ПОДЕЛИТЬСЯ
1. Ша’би (радыйаллаху анху) передает:

«Когда Ади бин Хатим (радыйаллаху анху) посетил Куфу, мы пришли навестить его с группой ученых факихов. Мы спросили у него:

– Не поведаешь ли нам, что ты слышал от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Тогда Ади (радыйаллаху анху) рассказал:

– Однажды я пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Он сказал мне: «О Ади бин Хатим, будь мусульманином, обрети благо!» Я спросил: «Что есть Ислам?», Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Свидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, свидетельствовать, что я – Его Посланник, верить в предопределение всего – и хорошего, и плохого, и приятного, и горестного». (Ибн Маджа, Мукаддима, 10).

 

2. Бара (радыйаллаху анху) передает:

«(В битве при Ухуде) к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) подошел человек, лицо которого было закрыто железным забралом, и спросил:

– О Посланник Аллаха! Следует ли мне сейчас присоединиться к битве, а после принять Ислам?

На это Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Сначала прими Ислам, потом присоединяйся к битве.

Тогда тот человек принял Ислам, потом присоединился к сражению и был убит. И сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Он сделал немного, но награда его велика». (Бухари, Джихад, 13; Ахмад, IV, 293).

 

3. Ибн Умар (радыйаллаху анху) передает:

«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) – посланник Аллаха, совершать намаз, выплачивать закят, совершить хадж и поститься в месяц Рамадан». (Бухари, Иман, 2; Тафсир, 2/30; Муслим, Иман, 19-22).

 

4. Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) передает:

«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Преуспел тот человек, который принял Ислам, пропитание которого достаточно, и который доволен тем, что дал ему Аллах». (Муслим, Закят, 125; Тирмизи, Зухд, 35/2348).

Комментарии:

Самое главное для сына человеческого, пришедшего для испытания в этот мир, – это достижение счастья в вечной жизни. В этом мире испытаниий его цель должна состоять в том, чтобы, повысив свой духовный уровень, обрести умиротворение сердца в этом мире и вечное счастье в мире том. Однако достичь вечного счастья в будущей жизни для человека, полагающегося на свои ум и способности, в силу противодействия эго (нафса) и наущений шайтана, достаточно трудно. Поэтому Всевышний Аллах, проявляя милость к своим рабам, посылает им пророков и книги. Сын человеческий может достичь спасения, только приняв руководство этих божественных путеводителей.

Истинное спасение, являющееся насущной потребностью личности, состоит в том, чтобы до последнего вздоха сохранить свою веру и, посредством этого избежав Ада, войти в Рай. Т.е. обрести вечное счастье, завоевав благосклонность Аллаха. А это возможно только, если произнести слова свидетельства, вступить в круг исповедующих Ислам и жить потом безгрешной жизнью в соответствии с Кораном и Сунной. Потому что «начало всего Ислам»[1]. Именно поэтому наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), терпеливо перенося все беды и трудности, призывал людей к истине. Ради спасения всего мира он отправил послов к властителям, обратившись к ним с воззванием: «Будьте в Исламе, обретите спасение»[2].

Поскольку принятие Ислама является основой спасения, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) очень радовался спасению человека, если он выражал решимость стать мусульманином. Например, ничто его так не обрадовало, как принятие Ислама Абу Бакром. (Ибн Касир, Аль-Бидайа, III, 80).

А также, когда такие рабы Аллаха, как Абу Зарр[3], Халид бин Зайд[4], Нубайб бин Йасаф[5] и Райхана бинти Амр[6] обрели спасение, приняв Ислам, улыбающееся лицо нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) выражало величайшую радость и ликование.

Ади бин Хатим (радыйаллаху анху) так описал эту радость нашего досточтимого Пророка:

«Когда я стал мусульманином, я увидел, как лицо нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) засветилось величайшей радостью». (Ахмад, IV, 378).

Ввиду великой важности принятия Ислама, человеку, который пришел на помощь мусульманам в самый трудный момент боя в полном вооружении, наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прежде всего велел принять Ислам. Потому что деяния человека будут приняты Аллахом, и он получит пользу от этих деяний, только если станет мусульманином. В противном случае, все его дела не принесут ему никакой пользы в мире вечном. Благие дела, совершенные неверующим человеком, по милости и справедливости Всевышнего, воздаются только благами этого мира. (Муслим, Мунафикин, 57; Хайсами, III, 111).

Только Ислам является той религией, которую принимает Аллах[7]. Кто ищет религию помимо Ислама, его вера не засчитается, и в будущем мире он останется обделенным[8]. Потому что Всевышний Аллах в качестве религии выбрал именно Ислам[9]. Поэтому спасение людей происходит только через Ислам.

‘Умар (радыйаллаху анху) однажды увидел Тальху (радыйаллаху анху) в печали. Когда он спросил о причине этого, Тальха (радыйаллаху анху) ответил:

– Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал:

«Я знаю слово, если произнесет его умирающий, оно своим светом озарит его книгу деяний. Тело и душа умершего в момент смерти от этого слова обретут довольство, милость Аллаха и удостоятся божественного присутствия».

