ПОДЕЛИТЬСЯ

Первые три года пророческой миссии:

период негласного призыва.

Первое Божественное откровение и временное прекращение ниспосланий.
Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было 40 лет. Период времени, равный шести месяцам, имевший подготовительный характер и необходимый для того, чтобы Он достиг той степени духовности, которая позволила бы Ему стать тем Лицом, которому могло быть передано Божественное откровение, завершился. Шел 1-ый день священного месяца Рамадан…[1]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как всегда, был в пещере Хира…
Джабраил (алейхис салям), явившись, сказал Пророку Аллаха:
– Читай!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
– Я не умею читать!
Тогда ангел стал сжимать Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) до тех пор, пока Он не обессилел, а затем вновь сказал:
– Читай!
И вновь наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил:
– Я не умею читать!
Джабраил (алейхис салям) сжал Его во второй раз до тех пор, пока у Него не осталось сил, и сказал:
– Читай!
И на этот раз Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Я не умею читать. (Что Мне читать?)
Джабраил (алейхис салям) в третий раз сжал Пророка Аллаха, а затем сообщил Ему следующее Божественное откровение:

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ اقْرَأْ وَرَبُّكَ
الْأَكْرَمُ الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ عَلَّمَ الْإِنسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ

«Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Читай! Ведь твой Господь – Обладатель Великой Щедрости, который научил [письму] пером, научил человека тому, чего он [ранее] не знал». (Сура «Аль-Аляк», 1-5)
Вместе с этим Божественным повелением началось ниспослание Всевышним Аллахом Своему Посланнику, а в Его лице и всему человечеству, Священного Корана, являющегося самой величайшей Его милостью. То были самые первые аяты Священного Корана, которые стали снисходить из небесных врат на землю как милость, как исцеление и которые были восприняты нашим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям).
После того, как Джабраил (алейхис салям) расстался с Посланником Аллаха, Он (саллаллаху алейхи ва саллям), с сердцем, трепещущим от чувства благоговейного ужаса перед ниспосланным Ему Божественным откровением, вернувшись домой, сказал Матери Правоверных Святой Хадидже:
– Укройте Меня, укройте Меня!
Придя немного в Себя и отдохнув, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказал обо всем случившемся Хадидже, жизнь с которой была образцом идеальной семейной жизни для всего человечества. С чувством глубокой тревоги, взволнованно Пророк наш сказал:
– О Хадиджа! Кто же поверит Мне?
Благословенная супруга Господина Света Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) ответила так:
– Клянусь Аллахом! Всемогущий Аллах никогда не допустит того, чтобы Ты мог устыдиться самого Себя! Ибо Ты заботишься о Своих родственниках, взваливаешь на Себя бремя ответственности тех, кто не в силах вести свои дела, улаживая их, кормишь обездоленных, нищих людей. Ты совершаешь столько благих дел, как никто другой, ты оказываешь хороший прием гостям, помогаешь людям во всех делах, происходящих на пути Аллаха!.. О Посланник Аллаха! Прежде всего, Тебя принимаю и утверждаю я!.. Призови вначале на путь Аллаха меня!»
Таким образом, она была первым человеком, который утвердил и поддержал Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
То есть, Мать Правоверных Хадиджа высказала Ему следующую мысль:
«Добро приносит только добро! Что может быть ответом на благие дела, кроме благих же дел?»
Итак, она оценила чистейшее, целомудренное прошлое Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как известие о Его блестящей будущности и как его следствие.
Да и Всевышний Аллах изволил сказать так:

هَلْ جَزَاء الْإِحْسَانِ إِلَّا الْإِحْسَانُ

«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Сура «Ар-Рахман», 60)
После этого Госпожа Хадиджа повела Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) к сыну ее дяди Вараке ибн Навфалю, который в период джахилии был одним из тех редких лиц, не поклонявшихся идолам. Он был христианином, знавшим древнееврейский язык иврит и писавшим выдержки из Евангелия. Глаза его от старости потеряли свою зоркость.
Святая Хадиджа, обращаясь к нему, сказала:
– О, сын моего дяди! Послушай, о чем говорит сын твоего брата!
В ответ на это Варака спросил обеспокоено:
– Что произошло, сын брата моего?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил обо всем случившемся с Ним. Сначала лицо Варака ибн Навфаля, постигшего высочайшую истину Конца Света, осветилось улыбкой, затем он задумчиво произнес:
– Тот, кого Ты увидел – это Джибриль, Намус-и Акбар, которого Всевышний Аллах послал к Мусе! Ах, если бы я был молод в дни Твоего призыва! Ах, если бы я был жив в то время, когда Твой народ изгонит Тебя из родного края!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) удивленно спросил у него:
– Они изгонят Меня из родного края?
Тот ответил:
– Да! Ибо каждый пророк, который так же, как и Ты, принес религию, был изгнан из родного края, поскольку каждый из них испытал на себе чувство злобы, ненависти и вражды со стороны своих соплеменников. Если я доживу до тех дней, когда Ты будешь призван, то я сумею оказать Тебе большую помощь!»
С момента этой встречи прошло немного времени, и Варака скончался.
Ниспослание откровений временно прекратилось. Этот промежуток времени называют «фатра». (Бухари «Баду’ль Вахий»,1; «Анбийя»,21; «Тафсир»,96; Муслим «Иман»,252).
Х
Всевышний Аллах в аятах, которые Он ниспослал позднее, изволил сказать, обращаясь к Своему Посланнику:

وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحاً مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ
وَلَا الْإِيمَانُ وَلَكِن جَعَلْنَاهُ نُوراً نَّهْدِي بِهِ مَنْ نَّشَاء مِنْ عِبَادِنَا
وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

«И тебе также Мы послали Джабраиля с Нашим повелением и ниспослали Коран. Ты не знал, что такое Писание и Вера. Но Мы сделали Коран светом, посредством которого выводим прямым путем кого угодно из Наших рабов, и ты, воистину, ведешь на прямой путь». (Сура «Аш-Шура», 52)

إِنَّا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ كَمَا أَوْحَيْنَا إِلَى نُوحٍ وَالنَّبِيِّينَ مِن بَعْدِهِ

«Воистину, Мы внушили тебе Откровение, подобно тому, как внушили [его] Нуху и последующим пророкам». (Сура «Ан-Ниса», 163)
Первым словом, ниспосланным с небес Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было «Читай!».
В связи с этим, духовные мужи комментировали его следующим образом:
«Читай! Читай все! Читай книгу Аллаха! Читай знаки, приметы, чудеса Аллаха! Читай Книгу Вселенной! Читай всегда, для того, чтобы обрести истинную веру, для того, чтобы избавиться от заблуждений! Читай для того, чтобы довести до совершенства свою веру! Читай во имя Аллаха! Читай во имя Господа, создавшего человека из сгустка крови и давшего ему возможность читать, познавать, постигать и применять в своей жизни все понятое им! Читай во имя Аллаха, который, оказав нам величайшую милость, пожаловал такое благо и счастье, как умение читать! Читай для того, чтобы познавать и учиться! Читай каждую строку, начертанную во Вселенной пером Обладателя Могущества Всемогущим Аллахом! Читай с именем Аллаха на устах, Аллаха, который учит познавать неизвестное!»
Да и Благочестивый Мавляна, повествуя об этапах духовного становления своей личности и рассказывая о периоде чтения «видимых» им книг, сказал: «Я был незрелым!» Говоря о периоде времени, когда он научился читать тайну Вселенной, он сказал: «Я созрел!» Говоря же о том этапе своей жизни, когда, читая Божественную тайну, он словно сгорал от ее палящего жара, он употребил выражение «Я сгораю!»
Предписание в аяте, касающееся чтения, имеет громадное значение. И столь же велико значение чтения во имя Аллаха. Ибо оно указывает, каким образом должно осуществляться следование предписанию «Читай!» Это предписание не есть лишь видимое повеление читать. Оно означает, что сердце должно обрести умение воспринимать книгу и мудрые сокровенные смыслы и значения, заложенные в ней, путем духовного очищения и облагораживания своей личности.
Это – намек на то, что все должно читаться сердцем, являющимся выразителем и отражателем Божественных проявлений. А это значит, что Вселенная тогда становится Книгой, а сердце, перелистывая ее страницы, должно научиться читать все мудрые сокровенные Божественные смыслы и значения, заложенные Всевышним Аллахом в ней. Одним словом, это означает умение человека читать и познавать Вселенную, самого себя, Священный Коран. Из этих аятов, ниспосланных самыми первыми, можно сделать и следующие выводы:
К каждому делу следует приступать с именем Аллаха на устах и во имя Аллаха. Человеку не пристало ни в коем случае забывать о своей ничтожности и беспомощности перед лицом Могущества Всевышнего Аллаха, создавшего его из сгустка крови и придавшего ему самый прекрасный облик. В Священном Коране сказано:

الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ عَلَّمَ الْإِنسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ

«Который научил [письму] пером, научил человека тому, чего он [ранее] не знал». (Сура «Аль-Аляк», 4-5)
Таким образом, в этих аятах сообщается о важности знаний, о том, что человека всему обучает Всевышний Аллах, и о том, что это есть Божественная милость. А посему человек обязан всегда помнить о Величии своего Господа и не быть неблагодарным.
Х
После того, как снизошло первое Божественное откровение, был длительный период времени, в течение которого Божественные откровения не ниспосылались. Это объяснялось, с одной стороны, тем, что Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) необходимо было надлежащим образом подготовиться к последующим откровениям, которые должны были снизойти одно за другим. Ибо восприятие и осознание их было настолько грандиозной, значительной и важной задачей, выполнение которой было не так-то легко взять на себя…
Недаром Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا سَنُلْقِي عَلَيْكَ قَوْلاً ثَقِيلاً

«Воистину, Мы ниспошлем тебе весомые слова». (Сура «Аль-Муззаммиль», 5)
Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) следом за вещими снами вдруг обнаружил перед Собой ангела, сообщавшего Ему Божественные откровения, Он заволновался и забеспокоился. После того, как Посланника Аллаха успокоила Госпожа Хадиджа, и утвердил Варака, сердце Его обрело спокойствие. Отныне Он так страстно желал нового ниспослания Божественных откровений, что даже испытывал нетерпение. Время от времени, удаляясь в пещеру Хира, где Ему было ниспослано первое откровение, Он ожидал наступления времени нового откровения. В этот период времени Мать Правоверных Хадиджа более всех была поддержкой и опорой для Него. Вот почему Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не забывал о глубине ее души, о тонкости и изяществе ее ума. После смерти Госпожи Хадиджи Он регулярно передавал ее родственникам часть мяса животных, принесенных Им в жертву Аллаху… Она, со всех точек зрения, была для Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) самым дорогим и милым Его сердцу воспоминанием…
Х
Жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) была полна немыслимыми Божественными проявлениями, которые не выпали на долю ни одного из предыдущих пророков…
Всевышний и Всемогущий Аллах использовал выражение Хабиби только в адрес нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Мирадж (Вознесение) также выпал на долю лишь нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Его превосходство, предпочтение и приоритет стали очевидными и доказанными тем фактом, что Он стал Имамом всех Пророков в Масджиду’ль-Акса.
Тайна Всевышнего Аллаха проявилась в следующих словах, обращенных к Мусе (алейхис салям)[2]:

لَن تَرَانِي

«Ты никогда не сможешь увидеть Меня!» (Сура «Аль-Араф», 143)
В отношении Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) эта тайна реализовалась во время Вознесения – Мираджа. Он видел Аллаха без образа и без места и непосредственно от Него получил откровение.
Намаз, являющийся моментом духовного сближения и встречи с Аллахом, общине был подарен как мирадж – вознесение, которое должно ощущаться в душе молящегося верующего. Кроме того, количество намазов, которых вначале было предписано 50, в результате молитв и просьб Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было сокращено до 5-ти. Посланник Аллаха, бывший необученным грамоте сиротой, благодаря воспитанию и взращиванию Его Всевышним Аллахом, явился как Наставник человечества, Проводник истин таинственного, потустороннего мира и как Учитель школы Истины, как Вождь и Путеводная звезда.
Как сказал Зийя Паша:
«Стал учеником прилежным Он, и был Аллах Наставником Его!»
Пророк Муса (алейхис салям) принес с собой ряд предписаний.
Пророк Дауд (алейхис салям) был превосходен в части молитв-дуа, обращенных к Аллаху, а также стихотворных произведений молитвенного содержания – «мунаджат».
Пророк Иса (алейхис салям) был послан для обучения людей благочестию, набожности, довольствованию малым, умеренности в миру, добродетели и добропорядочности.
Пророк Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям) все это принес вместе с Собой. Принес предписания… Научил людей возносить Аллаху молитвы-дуа, очистившись от мирской грязи и облагородив свои сердца… Преподал уроки высокой нравственности на примере Своей собственной жизни, став идеальным образцом добродетели, добропорядочности для всего человечества…
Он изволил дать нам наставления по поводу того, что не стоит обманываться иллюзорной мишурой бренного мира…
Короче говоря, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сконцентрировал всю компетентность, все задачи в Своей личности и в Своих деяниях. Ему были присущи благородство происхождения, благовоспитанность, добрые нравы, деликатность, счастье красоты и совершенства.
Несомненно то, что одним из поворотных пунктов истории человечества было Его вступление в 40-летний возраст. Сорок лет прожил Он в обществе, погруженном в темноту и мрак невежественности. Большая часть тех прекрасных истин, которые Он предъявит позднее, в ту пору была еще неизвестна людям Его общины…
Он не был известен ни как государственный деятель, ни как проповедник, ни как имам-проповедник. Он не был известен не только как великий полководец, но даже как рядовой воин…
Никто не слышал, чтобы Он говорил об историях пророков и об ушедших народах, о Судном Дне, о Рае и об Аде. Он жил Своей исключительной, присущей лишь Ему, высоконравственной, благородной жизнью. Однако Он полностью изменился, когда возвращался домой с наставлением Всевышнего Аллаха из пещеры Хира…

