ПОДЕЛИТЬСЯ
Мы часто спешим обвинить друг друга в заблуждении
Мы часто спешим обвинить друг друга в заблуждении

Отсутствие знания и, что более важно, понимания шариата вперемешку с горячностью молодёжи, на сегодня наверное, одна из самых больших проблем нашей уммы. Многие представляют исламское право лишь беспорядочным набором аятов Корана и хадисов. Вооружившись переводом Книги Аллаха и нескольких сборников высказываний Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, не имея ни малейшего представления о том, кем и каким образом в Исламе выносятся правовые нормы, мы спешим опровергнуть всё, что кажется нам неправильным. Часто слышишь от братьев, «почему ты делаешь то или это так? Я прочитал в сахихе имама аль-Бухари и не нашёл там такого хадиса».
Исламское право не ограничивается сахихом аль-Бухари. Не ограничивается оно и всеми сборниками хадисов, вместе взятыми. Каждый хадис имеет свой контекст: обстоятельства, место и время. Они могут носить частный и общий характер, быть ограниченными ситуацией и временем, а также индивидуально направленными. Могут быть категоричными и не очень, отменёнными и смягчёнными.
В вопросах, в которых исламские учёные не пришли к единому мнению по причине отсутствия однозначных доводов в пользу того или иного положения, возможна одновременная законность различных точек зрения. Правильно построенная цепочка доказательств одного учёного может привести его к мнению, противоположному мнению другого учёного в этом же вопросе, также правильно построившего свой иджтихад. Причина этого лежит в просторе, который оставил для нас Всевышний Аллах!

Как часто мы спешим обвинить нашего брата в заблуждении только потому, что он делает что-либо не так, как это делаем мы. Поднимаются далеко не принципиальные вопросы, которые на сегодняшний день не стоят даже того времени, которое затрачивается на споры вокруг них. Если бы любой, кто сегодня с пеной у рта отстаивает эти обвинения, смог бы окунуться в дебри доказательств, которые приводят учёные в пользу каждой из этих двух точек зрения, он пришёл бы в такую растерянность, что больше никогда не вернулся бы к своей категоричности. Взяв на вооружение принцип «кто не с нами — тот против нас», мы находим в поведении своих братьев маленький пункт разногласия и больше не хотим иметь друг с другом никаких общих дел. Для подобного отношения к своему брату-мусульманину нам достаточно увидеть как он дает поклон перед входом в спортивный зал и обвинить его в ширке или не дай Аллах, кто-нибудь подвернёт перед нами брюки или плотно приставит ногу в молитве!
Наши бесконечные опровержения друг друга, направленные лишь на унижение всех, кто с нами не согласен превратились в обыденность. Еще один тому пример — многочисленные видеоролики в Интернете и гуляющие из телефона в телефон, единственная цель которых — опорочить «оппонентов». В то время как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в спорах с многобожниками запрещал оскорблять даже деревянные идолы.

Поделившись на традиционалистов и нетрадиционалистов, мысля именно этими категориями, мы забыли о главном: «Воистину, верующие — братья». Комнаты, 10. Может быть, настало время сделать какие-то выводы?
Ищем ли мы нашим братьям 70 оправданий, прежде чем подумать о них плохо, как этому учили нас праведные предшественники? Нет. Мы тщательно перебираем их ошибки и проступки и трезвоним об этом на весь мир. А потом удивляемся, почему у нас нет единства! Ожесточённая борьба друг против друга привела нас к удивительному парадоксу: мусульмане стали относиться друг к другу гораздо хуже, чем к противникам Ислама.
Ислам — это выполнение столпов, предписаний религии. Иман — вера, убеждённость в господстве Аллаха над миром, вера в то, во что Аллах предписал нам верить.
Ихсан — это уровень веры, на котором человек практикует Ислам в своей повседневной жизни таким образом, будто видит Всевышнего Аллаха. Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ихсан не был атрибутом редких личностей. Он был атрибутом масс. Атрибутом, который позволил обществу сподвижников подняться на такой уровень нравственности, на какой никто уже больше никогда не поднимется.
Сегодня всё иначе. Истина смешалась с заблуждением. Тысячи вопросов и миллионы ответов от невежественных псевдоученых — это то, с чем сегодня сталкивается каждый, открывающий для себя Ислам. Мы часто видим, как наша молодежь подвергает критике взгляды и суждения признанных мусульманских ученых и безоговорочно принимает учения неких выскочек-самозванцев.
Споры и диспуты не выигрываются громким голосом и резкими словами, а выигрываются посредством уважительного отношения и умеренности.
Имам аш-Шафии ходил на диспуты лишь для того, чтобы найти в словах оппонента свою неправоту. Мы же спорим только ради спора.

Мы слишком убеждены в своей непогрешимости, чтобы даже гипотетически представить свои идеи неверными и кого-то, помимо нас, — правым. Где же справедливость, которой учит нас Аллах в Коране? Где справедливость, которой учил нас Пророк, да благословит его Аллах и приветствует?
Всевышний Аллах сказал: «Вы — лучшая из общин, явившаяся для блага человечества: вы повелеваете доброе, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха». Семейство Имрана, 110.
Ислам не пришёл на землю, как полагают некоторые, чтобы разжигать между людьми конфликты, и особенно, между братьями по вере. Он пришёл для того, чтобы довести до совершенства манеры, с которыми люди обращаются друг с другом.
Мы имеем разные интеллектуальные способности, по-разному оцениваем ситуации и приходим к разным заключениям относительно того, что предпочтительней в тех или иных случаях. У нас разные уровни образования, индивидуальные черты и склонности.
Если мы хотим изменить положение в лучшую сторону, то необходимо помнить о том, что мягкостью мы добьёмся большего. Всевышний Аллах сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей». Разъяснены, 34-35.
Если каждый из нас перед тем, как делать что-либо от имени Ислама, будет вспоминать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и то, как он желал блага всем людям, будем взвешивать свои действия на весах шариата, думать о последствиях и задаваться вопросами: «А какая здесь и сейчас от этого польза для Ислама?», начнем думать об интересах Ислама, его имидже если будет угодно Аллаху, наше состояние и отношение к друг другу улучшаться!
Meshet.kz