Увидев заголовок этого материала, кто-то обратится к поисковику за разъяснением термина «полигамия», а тот, кто больше осведомлён в таких понятиях, с неподдельным интересом примется за чтение.
Добрая половина женской аудитории может обойти стороной этот материал и не испытывать нервы педалированием больной для них темы. Следует сразу разъяснить нашим читателям, что данная публикация написана не в поддержку полигамии как таковой (многожёнства), но и не против этого социального конструкта.
Мы попытаемся разобраться, почему наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) неоднократно вступал в брак, чем его брачные союзы были вызваны и какую конечную цель преследовали.
Фактическим поводом для поднятия этой темы стало то, что у недоброжелателей и злопыхателей Ислама на протяжении столетий сформировался устойчивый образ мусульманина – восточного мужчины, который только и занят мыслями о создании и расширении собственного гарема. Полигамия для него в их представлении – не только навязчивая идея фикс, а почти такая же неотъемлемая часть его самого, как орган тела, продолжение руки, если хотите. И в многобрачии он, естественно, следует примеру Пророка ﷺ, который указал этот путь, но указал со многими оговорками, о которых недоброжелатели слышали, но не услышали.
Другими словами, им просто нет дела до глубокого осмысления этой проблематики, им не хочется копать глубже, а образ Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), тяготеющего к женским прелестям, идеально вписывается в их антиисламскую концепцию. Но как же всё было на самом деле?
Прежде всего, нужно понимать, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) был Посланником Божьим на Земле и всецело исполнял Его волю. Все его изречения, мысли или действия были одухотворены, они были продиктованы и жёстко регламентированы свыше.
Ведь «Он не говорил по своей прихоти. Это (Коран) – только откровение (от Всевышнего Аллаха), которое внушается Пророку». (сура Ан-Наджм: 3-4)
Этот коранический аят, естественно, не применим ко всем его действиям, ведь человеческую природу никто не отменял, как и социокультурную среду, в которой он вырос. Следовательно, мы не можем утверждать, что все брачные союзы, в которые вступал наш Пророк ﷺ, были Божьим наказом. Исключение составляют две женитьбы Пророка – на Аише, дочери Абу Бакра, и Зайнаб, дочери Джахша. Эти браки были Божьим велением, установкой свыше.
Но вернёмся к самому началу и мысленно перенесёмся в доисламский период (эпоху джахилии). Только представьте себе эту картину: кругом беззаконие, разгул проституции, в самой Мекке открыто и довольно успешно функционируют публичные дома, цветёт многоженство, причем в неограниченном виде, можно позволить себе и десять жен одновременно, а то и больше, было бы желание.
В этой распутной среде растёт ещё юный Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), который не женится вплоть до 25 лет, а в этом возрасте вступает в брак с 40-летней вдовой, госпожой Хадиджей (да будет доволен ею Аллах). Если кому-то разница в 15 лет покажется незначительной, то можно поставить себя на месте Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) – в расцвете сил жениться на 40-летней женщине и прожить с ней ещё 25 лет, пока она не дойдёт до пенсионного возраста.
Именно так поступил наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) – он в течение 25 лет (до своих 50 лет) делил с ней все свои горести и радости, и, что очень важно, она была единственной его женой. Разве мужчина с необузданными страстями поступает таким образом?
Более того, после смерти Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) Пророк (мир ему и благословение всевышнего) соединяет свою жизнь с дочерью Зам’и Савдой (да будет доволен ею Аллах), которой на тот момент был 71 год. Вы не ослышались, 71. Как и в случае с Хадиджей, разница в возрасте очевидна.
Овдовев, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) нуждался в спутнике жизни, который в какой-то степени возьмёт на себя роль матери и присмотрит за его детьми. Кроме того, Савда после смерти своего первого мужа должна была вернуться в свою семью, которая по-прежнему оставалась в язычестве и могла принудить её к отказу от Ислама. Брак с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего) стал для Савды счастливым и спасительным билетом.
Как вы понимаете, все последующие браки, в которые вступал Пророк ﷺ, состоялись после исполнения ему 50 лет и были обусловлены рядом факторов. К примеру, женитьба Пророка ﷺ на дочери Абу Бакра Аише и дочери Умара Хафсе (да будет доволен ими всеми Аллах) связала Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и указанных сподвижников крепкими родственными узами, что для перспектив Ислама было крайне важно.
Брак с Аишей (да будет доволен ею Аллах) вообще стоит особняком: она, будучи с ним в супружеской связи, получила уникальную возможность передать все жизненные стороны Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), о которых даже его ближайшие соратники не могли знать. И, как следствие, на счету у госпожи Аиши более двух тысяч хадисов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), переданных ею лично.
Женитьба Пророка (мир ему и благословение всевышнего) на дочери Хариса Джувайрии (да будет доволен ею Аллах) привела в Ислам все её племя Бану Мусталик. Потрясающая благодать, не так ли? Женитьба Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) на еврейке – дочери Хуяя Сафии (да будет доволен ею Аллах) – преследовала далеко идущие конфессиональные цели: ознакомить еврейский народ с мусульманской религией.
Брачный союз Пророка (мир ему и благословение Всевышнего0 с дочерью Абу Суфьяна Рамлой (Умму Хабибой) (да будет доволен ею Аллах) должна была смягчить сердце Абу Суфьяна (одного из непримиримых противников Ислама) и наставить его на путь Ислама, что по сути и произошло.
Мурад Гайдарбеков
Многоженство — это подарок Всевышнего, в котором заключена Его Мудрость. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого».