Шейх Халид Багдади говорит: «Как может человек, которому оказана честь быть мусульманином, спать ночи напролет, не оберегая «аманат»(Аманат — (араб.) то, что вверено под ответственность, передано на хранение (прим. редактора).), доверенный Всевышним Аллахом?! Одним из самых ценных «аманатов», врученных нам Всевышним Господом, является стояние в молитве в конце ночи».(Хани, Хадаик, стр. 697.)
Самым явным признаком любви к Аллаху является жертвенность. Если кому-то потребуется ради важного дела встать среди ночи, то он, несомненно, прервет свой сон и выполнит все, что необходимо.
Всевышний Творец приглашает нас, Своих рабов, к встрече в предутреннее время.
В священных аятах говорится: «(Истинно верующие)… они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со
страхом и надеждой…» (ас-Сажда, 16);
«Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом, а также ночью. Падай ниц пред Ним и славь Его долгой ночью. Воистину, эти любят жизнь ближнюю и оставляют позади себя
Тяжкий (Судный) день» (аль-Инсан, 25-27);
«Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» (аз-Зариат, 17-18);
«Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (аль-Фуркан, 64).
То, что Всевышний Творец призывает своих любимых рабов оживлять предутреннее время поклонением Ему, означает, что в конце ночи Всевышний Господь проверяет степень нашей
любви к Нему. Стремление проводить ночи в поклонении Всевышнему Господу означает степень нашей любви к Аллаху.
Однажды кто-то спросил у Шейха Ибрахима бин Адхама:
«Что Вы мне посоветуете, если я не могу заставить себя проснуться среди ночи для поклонения?»
Шейх ответил: «Проявляй повиновение Аллаху днем, тогда
ночью Он поставит тебя перед Собой. Находиться перед Ним среди ночи – высокая честь. (Ведь в хадисе сказано: «Благородство верующего происходит от его пробужденности ночью»)(Хаким, IV, 360-361/7921.) Этой чести не удостоится грешник!»
В дневное время вы должны оберегать от запретного (харама) и неправильных поступков свой разум, сердце, глаза, слух, руки, язык и другие органы, совершать благие дела, чтобы не оказаться среди тех, которые лишились блага ночного поклонения. Предрассветное время мы должны расценивать как исключительную возможность пребывания с Господом.
Мы должны душой подготовиться к предрассветному времени еще до того, как положили голову на подушку. Наши ночи должны быть намного светлее и ярче, чем наши дни, чтобы приобретенным духовным благом мы смогли оживить нашу дневную жизнь.
Есть множество призывов Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) посвящать поклонению предутреннее время. В частности, чтобы мы не оказались обделенными благом и духовностью предутреннего времени, он советует:
«Уделяйте особое внимание ночному поклонению! Так поступали праведники, жившие до нас. Без всякого сомнения, ночное поклонение есть возможность приближения к Аллаху, оно отдаляет от грехов, является искуплением за допущенные
ошибки и оздоравливает тело» (Тирмизи, Даават, 101).
Праведные рабы Аллаха обращали особое внимание на предутреннее время, как самое ценное для обращения к Господу и поклонения с точки зрения их принятия Всевышним и наполнения особым духовным состоянием.
Шейх Баязит Бистами говорит: «Не будет познана ни одна тайна до тех пор, пока ночи не станут днями».
Назидательны и слова праведного Бишра Хафи, сказанные в ответ на пожелание, чтобы он хотя бы один час ночи посвящал отдыху: «Как я могу спать, если Посланник Аллаха, чьи прошлые и будущие грехи простил Всевышний Аллах, поклонялся ночи напролет так, что отекали его стопы?! А мне неизвестно ни об одном моем грехе, который был бы прощен Всевышним Аллахом!»
Вот всего лишь некоторые примеры отношения праведников к поклонению в предутреннее время… Нам тоже необходимо оценить состояние своей души, пока не ушел караван нашей жизни.
Шейх Халид Багдади говорит: «Огонь горит в душе моей, я буду идти от дома к дому, от улицы к улице! Я буду делать
все, чтобы никто не остался в неведении о моем Любимом и моей Родине!»(М.Эс’ад Эфенди, Диван Эс’ад, стр. 111.)
Верующий должен душой чувствовать ответственность за каждого человека, до которого может дойти с призывом, и даже за состояние всей эпохи. Пророки и праведные рабы Аллаха в течение всей своей жизни осознавали эту ответственность и делали все возможное для спасения человечества даже ценой собственной жизни. Они считали, что не удостоятся благой доли в вечном мире, не сделав все возможное для спасения всех живущих на земле.