На это ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал:

– Я знаю это слово. Это то слово, которое наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так хотел услышать от своего дяди (Абу Талиба) – «Нет бога кроме Аллаха». Если бы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) знал другое слово, которое могло бы спасти дядю, то просил бы произнести именно его. (Ибн Маджа, Адаб, 54. Отдельно см. Ахмад, I, 6).

Принятие Ислама, стирающее прежние ошибки и грехи человека, делает его совершенно чистым[10]. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), всегда заботившийся о своей общине, за произнесенное свидетельство прощал даже самых ярых своих врагов и предостерегал своих сподвижников какими-либо словами или действиями напоминать им об их прежнем состоянии[11]. Хабар бин Асвад, который стал причиной смерти дочери Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Зайнаб, сбив ее с верблюда, Вахши, который убил его любимого дядю Хамзу, сын Абу Джахля Икрима (радыйаллаху анхум), который многие годы наносил обиды мусульманам, – только некоторые из тех, кто был прощен в честь слов свидетельства.

Однако одного только произнесения слов свидетельства не достаточно для полного спасения. Это означает, что существуют определенные тонкости, касающиеся прощения после принятия Ислама. Вкратце, их суть сводится к исполнению повелений Аллаха и избеганию запрещенного Им.

Недаром Вахб бин Мунаббих, когда его спросили:

– Не являются ли слова «Нет бога кроме Аллаха» ключами от Рая?

ответил:

– Конечно, так, но ведь у каждого ключа имеются зубья-выступы. Если выступы подходят к замку, дверь открывается, если – нет, то – нет. (Бухари, Джанаиз, 1).

Иначе говоря, религия – единое целое. Поэтому существует необходимость, приняв религию, поступать в соответствии со всеми ее установлениями во всех случаях жизни. Недаром Абу Бакр (радыйаллаху анху), став халифом, объявил, что примет насильственные меры против тех, кто не хочет выплачивать закят. Это нужно было для защиты религии. Иначе останется только идея, отделенная от поклонения и деяний. Такая система ни на что не годится. Вообще, такие идеи, как «историзм», которые раздробляют религию, немыслимы для Ислама. Ислам являет единство мировоззрения (и‘тикад), ритуалов (‘ибадат), нравственности и деяний.

Теперь обсудим некоторые положения, касающиеся зубьев ключа веры: третий хадис сообщает нам об основах, на которых покоится Ислам. Это – свидетельство, намаз, закят, хадж и пост. В Исламе существуют и другие предписания, которые необходимо выполнять. ‘Умар (радыйаллаху анху) представляет часть из них в кратком виде, передавая следующие слова Пророка:

«Когда на нашего досточтимого Пророка снисходило откровение (вахи), около него был слышен шум, подобный жужжанию пчелиного роя. Однажды к нему снизошло откровение. Мы немного подождали, когда это состояние прошло, а Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился в сторону Каабы и, подняв руки, начал молиться:

«О Аллах, увеличь все блага, предназначенные нам, и не уменьшай их; дай нам уважение, а не позор; будь милостив к нам и не оставляй обделенными; сделай нас превосходящими, и пусть другие не превосходят нас; сделай нас довольными, и будь доволен нами». Потом сказал:

«Сейчас мне были ниспосланы десять аятов. Кто руководствуется этими аятами, войдет в рай». Потом он прочитал первые десять аятов суры 23 «аль-Му’минун»:

«Воистину, блаженны верующие, которые смиренны при [совершении] молитв, которые избегают [всего] суетного, которые вносят закат, которые не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими женами или невольницами, за что они непорицаемы. А те, кто возжелает сверх того, преступают через дозволенное. [Блаженны те], которые блюдут врученное им на хранение и договоры, которые исполняют свои обрядовые молитвы, – именно они и суть наследники». (Тирмизи, Тафсир, 23/3173; Ахмад, I, 34; Хаким, I, 717/1961).

Все это входило в нравственность нашего досточтимого Пророка. Однажды группа людей обратилась к досточтимой Айше (радыйаллаху анха) со словами:

– О  мать правоверных! Какова была нравственность Посланника Аллаха?

Айша ответила:

– Нравственностью Посланника Аллаха был Коран.

Потом, обратившись к одному из пришедших, дополнила: «Разве вы не читаете суру 23 «аль-Ми’минун»? Читай, начиная со слов «Счастливы верующие…»

Когда читающий дошел до десятого аята, досточтимая Айша (радыйаллаху анха) сказала:

– Вот такой и была нравственность нашего Пророка. (Хаким, II, 426/3481; Бухари, Аль Адабу Муфрид, № 308).

Да, нравственностью Посланника Аллаха был Коран. В таком случае, все люди, желающие спасения, должны придерживаться всех положений Корана и Сунны. Условием того, чтобы человек, возвысившись, смог достичь уровня совершенства, является именно это. Как сказал Катада:

«Коран нам показывает самую прекрасную нравственность, какую только может достичь человек». (Ибн Са’д, I, 364).