[1] Ибн Сад, 1, 194.
[2] «Ты никогда не сможешь увидеть Меня!» (Сура «Аль-Араф»,143)
Муса (алейхис салям) прошел подготовительный этап для получения откровения от Всевышнего Аллаха в Синайской пустыне. Для этого ему было велено поститься в течение 30 дней, а затем еще, дополнительно, в течение 10 дней. Таким образом, полностью очистившись от всех естественных потребностей организма, он стал готов к получению откровения от Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах говорил с Мусой (алейхис салям) не при помощи таких физических средств, как голос или язык, а вечным без начала, всегда присущим Ему Атрибутом Речь – «Калям». 70 человек и Джабраил (алейхис салям), которые были приведены в качестве свидетелей, не услышали и не восприняли этого. Муса (алейхис салям) лишился чувств перед лицом этого Божественного проявления. Он потерял чувство времени и пространства и не ведал о том, где он находится, то ли в земном, то ли в потустороннем мире. В нем проснулось чувство великой любви к Всевышнему Аллаху и страстное желание видеть Его. В ответ на это сошел приказ Аллаха, который звучал так: «Лян тарани» – «Ты никогда не сможешь увидеть Меня!» Поскольку Муса (алейхис салям) испытывал желание видеть Аллаха, Господь хотел показать ему невозможность этого в этом мире и, повелев ему взглянуть на гору, сообщил, что если горе удастся устоять, то тогда и Муса (алейхис салям) сможет увидеть Его. Могуществом Аллаха гора была обращена в пыль. Муса (алейхис салям) при виде этой наводящей ужас картины лишился чувств. Очнувшись, он, прославляя имя Всевышнего Аллаха, обратился к Нему с просьбой о прощении его греха. Ибо он перешел границы дозволенного. Из этого Коранического повествования мы можем вынести следующее заключение: Аллах вечно существовал, как до создания пространства, не нуждаясь в нем, так и после его создания, и Его существование не меняется. Сущность Всевышнего Аллаха невидима в этом мире, однако проявления Его Атрибутов видимы. Вот почему Священный Коран, квалифицируя верующих, говорит о них так: «Они верят в невидимое, потустороннее».
Другая истина заключается в том, что человеческому сознанию недоступно восприятие Сущности Всевышнего Аллаха. Этот факт подтверждается тем, что Муса (алейхис салям), не выдержав, лишился чувств. Исходя из этого, в нашем мире Сущность Аллаха проявляется только Его Атрибутами и Действиями. И дело обстоит подобным образом потому, что Сущность Аллаха, Единственную, существующую вечно без начала, не способен воспринять и осознать никто из созданных по причине ограниченности их разума, основывающего свои суждения на таких созданных Всевышним понятиях, как время и пространство.
В ночь Вознесения «Мирадж» Пророк Аллаха был вознесен дальше «Сидратуль-Мунтаха». Туда, куда не могло попасть ни одно из живых созданий, включая и Джабраиля (алейхис салям). Там наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) получил напрямую от Всевышнего откровение.
Это два великих проявления Всевышнего Аллаха пророку Мусе (алейхис салям) и Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), к которым Всевышний Аллах обратился напрямую Своей Речью.