Всевышний Творец в ответ за величайшее
упорство и жертвенность Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), проявляемые им в призыве к Господу и истине, говорит: «Может быть, ты (о Посланник) готов
(своей) печалью погубить самого себя по их следам (из-за них) оттого, что они (твой народ) не уверовали в это повествование (Коран)» (альКахф, 6); «Ты можешь погубить себя от скорби оттого, что они не становятся верующими» (аш-Шуара, 3).
С другой стороны, эти аяты свидетельствуют о том, что обретение истинного пути – во власти Аллаха, а обязанностью верующих является лишь донесение до людей истины. Также из этих аятов следует, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) для спасения человечества в вечной жизни проявил невероятные усилия и безграничное милосердие. Всевышний Творец в священном аяте говорит: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Али Имран, 110).
Благородные сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), проникнувшись истиной этого священного аята, достигли четырех концов света для того, чтобы выполнить должным образом свою обязанность по призыву
к вере, невзирая на все трудности того времени.
Отрекшись от всех жизненных благ, жертвовали
всем, даже самой жизнью. Это должно заставить нас глубоко задуматься о том, насколько мы, будучи сегодняшней общиной Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), выполняем свою ответственность по призыву, предостережению и наставлению человечества.
Шейх Халид Багдади говорит: «Состояние «пламенного восторга веры» поддерживайте постоянным «зикром» и духовной пробужденностью!»(Эс’ад Сахиб, Бу’йатуль-Важид, стр. 81, № 5.)
Всевышний Аллах говорит:
«… которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку» (Али Имран, 191).
Из этого аята следует, что Господь желает видеть нас поминающими Его во всех наших состояниях, а не только во время поклонения. В продолжении аята говорится: «… и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (Али Имран, 191).
Верующий, чтобы его «зикр» был совершенным, должен глубоко размышлять над проявлениями божественного могущества и величия во Вселенной. Поистине, когда верующий, размышляя о величии Создателя, осознает свою слабость и беспомощность перед Ним, это пробуждает в
его душе волнение, восторг и восхищение. Когда разум человека сталкивается с многочисленными божественными тайнами и мудростью, которые он не может охватить во всей их глубине и безграничности, он приходит в состояние величайшего изумления. Неужели верующего, обладающего
непорочной душой и здравым разумом, не должны повергать в изумление проявления божественного могущества во Вселенной?
Например, если посмотреть через взор души на стадии развития человека и сложнейшее строение и физиологию его органов и систем; на растения, животных, небо, землю, атмосферу, на совершенную гармонию во Вселенной и т.д…
Нейтроны и протоны, вращающиеся в ядре атома, электроны, движущиеся с колоссальной скоростью вокруг ядра, Солнце, Луна, галактики, триллионы звезд, расстояния до них, их размеры и движение…
Все в этом мироздании от микро- до макромиров демонстрирует безграничную мудрость, знание, могущество и величие Всевышнего Творца и является Его знамениями в творениях…
Наша огромная Земля в сравнении со всем мирозданием подобна песчинке в безбрежной пустыне, а человек подобен атому в этой песчинке.
Власть, могущество, мощь нашего Господа, Обладателя непревзойденного совершенства, превосходит все!
СубханАллах!..
Размеры слона в миллиарды раз превосходят размеры муравья. Однако системы и органы, подобные тем, которые поддерживают жизнедеятельность слона, имеются и в теле муравья, и даже в телах более мелких созданий, чем крошечный муравей.
Кажущаяся однородной трава при близком рассмотрении оказывается состоящей из самых разных растений, с разнообразными листьями, цветами, запахами!..
В этом – отдельное проявление Имен Всевышнего Господа «аль-Бари» и «аль-Мусаввир»…
Изумляет и то, что с момента сотворения этого мира ни один из живущих обитателей Земли не остался без пропитания: божественные блага ниспосылаются беспрерывно. При этом следует иметь ввиду, что поверхность Земли на три четверти покрыта водой, а оставшаяся четверть во многих местах занята горами и пустынями, на которых нет никакой растительности, то есть площадь плодородной почвы очень мала. Насколько же велика мощь Аллаха, что Он, используя эти ограниченные плодородные земли, дает пропитание всем живущим, к тому же создавая для каждого существа свою специфическую пищу. Пища, которой питается одно существо, не пригодно для другого: у курицы своя пища, у овцы – своя, у человека – своя.
В воде, которую Всевышний Творец сделал источником жизни, заключена великая тайна. Всевышний Аллах, обращая наше внимание к воде, призывает нас задуматься: «Если бы Мы пожелали, то сделали бы ее горькой. Почему же вы неблагодарны?» (аль-Ваки’а,70).
А в другом аяте спрашивает: «Как вы думаете, кто одарит вас родниковой водой, если ваша вода уйдет под землю?»