Некоторые качества достигших спасения людей, отраженные в Коране и Сунне, можно выразить таким образом:

— Совершать намаз, веря в существование реальности, не постижимой человеческими органами чувств (гайб), жертвовать неимущим из тех благ, которые пожалованы нам, твердо верить в книги, ниспосланные пророкам, а также в Судный день (аль-Бакара, 2/2-5).

— Призывать людей творить добро и предостерегать от совершения зла (Али Имран, 3/104).

— Избегать давать деньги под проценты (Али Имран, 3/130).

— Далеко обходить такие ловушки шайтана, как пьянство, азартные игры, многобожие, гадание, лотерея (аль-Маида, 5/90).

— Остерегаться чинить притеснение и несправедливость (ан-Ан’ам, 6/21, 135; Йусуф, 12/23).

— Все, что имеешь, – имущество и душу свою – использовать для борьбы на пути Аллаха (ат-Тауба, 9/88).

— Исполняя свой долг поклонения Аллаху надлежащим образом, спешить совершать благие дела (аль-Хадж, 22/77).

— Ведя праведный образ жизни, раскаяться в своих грехах (ан-Нур, 24/31).

— Очиститься от болезней сердца, таких как неверие (куфр) и непокорность (аль-А’ля, 87/14; аш-Шамс, 91/9).

— Следовать пути нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) (Ахмад, II, 188).

— Не провоцировать раздоры (фитна) (Ахмад, II, 441).

Итак, люди принявшие Ислам и соблюдающие его условия подобным образом, наделенные в достаточной мере пропитанием и, по богатству своей души, совершенно довольные этим, обретут спасение и, как в этом мире, так и в следующем будут жить безмятежной жизнью.

Четвертый хадис сообщает, что Ислам является началом всего, потом следует дозволенное (халял) пропитание в достаточном количестве и довольство тем, что имеешь. Здесь особо важна дозволенность (халял) пропитания. Потому что с этим связана религиозная и духовная жизнь. У человека, который питается недозволенным, не принимаются ни поклонения, ни ду’а. Он достоин адского огня. Чрезвычайно важным является также, обеспечив себе в достаточном количестве дозволенное пропитание, быть довольным этим. Если человек смог добиться этого, значит, обрел спасение. Быть корыстным и жадным; предаться страсти накопления имущества, не обращая внимания на то, из дозволенного (халял) оно или из запретного (харам) источника; обманувшись этим миром, пренебрегать поклонениями и не готовиться к будущей жизни – вот это самое большое несчастье для человека. Надежда на спасение у таких людей мала. Такому человеку следует, немедленно раскаявшись, стараться следовать приведенному в нашем хадисе рецепту «обретения спасения».

У верующих, пришедших в Ислам и живущих покорными повелениям Аллаха, есть еще одна важная задача. Это – умереть с верой. Недаром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Деяния оцениваются по результатам». (Бухари, Рикак, 33).

Также досточтимый Али (радыйаллаху анху) сказал:

«Обрести полное благо – это умереть в Исламе». (Байдави, I, 201, [в толковании аль-Бакара, 2/150]).

Поэтому, чтобы, следуя повелению Всевышнего: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами»[12], умереть с верой, необходимо просить об этом Всевышнего и приложить все усилия для этого. Из-за того, что никому не известно положение человека в момент, когда он сделает последний вздох, мусульмане, пребывая между страхом и надеждой, просят Аллаха дать им достойную кончину. Например, колдуны, уверовавшие в Аллаха после чудес пророка Мусы, под пытками Фараона взывали: «Господи наш! Пролей на нас терпение и упокой уверовавшими!»[13].

Пророк Йусуф (алейхиссалям) постоянно молился: «(Господи!) Упокой меня предавшимся Тебе и причисли к праведникам!»

Все это прекрасные примеры, которые приводит мусульманам Сам Всевышний Аллах. От нас же требуется, живя в Исламе и умерев с верой, обрести спасение. Вот только несколько из божественных указаний, направляющих нас на путь достижения этой цели:

«О вы, которые уверовали! Если поможете Аллаху [в делах веры], поможет Он вам и укрепит ваши стопы» (Мухаммад, 47/7).

«Разве они не подумают о Коране? Или на сердцах бывают их затворы?» (Мухаммад, 47/24)

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, и повинуйтесь посланнику, и не делайте пустыми своих деяний!» (Мухаммад, 47/33).



[1] Тирмизи, Иман, 8/2616; Ибн Маджа, Фитен, 12; Ахмад, V, 231, 236, 237.

[2] См. Бухари, Бед’у’л-уахи, 2; Джихад, 102; Джизья, 6; Икрах, 2; И’тисам, 18; Муслим, Джихад, 74.

[3] Хаким, Мустадрак, III, 385/5459.

[4] Ибн Касир, Бидайа, III, 83.

[5] Вакиди, Магази, I, 47.

[6] Ибн Кассир, Бидайа, IV, 128.

[7] Али Имран 3/19.

[8] Али Имран 3/85.

[9] Аль-Маида 5/3.

[10] См. Анфаль 8/38; Муслим, Книга веры, 192; Ахмад II, 204; Ибн Саад, I, 299)

[11] Вакиди, II, 857-858.

[12] Али Имран, 3/102.

[13] аль-А’раф, 7/126.