Что такое одежда и зачем она нужна?
Кажется, странный вопрос. Одежда – это изделия из ткани, особым образом сшитые, которые человек надевает на свое тело. Специалисты обычно выделяют три основных функции одежды, которую она выполняет в человеческом обществе: — одежда защищает человека от влияния внешней среды (холода, жары, дождя, ветра, снега); — одежда украшает человека – и тем самым подчеркивает его социальный статус; — и третья ее функция – одежда призвана прикрыть части тела, которые не принято показывать посторонним, то есть, она является средством скромности и стыдливости. Все эти функции одежды признаются и в исламской религии. Всевышний Аллах говорит в Коране о том, для чего Он даровал человеку возможность укрывать свое тело одеждой: «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных мест и украшения» (7:26). Одежда нужна человеку, чтобы он мог прикрыть свой аурат и украсить себя с ее помощью. Когда-то в древнем мире одежда играла огромную роль – по одежде можно было понять, к какой социальной группе принадлежит человек – знатный он или простой человек, свободный или раб, правитель или подданный, какой религии он придерживается, в какой местности живет. До сих пор у многих народов есть свои национальные костюмы, каждая деталь которых имеет свой особый смысл и значение. По одежде, допустим, можно понять – замужем эта женщина или нет, есть ли у нее дети, чем занимается этот мужчина и прочее. В настоящее время одежда становится все более и более унифицированной, однообразной, когда люди выбирают одежду исходя только из ее пригодности для определенной цели и из ее внешнего вида. Значит ли это, что мусульмане тоже могут одеваться как им вздумается, — или все-таки нам следует придерживаться определенных правил в своей одежде? Что можно носить мусульманам, а что нельзя, какого цвета и фасона должна быть одежда – далее мы поговорим об этом более подробно. Итак, какие общие требования предъявляет к одежде наша религия?
1. Одежда должна быть куплена на дозволенные средства – то есть, человек должен обеспечивать себя необходимыми вещами из дозволенного заработка (нельзя зарабатывать с помощью ростовщичества, продажи алкоголя, азартных игр и т.д.).
2. Одежда не должна быть средством хвастовства, выставления себя напоказ – когда человек специально покупает себе дорогую и броскую одежду, чтобы похвастаться, подчеркнуть свое особое положение в обществе и, тем самым, унизить других.
3. Одежда должна быть чистой и опрятной. Верующему человеку больше, чем кому-либо, следует уважать других людей, не появляясь в обществе в грязной или рваной одежде, которая будет внушать людям отвращение или вызывать у них жалость. Если Всевышний даровал человеку достаток, это должно быть видно по его одежде – она должна радовать глаз, быть красивой (хотя, как мы сказали выше, не следует носить слишком дорогую одежду, особенно с намерением похвастаться).
Сподвижник Абу аль-Ахвас (да будет доволен им Аллах) передает: «Я пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в лохмотьях. Между нами произошел такой разговор: — (О Абу аль-Ахвас!) Есть ли у тебя имущество? — Есть, о Посланник Аллаха! — Какое имущество у тебя есть? — У меня есть верблюды, лошади, овцы, козы и другое подобное имущество, дарованное мне Аллахом. — (О Абу аль-Ахвас!) Если Аллах даровал тебе имущество, пусть на тебе будут видны следы Его даров!» (Ат-Тадж, 3/162). Какого цвета должна быть одежда? Мусульманские богословы считают, что самые желательные цвета для одежды – это белый и зеленый, поскольку желательность белого цвета подчеркивал Пророк (мир ему и благословение), а о зеленой одежде сказано в Коране, что это одежда обитателей Рая: «Носите белые одежды, поскольку они являются лучшими и покрывайте ими ваших умерших» (имамы Ахмад, ан-Насаи, Абу Давуд, ат-Тирмизи). «И носят они (обитатели Рая) зелёные одеяния из атласа и парчи» (сура аль-Кахф, 31 аят). Сподвижник Абу Рамса (да будет доволен им Аллах) передает: «Я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение) проповедующим в двух зелёных плащах» (Имам Ахмад, ат-Тирмизи). Однако, в хадисах передается, что Пророк (мир ему и благословение) носил также одежду красного, желтого и черного цветов: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в праздничные дни надевал верхнюю накидку (плащ) красного цвета» (ат-Табрани).
Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает: «Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел» (Имам Ахмад, АбуДавуд, Ибн Хаббан). «Я видел на Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) два желтых одеяния» (ат-Табарани). Также исламские ученые считают, что для человека будет лучшим носить одежду тех цветов и фасонов, которые приняты среди мусульман данной местности, чтобы не выделяться среди них, однако эта одежда должна соответствовать нормам шариата. Теперь скажем несколько слов о том, какую одежду следует носить представителям мужского и женского полов, поскольку требования к нашей одежде несколько отличаются.
