ПОДЕЛИТЬСЯ
Намаз путника
Намаз путника

В суре Ан-Ниса сказано, что не будет греха на том, кто, странствуя по земле, укоротит некоторые из молитв: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (сура Ан-Ниса (Женщины), 101-й аят).

Чтобы облегчить положение путника, который и во время путешествия старается совершить намазы, следуя Сунне, Аллах приветствовал и дозволил два варианта облегчения. Это разрешение на сокращение намазов до двух ракаатов и возможность совмещения намазов во время их совершения, то есть объединение между двумя молитвами.

Намаз путника по Сунне может быть сокращен только если речь идет о фард-намазах, которые состоят из четырех ракаатов – Зухр (обеденный), Аср (послеобеденный) и Иша (ночной). Такие намазы следует сокращать до двух ракаатов. Полностью читают обязательно Витр, Магриб и Фаджр.

Как передал ибн Аббас, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) приветствовал совершение молитвы, если мусульманин дома, из четырех ракаатов, а если в пути, то из двух ракаатов. Если же мусульманин находится в состоянии страха, то следует молиться в один ракаат. Анас приводил случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) он путешествовал в Мекку из Медины, и тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) совершал намазы по два ракаата до того времени, пока не вернулся в Медину. Этот случай приводится в хадисах, переданных Муслимом и Бухари.

По словам имама Абу Ханифы, сокращать намазы путника по Сунне следует обязательно, но имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад говорили, что намаз путника можно сокращать, но все же лучше, если молитва будет совершаться без сокращения. Имам Абу Ханифа в качестве довода приводит случай, когда относительно этого аята Я’ля ибн Умейя спросил ‘Умара: «Как понимать этот аят, ведь люди уже находятся в безопасности?!», и тот ответил: «Я удивился так же, как и ты. Поэтому я спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) об этом, и он ответил: «Это милостыня, которую Аллах оказал вам, поэтому примите Его милостыню»». (Муслим). А

Однако принимать милостыню не является обязательным в шариате. И хадис этот является советом и указанием на лучшее.

При сокращении намазов следует соблюдать несколько условий по Сунне:

· Сокращению подвергаются только четырех-ракаатные намазы: Зухр, Аср и Иша.

· Полностью совершается обязательно утренний Фаджр и вечерний Магриб.

· Даже если в пути не возникает трудностей при совершении намазов, путник все равно может воспользоваться правом на сокращение намазов.

· Действительными сокращения будут только в том случае, если человек, совершающий путешествие, покинул пределы своего города или населенного пункта, а если он только намеревается уехать, но еще находится в пределах города, нельзя сокращать молитвы, поскольку путником он пока не является.

Совмещение намазов и перенос времени одного к другому

Можно ли объединять молитвы во время путешествия?

В этом вопросе среди ученых нет единого мнения. Часть ученых считает, что путник может объединить Аср и Зухр, Иша и Магриб. Они также считают, что можно передвигать к Аср намазу Зухр и наоборот, а также Магриб к Иша, но следует обязательно соблюдать последовательность намазов. В доказательство своей точки зрения они приводят хадис, в котором ибн Аббас говорит:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал Зухр (обеденным) и Аср (послеполуденным); Магриб (вечерним) и Иша (ночным) не по причине страха и путешествия». (Муслим,705-49).

А в другом риваяте Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал в Медине Зухр (обеденным) и Аср (послеполуденным) намаз; Магриб (вечерним) и Иша (ночным) намаз не по причине страха и дождя». (Муслим,705-54).

Один из передатчиков хадиса Саид ибн Джубейр, спросил Ибн Аббаса:

«Что послужило причиной этому?» Сказал ибн Аббас: «Тем самым он, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел ставить свою общину в затруднительное положение»

Хадис указывает на то, что была веская причина для совмещения, поэтому, чтобы не затруднять положение своей общины, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) совместил намазы, показав тем самым, что так делать можно.

Некоторые считают, что совмещение, о котором говорится в хадисе, на первый взгляд кажется совмещением намазов, а на самом деле пророк (мир ему и благословение Всевышнего) совершил каждый из намазов вовремя, т.е. Зухр в конце своего предписанного времени, и Аср в начале его времени, тем самым намазы были совмещены, и в то же время прочитаны вовремя. На такой комментарий указывают слова одного из передатчиков хадиса ибн Аббаса, слова Абу аш-Шагса, который сказал:

«Я сказал: «О, Абу аш-Шагса! Я думаю, что он (пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует) отложил совершение Зухр-намаза (совершил в конце своего времени), и поспешил с совершением Аср-намаза (совершил его в начале своего времени). И что он отложил совершение Магриб-намаза (совершил в конце своего времени), и поспешил с совершением Иша-намаза (совершил его в начале своего времени).» Сказал Абу аш-Шагса: «Я также думаю, что он (пророк , да благословит его Аллах и приветствует) (сделал именно так).» (аль-Бухари, 1174; Муслим, 705-55).

Именно такой комментарий приводит аш-Шаукани, и вместе с ним считают это мнение предпочтительным другие учёные, такие, как аль-Куртуби, ат-Тахауи и другие. (см. «Нейл аль-аутар», 3/246, также см. «Субуль ас-Салям, 3/119).

Поэтому среди ученых ханафитов распространено мнение, что объединять нельзя, но можно отложить намаз на конец времени, отведенного для него, а второй можно совершать в самом начале отведенного для него времени.

Объединение может быть двух типов.

При одном типе второй намаз переносят на время первого и объединяют их,

а при другом типе первый намаз переносят на время второго и объединяют их.

В хадисе сказано, что Пророк Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), во время похода на Табук, если выдвигался до того момента, как солнце поднимается к зениту, откладывал намаз обеденный, а потом объединял его с послеобеденным, совершая их вместе один за другим. Если же Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) выдвигался в путь после того, как солнце отклонялось от зенита, то он сначала совершал обеденный (зухр) вместе с послеобеденным (аср), а только затем выдвигался в путь. Если же Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) выдвигался в путь до того, как зайдет солнце, то он вечерний откладывал, а затем совершал их вместе с ночным.

Дозволяется объединить обеденный зухр с послеобеденным и вечерний с ночным, но не дозволяется объединять утренний намаз с теми, которые совершаются до него или после него, также послеобеденный (Аср) нельзя объединять с вечерним (Магрибом). Важно придерживаться ряда условий Сунны для объединения: следует соблюдать очередность обязательных молитв, а намерение объединить намазы должно появиться у мусульманина до того, как будет закончен первый намаз.

Еще одно важное условие по Сунне заключается в том, что молитвы следует совершать друг за другом, то есть, приступая ко второму сразу же, как только закончится первый. Разделять их зикром или другим желательным намазом нельзя. Объединение не будет действительным, если путник достигнет своего города до того, как начнет совершать второй намаз.

Расстояние пути для сокращения намаза

Намаз путника по Сунне сокращать разрешается тогда, когда его путь составляет больше, чем восемьдесят один километр, в этом случае расстояние уже будет считаться сафаром, а путник, который это расстояние преодолел, будет считаться мусафиром. Если же путь, который преодолел путник, будет составлять меньше, чем восемьдесят один километр, то молитвы сокращать нельзя.

В каком же случае путник, который задается вопросом, разрешено ли ему сокращать намазы по Сунне, может считаться мусафиром?

Мусафиром будет считаться тот человек, который отправился в путь или по делам, покинул свой дом, и его путь до конечной точки следования составит расстояние, превышающее восемьдесят один километр. Если же путник отправился в город, который находится от его дома на расстоянии в пятьдесят километров, то считаться будет только расстояние в один конец, а не расстояние туда и обратно, и в этом случае путник не будет считаться мусафиром по Сунне.

С какого места считать начало сокращения молитв?

Намаз путника по Сунне можно сокращать с того момента, как он покинул свой населенный пункт. Ученые в большинстве поддерживают мнение, что границей населенного пункта, который покидает путник, можно считать соответствующий указатель. Но есть и те ученые, которые считают, что конец населенного пункта следует считать от того места, где заканчивается последнее строение этого населенного пункта.

Цели путешествия

Целью путешествия не должны быть греховные деяния. Если же верующий отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать молитву.

На протяжении какого времени совершается намаз путника?

В этом вопросе ученые, представляющие все мазхабы, согласны в своем мнении: путник сокращает молитвы, если не знает, какое количество дней его путь продлится. Если количество дней, проведенных в путешествии мусафиром, когда он задерживается в определенном населенном пункте, не превышает пятнадцати, то он может совершать намаз мусафира, но если же его пребывание длится дольше, чем пятнадцать дней, то ему следует полностью выполнять намазы по Сунне, – такого мнения придерживаются ученые ханафиты. Шафииты придерживаются в этом вопросе иного мнения: сокращать намазы следует, если поездка длится четыре дня, и в это число не входят дни, проведенные в дороге. Если же поездка превышает этот срок, то сокращать молитвы нельзя.

Намаз мусульман, чьи профессии связаны с путешествиями

Некоторые мусульмане имеют такие профессии, при которых необходимо постоянное нахождение в пути – летчики или машинисты, водители или проводники. Такие люди могут сокращать молитвы.

Молитва на корабле, в машине или самолете

Намаз путника может быть совершен во время нахождения на корабле, в самолете или в поезде. Когда Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) задали вопрос о том, как совершать молитву, если путник находится на корабле, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил, что на корабле следует молиться стоя «если не боитесь утонуть». Это сказано в хадисе, достоверность которого подтверждается аль-Хакимом и аз-Захаби. Если же вы путешествуете на собственной машине, то следует сделать остановку, чтобы молитву прочитать по всем правилам, выполнив все необходимые действия. Если же транспорт остановить не получается, например, если вы находитесь в автобусе или самолете, то следует делать намаз стоя, если такая возможность есть, или сидя, повернувшись в сторону Каабы.

Предписания Аллаха, относительно того, как молиться в такой ситуации, учитывают, что человек может попасть в затруднительное положение во время путешествия, и в предписаниях Всевышнего Аллаха нет ничего такого, что может привести к затруднению или даже к изнурению человека. Аллах благословляет и облегчает для путника положения религии.

Как совершать намаз за мусафиром не путнику и наоборот

Если путник следует за имамом не путником, то и совершать молитву он должен в полной форме, сокращение не дозволено.

По-другому рассматривается ситуация, когда путник сам выступать в качестве имама в городе, в который он прибыл, для местного жителя – в этом случае путник может совершить сокращение, а молящиеся за ним люди не находящиеся в пути, должны после таслима имама (салям в правую сторону символизирующий окончание намаза) встать и продолжить молитву, завершив ее еще 2-мя ракаатами, таким образом, завершив молитву Зухр, Аср и Иша полностью. Молитва Фаджр и Магриб читаются так же, как и обычно.