль-Хадаикуль-вардийя, с.178; (пер. стр. 721-723); Адаб, 60, Хадикатуль-Аулия, II, с. 92-96; ад-Дурарун-надид стр. 41; Иргамульмарид, с.68-69; Иргамуль-марид Пер. с. 83-84.