Одежда мужчин
1. Одежда должна закрывать аурат – места, входящие в зону от пупка и до колен. Однако, здесь тоже следует помнить о традициях и обычаях, принятых в данной местности. Если мужчине в этом обществе считается несолидным и неприличным носить короткие брюки и рубашку без рукавов – особенно находясь в мечети, следует одеваться именно так, как принято.
2. Для мужчины запрещена одежда, сделанная целиком из натурального шелка (искусственный шелк и синтетические материалы сюда не относятся). Также сюда не относятся случаи, когда человеку необходимо носить шелковую одежду вследствие какой-то кожной болезни. Пророк (мир ему и благословение) говорил об этом: «Золото и шелк сделаны разрешенными для женщин моей общины и запрещенными для мужчин». «Кто носит шелк в этом мире, не сможет носить его в будущей жизни» (Бухари, Тирмизи).
3. Также передается множество сообщений о том, что Пророк (мир ему и благословение) покрывал голову – либо шапочкой-топи (наподобие тюбетейки), либо повязывал поверх нее чалму из куска ткани. Поэтому многие ученые считают сунной ношение мужчинами головного убора. Как передает Аиша (да будет доволен ей Аллах), Пророк (мир ему и благословение) во время поездок надевал топи с ушками. А когда был дома, носил сирийскую топи («Ахляк-ун-Наби», стр.104)
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) говорил, что Пророк (мир ему и благословение) носил белую топи. (Табрани). Передается со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) носил белый головной убор (Табрани). Также ученые ханафитского мазхаба вынесли решение, что совершение намаза без головного убора считается нежелательным делом (макрух танзири – легкая нежелательность). На человеке не будет греха за совершение намаза без головного убора, однако ему нужно стараться следовать Сунне и совершать намаз в нем.
4. Есть сообщения о том, что Пророк (мир ему и благословение) порицал мужчин, чья одежда волочится по земле. На основании этого некоторые исламские ученые утверждают, что мужчине не следует носить брюки или иную одежду ниже щиколоток. Однако, если разобрать эти хадисы, здесь везде порицается не сама длинная одежда, но высокомерие, которое люди хотели таким образом проявить: «Аллах не посмотрит взглядом милости на того, кто из высокомерия волочит свою одежду по земле» (Муслим). «Существует три категории людей, на которых Аллах Всевышний в судный день не обратит внимания и не посмотрит на их лица. Им уготовано мучительное наказание. Это те, кто: из высокомерия носил длинную одежду, которая волочилась по земле; попрекал других сделанным благом; и кто занимался торговлей, принося ложные клятвы» (Муслим, Абу Дауд, Насаи).
Во времена Пророка и его сподвижников богатые и знатные люди именно таким образом подчеркивали свое особое положение. Длинные брюки, которые мужчины носят в наше время, — это просто обычай, принятый в данном народе, а не дань высокомерию, поэтому этот запрет на них не распространяется. Следует добавить, если человек одевает длинные брюки именно с намерением высокомерия, то в этом случае хукм (правило) этого хадиса начинает распространяться на них. Однако нет ничего зазорного в том, чтобы одевать традиционную одежду любой длины.
Одежда женщин
1. Женская одежда также должна закрывать аурат – у женщины это все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног.
2. Женская одежда не должна быть сильно обтягивающий, подчеркивающей формы тела.
3. Одежда женщин не должна быть просвечивающей, прозрачной, чтобы сквозь нее просвечивало тело.
4. Одежда не должна быть слишком вызывающей, — к примеру, ярких цветов или особого фасона, — не следует привлекать внимание своей одеждой, ведь цель женского хиджаба – проявить скромность, а не выставить себя напоказ. Вот вкратце основные требования к одежде, которые предъявляет наша религия. Также следует помнить, что одежда – как все другие блага, которые мы имеем, это дар от Всевышнего. Поэтому надевая одежду – особенно новую, следует поблагодарить Его за дарованные благословения. Для этого можно произнести следующие дуа: 1) Аллахума! Ля-кя-ль-хамду — Анта касаута-ни-хи. Ас’алю-кя мин хайри-хи ва хайри ма суни‘а ля-ху, ва а‘узу би-кя мин шарри-хи ва шарри ма суни‘а ля-ху! О Аллах! Хвала Тебе, [ибо это] Ты одел меня в эту [одежду]. Я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена. 2) Аль-хамду ли-Лляхи аллязи каса-ни хаза-с-сауба ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин Хвала Аллаху, который одел меня в эту (одежду) и даровал мне её, в то время как сам я ни мощью, ни силой не обладаю. Также согласно Сунне одежду следует надевать с правой стороны – с правого рукава или штанины брюк, а снимать, наоборот – с левой стороны.
Анна (Муслима) Кобулова