ПОДЕЛИТЬСЯ

Шейх Халид Багдади говорит: «О мой Господь! Я не способен благодарить и прославлять тебя, как Ты этого достоин Полагать такое возможным есть проявление глупости человека, который живет, постоянно вдыхая запах смерти.
Клянусь Твоим именем, что, если мне будет дарована вечная жизнь, и я буду занят лишь благодарением и прославлением Аллаха, и если каждой волосинке моего тела будет
дано по две тысячи языков, и если отдалятся от меня нашептывающие наущения моему сердцу мой нафс и шайтан,
и если я потрачу все, что мне будет дано в течение моей жизни, на благодарение и прославление Аллаха, я не смогу отблагодарить Его даже за одно благо, данное мне! Что же говорить о благода
рении за все дарованные мне блага… Ведь способность благодарить – это особое благо».Кавак, Диван Мавляна Халид Багдади, бейт 1140-1146.
Мы одарены в этой жизни бесчисленным количеством благ, о которых мы знаем, а также – о которых не догадываемся. Насколько мы должны быть обязанными и благодарными Всевышнему Господу, который их нам дал?
Мы не способны должным образом воздать благодарность нашему Господу. Для того чтобы мы смогли благодарить Его в полной мере, мы должны размышлять о божественных благах, которыми наделены, и стремиться осознать их ценность.
Отдаление от размышлений о благах Создателя приводит к беспечности. Углубление состояния беспечности, в свою очередь, приводит к ослаблению в душе чувства благодарности Аллаху за его блага, а в итоге, к сожалению, беспечность приводит человека к полной неблагодарности, что становится причиной потери всех благ и сурового наказания.
В священном аяте говорится:
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас
еще большим. А если вы будете неблагодарны, то
ведь мучения от Меня тяжки»
(Ибрахим, 7).
В таком случае, главным для обретения счастья в вечной жизни является понимание истинной ценности благ, которыми мы обладаем, и выражение благодарности за них. Первый шаг на этом пути – углубление в размышлении о благах.
Давайте порассуждаем о таком благе, как зрение. Представим, что мы пришли в этот мир слепыми, а через многие годы нам было даровано зрение. Какой безудержной была бы наша радость! В какой восторг нас привела бы способность видеть!
Мы бы испытывали непередаваемое изумление перед могуществом нашего Господа, одарившего нас таким прекрасным, бесценным и великолепным благом. Кто знает, какое бы счастье мы испытали, впервые в своей жизни увидев свет и цвета окружающего мира, восхитительные картины восхода солнца или сияния звезд на ночном небе, смену
дня и ночи, необъятность морей и лесов, многообразие животных и растений т.д. Мы были бы поражены самой способности видеть. Мы бы видели все окружающее не как знакомую, обыденную картину, а словно впервые, словно все дальше погружаясь в причудливый подводный мир океана.

Праведные рабы Аллаха, сумевшие удалить из своего сердца завесу беспечности, именно таким «духовным взором» видят всю Вселенную. В отличие от большинства людей, они далеки
от беспечности тех, которые не видят отражения божественной Мощи и Величия в естественной природе, созерцая ее. Обычные люди, к сожалению, с большим восхищением рассматривают пейзажи на картинах художников и даже не замечают великолепие Вселенной и не постигают ее
Создателя. Проявления Могущества Господа во Вселенной они воспринимают как «обычные природные явления». Праведники в состоянии изумления и восторга рассматривают произведения истинного Творца, а не рисунки художников, растворяются в наслаждении от наблюдения за проявлениями
божественной Силы во Вселенной. Они наблюдают бесчисленные чудеса Господа: удивляются разнообразию растений, выросших на одной и той же почве, открывают богатейшую палитру цветов, запахов, вкусов окружающего
мира, видят полет восхитительный бабочки, которой суждено прожить всего две недели, задумываются о сложнейшем строении человеческого тела, восхищаются способностью человека мыслить.

