ПОДЕЛИТЬСЯ

Человек – существо, состоящее из души и тела. Поэтому наши обязанности делятся на два вида:
а) обязанности перед телом;
б) обязанности перед душой.
Обязанности перед телом.
1. Питаться правильно. Для того, чтобы иметь сильное и здоровое тело, необходимо быть внимательным к тому, что ешь и пьешь. Сказано в Священном Коране:

يَاأَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي اْلأرْضِ حَلاَلاً طَيِّبًا
Значение: «О люди! Из того, что есть на земле, ешьте только чистое и дозволенное Аллахом».468
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сильный верующий лучше и любимее Аллахом, чем слабый верующий469».
Отсюда ясно, что Пророк, хотел, чтобы мусульмане были сильными не только духовно, но и физически.
2. Беречь здоровье. Мусульманин обязан следить за своим здоровьем, а если заболеет, должен лечиться. Спросил один из арабов: «О, Пророк Аллаха! Разрешено ли лечение?». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, слуги Аллаха! Излечивайтесь от болезней своих, поистине, Аллах не ниспослал ни одной болезни, не дав от нее исцеления или избавления, за исключением одной». Спросили: «О, Пророк, что это?». Он ответил: «Старость».475
Наша религия запрещает употребление алкоголя и наркотиков, повелевает избегать всякого рода вредных воздействий на организм.
Один из величайших даров Всевышнего Аллаха – это здоровье. Человеку под силу сохранить этот дар. Если нет здоровья, трудно жить полноценной, счастливой жизнью. Человек зачастую не ценит здоровье. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Многие люди обманываются в двух вещах (т.е. не могут оценить две вещи): в здоровье и в свободном времени».471
Для того, чтобы сохранить здоровье, следует прислушиваться к советам врачей, например, делать прививки. Надо избегать нахождения в местах, где можно заразиться. Есть хадис нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), где сказано: «Избегайте проказы, как льва».472
Религия Ислам придает большое значение медицине. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) лечился от болезней сам, и советовал другим лечиться в соответствии с возможностями данного времени. Пророк сказал: «Нет из мусульман того, кого в болезни не очистил бы от грехов Аллах, подобно тому, как Он освобождает дерево от тяжести листьев».474
«Все, что посылается правоверному: головная боль, усталость, болезнь или печаль, даже просто грусть — есть искупление его грехов».476
В Исламе известны такие медики, как Абу Бакр Рады и Ибн Сина (Авиценна). По их книгам обучаются в Европе и в наше время. Лечение не противоречит упованию на Всевышнего Аллаха (таваккуль), наоборот, после того, как больной сделает все, что требуется для исцеления, искреннее упование и мольба необходимы.
3. Уделять внимание чистоте. Тело, одежда и жилище мусульманина должны быть чистыми. Чистота играет большую роль в сохранении нашего здоровья. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Чистота – половина веры».477
«Когда один из вас проснется, пусть вымоет руки свои прежде, чем прикасаться к посуде с водой (или другой домашней утвари), ибо неведомо, к чему прикасалась рука во сне».478
«Пять непременных условий естества человека: быть обрезанным, брить волосы в паху, обстригать ногти, брить волосы в подмышках и подстригать усы».479
«Надевайте белые одежды. Подлинно, они чище и приятнее. И заворачивайте в белый саван умерших».480
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал большое значение уходу за зубами. Он говорил: «Используйте мисвак».481
«Намаз, совершенный после использования мисвака, имеет семидесятикратное превосходство».482
«Употребляйте мисвак, ибо он очищает рот — это угодно Всевышнему Аллаху. Ангел Джабраиль столь настойчиво советовал мне пользоваться мисваком, что я испугался, не будет ли это вменено мне и моей общине как фард».484
«Если бы я был уверен, что не отягощу свою общину, я бы приказал использовать мисвак при каждом омовении».485
Мисвак – это зубная щетка, которую изготавливают из дерева арак, растущего в Саудовской Аравии. Для чистки зубов так же можно использовать современные зубные щетки, изготовленные из чистого сырья.
Обязанности перед душой.
1. Защищать душу от ложных убеждений.
2.Поддерживать в душе истинную веру и правильные убеждения.
3. Украшать душу истинными и полезными знаниями.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) о важности знаний сказал: «Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина».486
«Кто стремится к знаниям, приобретенные им знания являются искуплением его грехов».487
«Кто совершает путь для получения знаний, тот на пути Аллаха до возвращения».488
«Тому, кто следует по пути получения знаний, Аллах облегчает дорогу, ведущую в Рай».489
«Тот, кто, зная ответ, не ответит на заданный ему вопрос, в Судный День будет обуздан огнем».490
«Кто учится не ради Аллаха и хочет получить знания ради кого-то кроме Аллаха, пусть готовит себе место в Аду».491
4. Избавляться от нелицеприятных, пагубных мыслей и наклонностей.
5. Воспитывать в себе положительные черты характера.
Отрицательные черты характера: враждебность, гневливость, завистливость, лживость, неумение держать обещание, лицемерие, бесстыдство, неуважение к мусульманам, невоспитанность, безжалостность, трусость, лень, скупость, высокомерие, деспотич ность и несправедливость, нетерпеливость, грубость, использование без разрешения того, что дано на хранение, жестокосердие…
Положительные черты характера: дружелюбие, милосердие, правдивость, щедрость, храбрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение к старшим, человеколюбие, умение держать слово, вежливость, мягкость, благовоспитанность, умение прощать, скромность, умение сдерживать гнев, умение сдерживать язык.
Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал: «О, сын! Дружи с теми, кто поможет тебе в воспитании нафса. Пребывай на их лекциях. И не дружи с теми, кто помогает тебе следовать за устремлениями нафса. Вначале займись воспитанием своего нафса, и, воспитав его, займись другими. Занимаясь воспитанием других, не забудь воспитать и себя».

