ПОДЕЛИТЬСЯ

«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (сура «аль-Худжурат», аят 13).

Поистине, Аллах Всевышний повелел держаться богобоязненности даже Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «О Пророк! Бойся Аллаха». — [Сура аль-Ахзаб, аят 1].

Также Аллах Всевышний повелел верующим бояться Его должным образом. Аллах Всевышний сказал:  «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом». — [Сура али ‘Имран, аят 102].

А также:  «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово». — [Сура аль-Ахзаб, аят 70].

 «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха!» — [Сура аль-Хашр, аят 18].

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был; совершив дурное, сделай вслед за этим что-нибудь хорошее, и это сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия (в отношениях) с людьми». (Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Хаким).

Страх пред Аллахом — одно из величайших достоинств религии и её вершина. Страх перед Господом объединяет все виды поклонения, в которых обязательна искренность и преданность Всевышнему. Господь миров сказал: «…И они от страха пред Ним трепещут» (Пророки, 28). Он также сказал: «Тем же, кто боится сана Господа своего, — два Рая!» (Милосердный, 46).

Величие Всевышнего непостижимо человеческим разумом. Верующий, который думает о своём Создателе, о Творце всего сущего испытывает страх, ведь Аллах Всемогущий, Всевидящий, Всеслышащий, Всезнающий. Он знает о каждом листочке, падающем с дерева, о каждой травинке, прорастающей весной, о каждом морском существе, что находится в голубой бездне океана, о каждой космической пылинке, ведь Он Создатель Вселенной.

«Верующие — только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (сура «Трофеи», аят 2-4).

Мусульманин должен постоянно помнить об Аллахе, выполнять все Его повеления, стремиться получить любовь Творца. Верующий человек понимает, что все муки, переживания, трудности, несчастья, искушения, встречающиеся на его жизненном пути, это экзамен, который установил Господь. Испытание заключается в том, чтобы постоянно уповать на Создателя, повторять Его великие имена, знать, что всё, исходящее от Него – благо, идти прямым истинным путём Божественного закона. Исполняя предписания Всевышнего, человек переходит с низших ступеней к высшим, двигаясь в сторону садов Рая, уготованных верным рабам Господа.

Аллах говорит в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Бойтесь (наказания) Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь (наказания) Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха» (Коран, сура «Собрание», 59:18-19).

Каждый день человек встречается с какими-то трудностями: войны, катаклизмы, вирусы, шовинизм, ксенофобия и многое другое. Некоторые из страха перед проблемами теряют себя, утрачивают веру, становятся рабами своего ужаса, рабами своего нафса, а кто-то становится рабом шайтана.

Однако Всевышний Аллах сказал своим рабам: «Это всего лишь Шайтан, который представляет приверженцев своих страшными; но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!» (Семейство Имрана, 175).

Верующему не следует бояться никого, кроме Аллаха, ведь именно Он утвердил законы этого мира, Он создал те проблемы, которые нам мешают, Он создал шайтана, пытающегося сбить нас с пути истины, но сделал Он это, чтобы мы могли проявить себя, доказать свою верность Всевышнему. Человек, который не убоялся врагов Аллаха, болезней, природных катастроф, который боится лишь Творца из любви к Нему, только такой войдёт в Рай вместе с другими богобоязненными рабами.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Всевышний Аллах в день Воскресения скажет Своему рабу: «Когда ты увидел прегрешение, что помешало тебе исправить его?» Он скажет: «О Господь! Я боялся людей». Он скажет: «Меня ты должен был бояться прежде всего!» (Ибн Маджа (4008) от Абу Сайда; достоверный хадис).

Через испытания Аллах увеличивает степень человека. Болеющий верующий – это человек, которому в данный момент прощаются грехи. Вспомните историю пророка Айюба, которые долгие годы болел, у которого погибли дети, чьё дело было разорено, разве мы можем сказать, что Аллах так его наказывал? Нет! Аллах показал нам, свои простым рабам, через пример пророка Айюба, что трудности – это возвышение, если мы примем их с достоинством, продолжая любить своего Господа.

«Есть среди людей такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха», — но когда они пострадают во имя Аллаха, они испытание людское принимают за наказание Аллаха» (Паук, 10).

 

Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Тот те, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него гнев Свой и вызовет гнев людей против него». Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас-Сахихе». (Ат-Тирмизи, «аль-Хилйа» Абу Найма; достоверный хадис).

Искать довольства людей гневя Аллаха человек может, лишь боясь их или надеясь на них, а это свидетельствует о слабой убеждённости в вере в Аллаха. Если тебе не суждено что-либо, то не думай, что это они поступили с тобой так, ибо совершение этого зависит от Аллаха, а не от них. Происходит только то, что Он пожелает, а то, чего Он не пожелает, не произойдёт. Если ты бранишь их за то, что не было суждено тебе, то это следствие слабости твоей убеждённости. Не бойся их, не надейся на них, не брани их из-за себя и своих желаний. Поистине, хвалы достоин тот, кого похвалит Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, а порицания — тот, кого порицает Аллах и Его посланник.

Известно, что страх и боязнь иногда могут являться одним из видов поклонения, а в ряде случаев могут носить естественный характер в силу каких-либо причин и конкретных обстоятельств.

Если страх и боязнь имеют характер обожествления, поклонения и стремления приблизиться к объекту страха или ведут к скрытому повиновению ему и затаённой боязни, не допускающим ослушания, то связывание такого страха с Аллахом является одной из величайших обязанностей в вере. Если же человек связывает всё это с чем-то помимо Аллаха, то это является великим ширком, который Аллах не прощает, поскольку тем самым он придаёт Аллаху сотоварища в этом поклонении, а ведь оно является одной из величайших обязанностей сердца. Может даже случиться так, что человек станет бояться кого-либо другого больше, чем самого Аллаха.

Страх может быть и естественным, когда человек боится, например, врага, дикого зверя, змеи или чего-либо ещё, опасаясь причинения ему явного вреда. Такой страх не связан с поклонением и присущ многим верующим, что не входит в противоречие с верой.

Если подобный страх имеет под собой разумную основу, то он не порицается. Если же он является воображаемым, то есть не имеет под собой никакого основания, либо причина его несущественна, то это осуждается, а испытывающий такой страх причисляется к трусливым. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, испрашивал у Аллаха защиты от трусости, которая является проявлением порочной морали. Совершенная вера в Аллаха, упование на Него и мужество защищают человека от этой разновидности страха. Качества верующих и сильнейших из них таковы, что из-за своей крепкой веры их душам не ведомы никакие страхи, и они преисполнены уверенности и спокойствия. Они преисполнены мужества в своих сердцах и полностью уповают на Аллаха.

Страх не пред Аллахом делится на три вида. Первый — это тайный страх мушрика перед идолом или тагутом, который боится, чтобы его не постигло несчастье. Народ Нуха сказал своему пророку: «…Мы говорим только, что тебя поразил злом один из наших богов. Он сказал: «Я призываю в свидетели Аллаха, засвидетельствуйте же и вы, что я непричастен к тому, что вы придаёте Ему в сотоварищи…»» (Худ, 54). Этот страх сидит в поклоняющихся могилам и идолам: они сами боятся их и пугают ими утвердившихся в таухиде, когда те отвергают подобное поклонение и призывают к обращению поклонения только Одному Аллаху, ибо такой страх противоречит таухиду.

Второй — это страх перед некоторыми людьми, заставляющий отказаться от выполнения обязательных предписаний Аллаха. Это запрещено и является одним из видов ширка, противоречащим совершенству таухида. Аллах сказал: «…Тем, которым говорили люди: «Люди ополчились против вас, бойтесь их!» — но это только увеличило веру в них, и они сказали: «Достаточно нам Аллаха, Он — Прекрасный Хранитель!»» (Семейство Имрана, 173). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Всевышний Аллах в день Воскресения скажет Своему рабу: «Когда ты увидел прегрешение, что помешало тебе исправить его?» Он скажет: «О Господь! Я боялся людей». Он скажет: «Меня ты должен был бояться прежде всего!» (Ибн Маджа (4008) от Абу Сайда; достоверный хадис).

И третий — естественный страх перед врагом или диким зверем. Такой страх не порицается. Всевышний в истории Мусы сказал: «И ушёл он оттуда со страхом, осматриваясь, и сказал: «Господь мой, спаси меня от людей неправедных!» (Рассказ, 21).

Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха — Аллах учит вас» (2:282).

В данный момент, когда в мире бушует пандемия китайского коронавируса, верующие люди должны помнить, что это ещё одно испытание, ниспосланное нам Всевышним. Мы должны преодолеть эту трудность, восхваляя Творца и помня о Нём каждую минуту, ведь то, что хотел Аллах – сбудется, а то, чего Он не хотел – не сбудется. Всё предопределено, от нас лишь усердие.