Для таких просвещенных душ Вселенная представляет собой огромную книгу. Если мы вернемся к приведенному выше рассуждению о чуде зрения и подобным образом оценим собственные способности к мышлению, слуху, передвижению, то обязательно придем к пониманию того, что появились в этом мире для того, чтобы отблагодарить Создателя за эти
блага и быть обязанными за них. Если человеку, находящемуся в здравом разуме, скажут: «Возьми весь Стамбул, но в замен отдай свои глаза!», отдаст ли кто-нибудь? «Отдай свое здоровье и забирай весь мир!» Кто согласится
на такой обмен? Ни один разумный человек не согласится ни на что подобное, так как знает, что обладание всем, что ему предлагают, не компенсирует его страданий и немощи.
Великий правитель
Кануни Султан Сулейман сказал: «Правление самым большим государством в мире несравнимо ничтожнее, чем сделать один вздох, будучи в здравом теле». Умирающий человек, даже если отдаст все свое богатство за один вздох, не сможет удостоиться этого блага. Но для того чтобы сердца обрели способность видеть эту мудрость, нужно, чтобы они обладали духовной зрелостью. Прославленный Явуз Султан Селим Хан, несмотря на то, что был величайшим правителем, познал истину того, что счастье
возможно лишь при обладании просвещенным сердцем, и сказал:
«Быть правителем мира – лишь пустая суета. Настоящее превосходство – быть мюридом праведника».
Возможность находиться под духовным наставничеством праведника, позволяющим раскрыть око души, он считал намного выше, чем свое правление государством, ознаменованное славными победами.
Праведный
Мехмед Амин Эфенди в письме одному из своих мюридов пишет: «В каждом дыхании есть два блага: первое – возможность вдоха, второе – возможность выдоха. Поэтому за каждое дыхание нужно благодарить дважды. Человек за
один час совершает тысячу вдохов и выдохов, а так как за каждое дыхание нужно поблагодарить дважды, в течение 24 часов необходимо поблагодарить Всевышнего 48 000 раз. Если кто-то, отбросив все дела, будет непрестанно говорить «ШукурШукур», то все равно не сможет сполна отблагодарить Всевышнего Аллаха. Даже из этого примера видно, что человек не способен выразить даже одной тысячной доли благодарности Всевышнему Аллаху»
.
Упомянутые блага относятся к окружающему нас материальному миру. Но самым превосход
ным благом, за которое мы не способны воздать благодарность Всевышнему, является то, что мы созданы людьми – лучшими творениями Господа, появились на этот свет из ничего и были превознесены над всеми другими творениями: змеями
и червями, зверями и птицами, травами и деревьями; были наделены верой и удостоились права быть последователями
Пророка Мухаммада Мустафы (салляллаху алейхи ва саллям), имама и предводителя более чем 124 000 пророков, и чести
слышать
Священный Коран, божественное чудо, которое сохранится до конца Света.
Если мы, выражая благодарность Господу за эти блага, в поклоне припадем к земле и пробудем в нем до конца своей жизни, этого все равно будет ничтожно мало. Самыми большими нашими духовными ценностями являются
Иман,
Священный Коран
и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Если бы все земные богатства и власть принадлежали нам, и наша жизнь длилась более тысячи лет, имело бы это
какую-то ценность, если бы мы были лишены Имана и Священного Корана?! Тем более что и мы сами, и весь земной мир конечны. А покой и счастье, которыми наделены познавшие Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), безмерны….

Но почему мы так радуемся, когда обретаем какое-то материальное благо, и не переживаем в такой мере чувства долга и благодарности за то, что наделены верой и входим в общину Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). А ведь это является условием благополучия в вечной жизни. Человек, умеющий осознать эту истину, поймет, насколько ужасной неблагодарностью являются его жалобы, стенания, недовольство в тех случаях, когда он сталкивается с земными тяготами. Понимание этого поможет ему быть благодарным и довольным судьбой во всех жизненных ситуациях и станет причиной его душевного покоя. Давайте представим, будет ли человек, владеющий миллиардами рублей, расстраиваться по
поводу небольшой суммы денег, которые он случайно потеряет? Что по сравнению с миллиардами эта незначительная потеря? Подобно этому, когда к нам приходят житейские тяготы, мы должны помнить, что быть рабом Аллаха из общины Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) является самым главным достоянием, и мы должны проявлять терпение, забыть о привычке
жаловаться и сетовать, когда к нам в дом приходит
несчастье и беда, и не говорить: «Ох-ах, как же так
получилось!»