КУЛЬТУРА ГОСТЕПРИИМСТВА

1. Приглашать в гости Богобоязненных, добропорядочных, бедных людей, исключая при этом грешников (если же приглашать грешников, то с целью, рассказать им о религии и призвать не совершать запретного).
2. Не приглашать человека, присутствие которого смущает других гостей.
3. Не приглашать к себе только богатых людей.
4. Не засиживаться в гостях долго после приёма пищи.
5. Угощать гостя, не спрашивая, будет, ли он есть или нет.

КУЛЬТУРА ПРИЕМА ПИЩИ

1. Употреблять разрешенные (халяль) продукты. Сказано в Священном Коране: «О, уверовавшие! Вкушайте благую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если Ему вы поклоняетесь».492
В другой суре сказано: «Вкушайте наилучшую (халяль) пищу и вершите добро. Воистину, Я ведаю о том, что вы творите».493
Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал: «О, сын! Пища харам убивает сердца, а халяль – оживляет его. Есть пища, вкушая которую человек занимается только мирским, а есть пища, вкушая которую человек занимается ахырат. Есть пища, способствующая возникновению любви к Аллаху – Создателю обоих миров».
2. Мыть руки до и после еды. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Благословение пищи — в мытье рук перед едой и после».494
Не опаздывать к столу, заставляя других долго ждать.
3. Начинать еду с «Бисмиллях» и заканчивать словами (ду’а) «Альхамдулиллях». Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Если один из вас приступает к еде, пусть скажет «бисмиллях». Если же забудет сказать «бисмиллях», то вспомнив, пусть скажет «бисмилляхи авваляху ва ахираху».495
4. Брать ближний кусок. Есть правой рукой. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Скажи «бисмиллях», ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой».496 «Если один из вас ест, пусть ест правой рукой, и если пьет, пусть пьет правой рукой; подлинно, шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой».497
«Ни в коем случае не ешьте и не пейте левой рукой, потому что шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой».498
5. Брать кусок, который поместится в рот, и глотать его разжевав.
6. Не разговаривать с едой во рту. Не вести пустые разговоры.
7. Не брать следующий кусок, не проглотив предыдущий. Жевать сомкнув губы.
8. Не принимать в пищу не созревшие фрукты.
9. Не дуть на еду для того, чтобы остудить ее. Не вдыхать воздух в стакан во время питья. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда один из вас пьет, пусть не дышит в посуду, из которой пьет воду, и в отхожем месте пусть не прикасается к своей плоти правой рукой».499
Не пить на одном дыхании и с той стороны, где надколото или есть трещина.
Пророк пил в три приема, после каждого глотка вбирал в себя воздух и говорил так: «Бесспорно, это очень полезно, и вода вливается в тело, свободно проходя через горло».500
В другом хадисе Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:«Не выпивайте воду на одном дыхании, уподобляясь верблюду, а выпивайте за два или три приема. Скажите «бисмиллях» перед тем, как начать пить, и скажите «альхамдулиллях», когда вы попьете».501
10. Не совершать за столом неприятных для присутствующих действий.
11. Не допускать расточительства во время еды, не класть себе больше, чем можешь съесть. Сказано в Священном Коране: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих».502
12. Желательно доесть все, что в тарелке (куском хлеба следует собрать оставшееся и съесть).