(аль-Мульк, 30).
На самом деле, чтобы мы делали, если оказались в таком положении?! Если бы мы решили описать приключения
одного стакана воды, нам бы не хватило многих томов, чтобы рассказать о том, сколько раз эта вода путешествовала между небом и землей, через какое множество тел живых существ и через какое количество неодушевленных созданий прошла, в
каких уголках земли побывала. С другой стороны, автомобиль, собранный по новейшей технологии, через некоторе время
изнашивается и ломается, а затем оказывается на свалке. Солнце, которое освещает весь мир миллиарды лет, не имело ни малейшей «неисправности». Божественный календарь продолжает действовать, согласно повелению Создателя, не ошибаясь ни на секунду.
Наш Господь, обращая наше внимание на это,
говорит: «Он создал семь небес одно над другим. В
творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты
какую-нибудь трещину? Потом взгляни еще раз и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным» (аль-Мульк, 3-4).
Думающий взгляд, обращенный к этой Вселенной, вернется обратно в восторге и изумлении. Известный поэт Зийа Паша так отразил это чувство в своих стихах: «Я прославляю Всевышнего Аллаха, перед творениями которого изумляются умы и перед чьей мощью оказываются беспомощными выдающиеся ученые».
Перед Величием Всевышнего Аллаха, повергающим наши умы в осознание нашего абсолютного бессилия, мы должны восклицать, прибегая к его Милости:
«Свят Ты Господь! Как Ты Велик! Ты Пречист! Мы слабы в том, чтобы прославлять Тебя должным образом и поклоняться Тебе соответственно Твоему Величию! Сколько бы мы ни благодарили Тебя, этого недостаточно. Мы просим Тебя простить наши грехи в повиновении Тебе и познании
Тебя, нашу немощность – в благодарении Тебя!»
И в состоянии глубочайшего изумления и восхищения перед Величием Господа должны совершать «тасбих», «тахмид», «такбир», «тахлиль» и «та’зим». Мы должны погружаться в глубокое и подробное размышление, поминая Всевышнего
Творца во всем увиденном глазами и услышанном ушами.
Пример из жизни Шейха Мухаммада Париса показывает, какой степени может достичь восторг души, которая каждое мгновение чувствует свое присутствие перед Господом…
Шейх Мухаммад Париса после ночного намаза некоторое время беседовал с верующими во дворе мечети, опершись о свой посох, и иногда во время этих бесед задумывался, уходя в себя. Очень часто это состояние продолжалось так долго, что он стоял неподвижно до призыва муадзина на утренний намаз. Придя в себя, шейх отправлялся на утренний намаз.66 Это состояние наступало в результате потрясения перед осознанием безграничной всеобъемлющей божественной мудрости. Состояние влюбленных в Господа, которые теряют себя, очаровываясь божественными тайнами и мудростью, в какой-то степени напоминает состояние женщин, которые не почувствовали, как порезали себе руки, очаровавшись красотой пророка Йусуфа.
Стоит задуматься: если люди были способны впасть в подобное состояние беспамятства, увидев красоту пророка Йусуфа, то каким должно быть состояние верующего, удостоившегося видения проявлений Величия и Могущества Всевышнего Аллаха, Обладателя самого превосходного?
Чтобы понять это, достаточно увидеть с каким благоговением повинуются и поклоняются Господу пророки и праведные верующие.
Благородная Айша (радыйаллаху анха) рассказывает, как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) совершал намазы в течение всей ночи: «Вначале Посланник Аллаха совершал четыре раката намаза, о красоте и длительности которого невозможно рассказать! Затем совершал еще четыре раката намаза, красоту и длительность которого нельзя описать словами. Затем совершал три раката намаза-витр…» (Бухари, Тахаджут, 16; Таравих 1; Муслим, Мусафирин, 125).
О том, как поклонялся Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) рассказывает благородный Али (радыйаллаху анху): «Я хорошо помню ночь перед Бадром: мы все спали. Только Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) совершал намаз до рассвета под одним из деревьев, проливая слезы» (Муслим, Сыйам, 204).
Множество таких случаев передано в хадисах сподвижников.
Невозможно вдоволь насытиться поклонением и повиновением с душой, полностью обращенной к Аллаху.
Друг Имама Раббани, Шейх Сайфеддин иногда, совершив два раката намаза, прочитывал полностью Священный Коран и восклицал:
«О Аллах! Как же мне насытиться, если ночи так коротки!»
О Господь, надели нас теми же чувствами, которые наполняют души твоих праведных рабов, а также долей от их духовности и восторга. Одари нас возможностью прожить эту жизнь, постоянно находясь в поминании Тебя чистой, трепетной душой.
Аминь!