67
Вопреки всем земным лишениям и испытаниям будем обретать покой и счастье лишь через
понимание того, что мы являемся последователями единственной истинной религии – Ислам, идущими по стопам Посланника Аллаха (салляллаху
алейхи ва саллям). Всегда будем помнить, что,
сколько бы мы ни благодарили Аллаха, этого будет
ничтожно мало.
В предании рассказывается, что пророк
Муса
обратился к Всевышнему Господу: «О Господь!
Способность благодарить, которой ты меня одарил, является таким благом, что за него тоже надо
благодарить (а как мне тогда тебя отблагодарить
сполна?)»
Всевышний Аллах внушил пророку Мусе:
«Каждый раз, когда ты осознаешь, что благо
пришло от Меня, я приму твое осознание, как
благодарность»
(Ихйа, IV, 163).
Наш долг быть благодарными бесконечен.
Если Всевышний Творец наделит раба умением
благодарить, это потребует новой благодарности.
И это, в свою очередь, опять потребует новой
благодарности, так человек никогда не сможет
отблагодарить Всевышнего сполна. По этой причине даже пророки, полностью защищенные от
совершения грехов, постоянно каялись и просили
ХАЛИД БАГДАДИ (рахматуллахи алейхи) -1 o _______________
68
. МУДРОСТЬ ПРАВЕДНЫХ РАБОВ АЛЛАХА
прощения у Аллаха в тревоге о том, что не смогут
должным образом отблагодарить Его.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва
саллям) в своих ду’а говорил:
«О Аллах! Я прибегаю от Твоего гнева к Твоему
довольству, от Твоего наказания – к Твоему прощению и от Тебя – к Тебе! Я немощен, чтобы восхвалять Тебя должным образом! Ты таков, как Ты
Сам восхваляешь и возвеличиваешь самого Себя».
54
Эти слова Посланника Аллаха (салляллаху
алейхи ва саллям) объясняют, что мы не в силах
должным образом отблагодарить Всевышнего
Господа, и по этой причине должны просить прощения у Него.
Как-то
Посланник Аллаха (салляллаху
алейхи ва саллям) взял
Муаза бин Джабаля за
руку и сказал ему:
«О Муаз! Клянусь Аллахом, поистине, я люблю
тебя. О Муаз! Советую тебе после каждого намаза
делать это ду’а:
اَ ٰ لل ُه َم اَ ِع۪نّ َ ي ع ٰل ِ ى ذ ْك ِر َك َو ُش ْك ِر َك َو ُح ْس ِن ِع َب َ اد ِت َك
54 Муслим, Салят, 222.
69
«О Аллах! Я прошу тебя помочь мне поминать
Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом!»
(Абу Дауд, Витр, 26).
Их этого хадиса следует, что мы должны просить помощи Аллаха в том, чтобы уметь благодарить. С другой стороны, благодарность не
выражается одними лишь словами. Истинная
благодарность состоит из трех взаимосвязанных
частей:
знание, состояние и поступок.
Знание: знать, что все блага даны Творцом;
Состояние: проявлять благонравие, почтение и любовь к Тому, кто дал эти блага;
Поступок: жить в соответствии с понятым,
выражать словами и поступками благодарность,
пользоваться благами Творца во имя Его довольства.
Шейх Джунейд Багдади объяснил благодарность поступков следующим образом:
«Благодарность означает не бунтовать против Всевышнего Аллаха посредством дарованных
Им благ и не использовать эти блага в греховных
целях».
Мы должны проявлять благодарность в
поступках через повиновение Творцу, выражением которого являются поклонение, хорошее обра
ХАЛИД БАГДАДИ (рахматуллахи алейхи) -1 o _______________
70
. МУДРОСТЬ ПРАВЕДНЫХ РАБОВ АЛЛАХА
щение с людьми, благонравие, усердие на пути
Аллаха, жертвенность, богобоязненность, избегание грехов и т.п.
Жизнь
Посланника Аллаха (салляллаху
алейхи ва саллям) наполнена множеством примеров этого. Один из них передан благородной
Айшой (радыйаллаху анха):
«В одну ночь Посланник Аллаха сказал мне:
«Айша! Разреши мне эту ночь провести в поклонении моему Господу».
Я ему ответила: «Клянусь Аллахом, я очень
люблю, когда ты рядом со мной, но
мне еще больше нравится то, что тебя радует».
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) поднялся, тщательно совершил омовение и
встал на намаз. Он плакал… Он плакал так, что
от его слез промокли его одежда, благословенная
борода и даже место совершения земного поклона.
В таком состоянии его увидел
Биляль, пришедший звать Посланника Аллаха на утренний намаз.
Он спросил: «О Посланник Аллаха! Почему Вы
плачете? Ведь Всевышний Аллах простил Вам все
грехи: прошлые и будущие».
На что он ответил:
«Как же мне не быть благодарным Аллаху рабом?..» (Ибн Хиббан, II, 386).
71
Благодарность – это прожить жизнь, зная
истинного Владельца всех благ, будучи покорным
Господу всем своим существом, всеми словами и
поступками. Кроме того, насколько мы обязаны
благодарить Творца за его блага, настолько же
мы обязаны проявлять щедрость по отношению
к тем, кто лишен этих благ. Это является одним
из самых прекрасных проявлений благодарности
в поступках.
Отдельно стоит упомянуть, что желания и
стремления «нафса», не получившего должного духовного воспитания, не знают границ.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)
следующим образом описывает тяжкое положение людей, лишенных способности быть благодарными, довольствоваться имеющимся и быть
довольным Господом:
«Если человек будет владеть долиной, заполненной золотом, он захочет иметь и вторую долину. И так – до тех пор, пока его рот не заполнится
землей…»
(Бухари, Рикак, 10; Муслим, Закят, 116-119).
Источником душевного покоя в этом мире
является довольство тем, что имеешь, довольство
своим положением и благодарность за все блага.
По этой причине праведные рабы Аллаха находились в состоянии постоянного душевного покоя,
зная цену тех благ, которыми владеют, и не испы
ХАЛИД БАГДАДИ (рахматуллахи алейхи) -1 o _______________
72
. МУДРОСТЬ ПРАВЕДНЫХ РАБОВ АЛЛАХА
тывая сожаления по поводу того, чего лишены.
Беспечные души, не зная реальной ценности того,
чем обладают, живут в постоянных переживаниях, что не имеют того, что им не предопределено
свыше. Не имея понятия о том, что лучше для них
– владеть большим или владеть меньшим, постоянно стремятся к обладанию большим.
Огромную ценность для всех нас представляет следующее предупреждение
Посланника
Аллаха
(салляллаху алейхи ва саллям), высказанное Са’лябе:
«Малое количество имущества, за которое
ты сумеешь отблагодарить, превосходит большое
богатство, за которое ты отблагодарить не способен…»
(Табари, Джами’уль-Баян, XIV, 370-372).
Человек, не обладающий глубоким духовным
познанием, являющимся ключом веры, со временем начинает воспринимать дарованные ему
божественные блага как свое собственное приобретение. Поистине, такие люди становятся слепыми, не видя бесчисленные блага, дарованные
Господом.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«В тот день вы непременно будете спрошены о благах» (ат-Такасур, 8), обращая внимание на
73
нашу ответственность за все блага. Когда снизошел этот священный аят, к Посланнику Аллаха
(салляллаху алейхи ва саллям) обратился один
бедный сподвижник, у которого ничего не было, и
спросил: «А есть ли что-либо из благ, за которые я
буду призван к отчету?»
