Степень мученичества за веру – это самый благородный ранг, которого может достичь какой-либо мусульманин, живя на этом свете. Несмотря на то, что даже самый низкий уровень Рая благословеннее целого мира, шахид все же желает вновь и вновь возвращаться на землю, чтобы принимать смерть за веру, по причине благородства этого звания и величины воздания за него в Раю. Всевышний Аллах изволил сказать так:«Клянусь, если вы будете убиты или же умрете [в борьбе] во имя Аллаха, то ведь прощение Аллаха и милость Его лучше того, что накапливают они». (Сура «Али Имран», 157)
Сад бин Аби Ваккас (радыйаллаху анху) рассказывает о следующем событии: «В мечеть вошел какой-то человек в то время, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с муминами совершал намаз. Встав в ряд, он произнес молитву-дуа, которая звучала так: «Мой Аллах! Дай мне самое добродетельное из достоинств, которыми ты награждаешь своих благочестивых слуг!»
Закончив намаз, наш Господин Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
– Кто из вас чуть раньше произнес молитву?
Тот человек сказал:
– Это был я, о Посланник Аллаха!
И тогда Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать:
– В таком случае, конь твой падет, ты же примешь смерть за веру Аллаха!» (Хаким, 1, 325/748)
Амир бин Аква (радыйаллаху анху) точно так же помолился Аллаху и спустя короткий период времени пал смертью шахида в Хайбаре. (Муслим «Джихад», 123, 132; Бухари «Магази», 138).
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) известил некоторых своих асхабов заранее о том, что они падут смертью шахидов. Этого звания удостоились и те из отправлявшихся на войну асхабов, за которых наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил молиться Аллаху, прося у Него милосердия для них и прощения их грехов.
Пожелания о прощении грехов, высказанные нашим Господином Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) во время его молитв-дуа, принимались Аллахом, и асхабы удостоились высочайшего звания шахидов. Это есть еще одно доказательство высоты и благородства звания Посланника Аллаха.
Согласно преданию Абу Катады (радыйаллаху анху), дошедшему до нас, однажды наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), встав, сказал своим асхабам следующие слова:
– Джихад на пути Аллаха и вера в Аллаха – это добродетельнейшие из всех деяний.
Некий человек, поднявшись со своего места, спросил у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
– О Посланник Аллаха! Скажем, если я буду убит во время совершения джихада на пути Аллаха, то простятся ли мне мои грехи?
Посланник Аллаха ответил ему так:
– Да, если ты, терпеливо ожидая награды только от Аллаха, не покидая поля брани, будешь сражаться с врагом и будешь убит, совершая джихад на пути Аллаха, то тогда грехи твои простятся. Однако долги твои составляют исключение. Об этом сообщил мне Джабраиль. (Муслим «Имара», 117; Тирмизи «Джихад», 33/1712)
А еще в одном предании сказано так: «Аллах прощает все грехи шахида, за исключением попранных прав других рабов!» (Муслим «Имара», 119)
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал своим асхабам следующие слова:
– Сегодня ночью я увидел во сне двух людей. Подойдя ко мне, они помогли мне взобраться на дерево, а затем привели в какой-то дом. Дом тот был невиданной мною красоты и богатства. Потом те два человека сказали мне: «Этот несравненный дом является дворцом шахидов». (Бухари «Джихад», 4; «Джанаиз», 93)
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) проявлял участие и интересовался теми асхабами, которые впоследствии стали шахидами, проявлял к ним особую заботу. Он сообщал им благую весть об их нахождении в Раю, утешал их близких и прилагал все старание для того, чтобы они стремились к званию шахида.
Джабир (радыйаллаху анху) говорит так: «Изуродованный труп («Мусля» – отрезание носа, уха и других органов у трупа в доисламской Аравии. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запретил делать это в отношении человека и даже животных. (Бухари «Мазалим, 30; Забаих, 25; Абу Дауд «Джихад», 110)) моего отца был доставлен и представлен нашему Господину Благородному Пророку. Я направился к нему, чтобы открыть его лицо. Однако люди воспрепятствовали мне сделать это, дабы я не расстраивался и не терзался. В связи с этим Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующие слова: «Ангелы непрерывно заслоняют его своими крылами!» (Бухари «Джанаиз», 3,35; «Джихад», 20; Муслим «Фадаилус – Сахаба», 129-130)
На самом деле быть шахидом – это не значит умереть. Это значит удостоиться вечных благ, качеств которых мы не можем распознать. С этой точки зрения Всевышний Аллах предписал не называть Его рабов, павших смертью шахида, «мертвецами». В славных аятах говорится следующее о них:
«Не называйте покойниками тех, кто погиб во имя Аллаха. Напротив, живые они, но вы не ведаете этого». (Сура «Аль-Бакара», 154)
«Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего, радуясь тому, что Аллах даровал им [в Раю] по милости Своей, радуясь тому, что нет причин для страха и печали у тех, которые еще не присоединились к ним. Они радуются милости и щедрости Аллаха, тому, что Аллах не оставит верующих без награды, которую они заслужили». (Сура «Али Имран», 169-171)
В день воскрешения из мертвых шахидов узнают по запаху мускуса, который источают их кровоточащие раны, словно они свежи. Люди будут свидетельствовать об их заслугах и славе. Поэтому благословенная кровь шахидов не смывается, а тела их не омывают водой. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующие слова об облегчении мук смерти шахидов: «Шахид испытывает во время смерти такую же боль, какую каждый из вас испытывает во время муравьиного укуса». (Тирмизи «Фадаилуль – Джихад», 26/1668; Насаи «Джихад», 35; Ибн Маджа «Джихад», 16)
Всевышний Аллах изволил сказать следующие слова, поощряя своих рабов к смерти на поле брани: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь [ценой] жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение». (Сура « Ан-Ниса», 74)
Гордость Вселенной – наш Наставник (саллаллаху алейхи ва саллям), со всей искренностью души желавший стать шахидом на пути Аллаха, свои чувства, связанные с этим стремлением, высказал следующим образом: «Я бы принимал участие во всех военных операциях, не оставаясь в стороне ни от одной из них, если бы не опасение за то, что моей общине придется туго. Я бы желал стать шахидом на пути Аллаха, чтобы затем неоднократно, будучи воскрешенным, вновь принять смерть шахида!» (Бухари «Иман», 25; Муслим «Имара», 103, 107)
Как-то однажды наш Господин Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев на высокочтимом Умаре рубаху, спросил у него:
– Рубаха, что на тебе, новая или только выстирана?
Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) ответил:
– Она не новая, а только выстирана, о Посланник Аллаха!
Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему на это:
– Надевая все новое, славь Аллаха и прими смерть шахида!
Вот таким образом наш Многоуважаемый Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил высокочтимому Умару благую весть о смерти за веру.
А еще как-то раз наш Господин Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), высокочтимые Абу Бакр, Умар и Осман (радыйаллаху анхум) взошли на гору Ухуд. В это время гора стала сотрясаться. Гордость Вселенной, топнув ногой, изволил сказать следующие слова: «Осторожнее, о Ухуд! На тебе находятся один Пророк, один искренний друг Аллаха и Его Пророка, а также два шахида!» (Бухари «Асхабун – Наби», 6; Тирмизи «Манакыб», 18/3703; Насаи «Ахбас», 4)
А высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) молился Всевышнему Аллаху, прося о следующем: «О мой Аллах! Удостой меня счастья умереть в городе Пророка Аллаха и стать шахидом на Твоем пути!» (Бухари «Фадаилуль-Мадина», 12)
Всевышний Аллах любезно пожаловал ему этот ранг. Мать правоверных Хавса, дочь высокочтимого Умара, рассказывает следующее:
– Услышав эту молитву-дуа моего отца, я удивленно спросила у него: «Как это получится? Ты хочешь одновременно умереть в Медине и стать шахидом!»
Он ответил мне так:
– Аллах исполнит это, если пожелает.
Люди, проявляя интерес, всегда ждали – как же претворится в жизнь это его желание… Их удивление по этому поводу продолжалось до того самого времени, когда высокочтимый Умар стал шахидом на пути Аллаха. (Ибн Хаджар «Фатхуль – Бари», IV, 101)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), выражая необходимость желания стать шахидом у каждого мусульманина и подчеркивая это, изволил сказать следующие слова: «Если человек, всем сердцем жаждущий стать шахидом, умрет, пусть даже в своей собственной постели, Всевышний Аллах любезно пожалует ему степень шахида». (Муслим «Имара», 157; Насаи «Джихад», 36)
«Человек, всей душой стремящийся к степени шахида, все же удостоится подобного воздаяния, даже если он и не станет шахидом».(Муслим «Имара», 156)
Пророк Аллаха признавал также шахидами часть людей, говоря, что они находятся в таком же положении, что и шахиды, принявшие смерть за веру Аллаха. К примеру, однажды Он спросил у своих асхабов: – Кого вы считаете шахидами? Асхабы ответили: – О Посланник Аллаха! Шахид – это человек, который убит, находясь на пути Аллаха! Наш Господин Пророк воскликнул: – В таком случае, шахидов в моей общине довольно мало!Славные асхабы спросили: – О Пророк! Кто же тогда является шахидом? Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил ответить им так: – Шахид – это человек, который убит во время сражения за веру Аллаха, это человек, умерший во время битвы на пути Аллаха. Шахидом является человек, умерший от инфекционного заболевания, от диареи, а также утопленник. (Муслим «Имара», 165; Ибн Маджа «Джихад», 17)
А согласно другой версии, наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что шахидами являются также люди, которые погибли, защищая свое имущество, свою жизнь, свою религию и честь своей семьи. (Бухари «Мазалим», 33; Муслим «Иман», 226; Абу Дауд «Суннат», 28-29; Тирмизи «Дийат», 21).
«Надежный, правдивый и честный мусульманин, занятый торговлей, в Судный День будет вместе с шахидами – погибшими ради Аллаха». (Ибн Маджа «Тиджара», 1).
«Никто из попавших в Рай не захочет вернуться назад. Все, что есть на земле, есть и там (в многократно большем количестве). Однако шахид, по причине оказания ему почестей, хорошего, радушного приема, будет желать, десять раз вернувшись на землю, всякий раз пасть смертью шахида». (Бухари «Джихад»,21; Муслим «Имара», 108-109).
Ислам не призывает к бесконечным войнам, войнам за власть или территорию. Истинный ислам проповедует мир и любовь абсолютно ко всем созданным. Джихад — это вынужденное действие, которое совершается, когда кто-то нападает на вашу страну или пытается отобрать ваше имущество, убить ваших близких, запрещает под страхом смерти доносить до людей заповеди религии. Я считаю, что в современном мире, мире технологий и информации, не должно быть места войнам, преступлениям, ненависти, все люди должны объединиться и жить мирно. Дабы добиться такого прекрасного сотрудничества культур и наций, необходимо популяризировать образование, стремление к знаниям. Разумный и умный человек очень быстро понимает, что необходимо уважать и любить каждое творение, так как все в этом мире связано между собой.