13. Закончив, есть во время трапезы с джама‘атом, не надо уходить раньше других.
14. Первым начинает трапезу человек, старший по возрасту.
15. Нежелательно есть на улице.
16. Закрывать посуду. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Перед заходом солнца не пускайте детей на улицу, потому что в это время шайтаны заполняют все пространство. Спустя немного времени после захода солнца можете их выпускать. Закрой двери с упоминанием Имени Аллаха (например, Бисмиллях), погаси светильник с упоминанием Имени Аллаха, закрой сосуд с водой с упоминанием Имени Аллаха, закрой посуду с едой с упоминанием Имени Аллаха. (А если не найдешь, чем закрыть), положи что-нибудь (сверху). Тогда шайтан не сможет открыть закрытое. Тушите светильники, иначе (их) может задеть мышь, и случится пожар».503
Шейх Мухйиддин Ибн Араби (рахматуллахи алейхи) так объяснил этот хадис: «В году есть одна неизвестная ночь, в которую ниспосылаются все болезни. Эти болезни обязательно попадут в открытый сосуд с водой или едой».

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Так же, как мы внимательны во время еды к тому, что попадает в наш рот, следует следить за тем, что из него выходит, то есть за своими словами. Религия Ислам учит нас следить за своей речью.
Культура речи:
1) задумываться о последствиях сказанного;
2) не говорить слова, в которых нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни;
3) не перебивать речь другого, не говорить слова, которые могут обидеть;
4) разговаривать с людьми в соответствии с их статусом;
5) не хвалить кого-то чрезмерно;
6) не повышать голос, разговаривая со старшими;
7) не говорить много без необходимости;
8) при разговоре не кривить рот, не ставить себя выше других, не искать ошибки в речи собеседника;
9) не привыкать к плохим словам, не лгать, не давать ложную клятву, не злословить, не сплетничать, не обещать того, чего не выполнишь;
10) не говорить с насмешкой, не звать человека по кличке.
11) не выдавать чужие секреты.Когда спросили у нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), где путь к спасению, он ответил: «Храни свой язык».504
Сказал Имам Ар-Рифа’ий (рахматуллахи алейхи): «Твой язык подобен льву, если ты охраняешь его, то и он тебя охраняет, а если выпустишь его – он тебя съест».
В хадисах сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть говорит доброе или пусть молчит».506
«Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай».507
«Поистине, раб Аллаха может произнести слова, угодные Аллаху, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб Аллаха может произнести (такие) слова, которые вызовут гнев Аллаха чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в Ад».508
«Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выража­ют свою покорность языку, говоря: Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя, и если ты будешь придерживаться прямо­ты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы».509

ДРУГИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Наши глаза, уши, руки и ноги также нуждаются в воспитании и контроле. Для этого необходимо:
1. Руки и ноги удерживать от харама и от нанесения ими вреда другим.
2. Не смотреть с завистью, не смотреть на то, что запрещено, не следить за недостатками других, никого не беспокоить взглядом.
3. Не слушать ложь, сплетни и то, от чего нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни.
4. Не наносить вреда здоровью, чести или имуществу другого человека.