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва
саллям) ответил:
«Тень дерева, под которым ты
отдыхаешь, сандалии, которые ты обуваешь, и
прохладная вода, которую ты пьешь»
(Суюти, VIII,
619)
.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) указал на то, что даже тот человек, который
считал себя нищим, в вечной жизни будет держать
отчет за огромное количество благ.
Через призму такого понимания можно легко
представить, что все, чем мы пользуемся прямо
или косвенно, Всевышний Творец создал исключительно для нас: различные виды растений, которые радуют наш взор, чьей тенью и плодами мы
наслаждаемся; животные, мясо, молоко и шкуру
которых мы используем; вода, которой мы утоляем жажду, и многое другое. Он одарил нас земной
жизнью, воздухом, почвой, водой, не взяв с нас за
это абсолютно никакой платы.
ХАЛИД БАГДАДИ (рахматуллахи алейхи) -1 o _______________
74
. МУДРОСТЬ ПРАВЕДНЫХ РАБОВ АЛЛАХА
Невозможно пересчитать все блага, которыми
нас облагодетельствовал Всевышний Создатель. В
священных аятах говорится:
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то,
что на земле. Воистину, в этом – знамения для
людей размышляющих»
(аль-Джасия, 13);
«Он даровал вам все, о чем вы просили. Если
вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен»
(Ибрахим, 34).
Любой человек, способный к глубоким размышлениям, даже тот, кого на первый взгляд
можно посчитать нищим, поймет, что он одарен
множеством благ, и через это понимание обретет
покой и желание выразить благодарность.
И, напротив, обладающий несметными богатствами человек, не способный к размышлениям,
будет жить в состоянии глубокого стресса и переживаний, чувствуя себя нищим. Эта одна из главных проблем нашей современности.
Идеология капитализма и материализма
постоянно внушает людям:
«Если ты приобретешь больше, тогда сможешь тратить еще больше».

75
Люди, чьи аппетиты постоянно подогреваются рекламой и модой, не способны довольствоваться имеющимся и обрести душевный покой.
Современное общество, живя в материальном
изобилии, не может вырваться из когтей душевного дискомфорта.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва
саллям) оставил следующие советы, которые способны дать покой растревоженным сердцам:
«Смотрите на тех, чьи условия жизни намного хуже ваших; не обращайте свой взор к тем,
кто живет лучше вас! Это поможет вам не принижать ценность того, чем одарил вас Аллах»
(Муслим, Зухд, 9);
«Тех, кто, посмотрев на того, кто превосходит его в религиозном знании, последует за ним, и,
посмотрев на того, кто ниже его в материальном
отношении, воздаст хвалу Аллаху за то, что он
находится в лучшем положении, Аллах запишет в
число благодарящих и «совершающих сабр» (проявляющих терпение)»
(Тирмизи, Кыямат, 58/2512).
Именно благодаря духовному благу (баракат)
этих пророческих наставлений и уроков, в эпоху
благородных сподвижников не было переживаний
о материальном, несмотря на тяжелейшие жизненные условия. Общество верующих того времени жило в состоянии глубокого душевного покоя,
ХАЛИД БАГДАДИ (рахматуллахи алейхи) -1 o _______________
76
. МУДРОСТЬ ПРАВЕДНЫХ РАБОВ АЛЛАХА
который мусульмане обретали через довольство
имеющимся, аскетизм, «таква» и понимание того,
что «истинной жизнью является жизнь вечная».
Не думая о собственных потребностях, они бескорыстно стремились донести исламский призыв до
всех уголков земли.
Посему, также как человек чувствует себя
должным даже за поднесенный стакан воды, мы
должны быть внимательными и глубоко задумываться о тех благах, которыми мы одарены, постоянно благодарить нашего Господа и пребывать в
состоянии восхваления и прославления Его.
Мы обязаны в течение всей жизни просить у
Него прощения за то, что нам не дано отблагодарить Его в полной мере.
Да удостоит нас Всевышний Творец способности восхвалять, благодарить, поминать Его и
быть довольным Им, и да сохранит Он эти чувства в нас до конца нашей жизни!
Аминь