ПОДЕЛИТЬСЯ

По-мнению ханафитов и маликитов, выполнение всех фард намазов, кроме намаза джума, для каждого физически здорового и здравомыслящего мужчины является суннатом муаккада. Исходя из этого правила, можно сделать вывод, что женщинам, детям, умалишенным, больным, заключенным, пожилым людям и инвалидам посещение мечети для совершения пятничной молитвы необязательно. Предписание о выполнении намаза в обществе исходит из хадиса «Совместная молитва превосходит молитву (совершаемую им на рынке или у себя дома), более чем на двадцать ступеней».
Согласно мнению шафиитов, совершение намазов в коллективной форме является фардом кифая для каждого одетого (имеющего одежды для прикрытия наготы), свободного человека, который постоянно проживает в определенной местности. Таким образом, выполнение намазов всем обществом стало символом Ислама. Следовательно, если в какой-либо местности все жители не станут посещать общую молитву, против них мусульманское государство может предпринять самые суровые меры, вплоть до вооруженной борьбы. Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: ««Если не будут совершать (общую) молитву любые три (человека, живущие) в селении или в пустыне, шайтан обязательно возьмёт верх над ними, а поэтому вам нельзя отдаляться от общества, ибо волк пожирает лишь ту овцу, которая удаляется (от остальных)».[1]
Ханбалиты утверждают,[2] что выполнение намаза в коллективе является фард айном и в качестве доказательства приводят вышеприведенный аят:
«Когда же ты, (о Мухаммад!), находишься средь них и их ведешь при совершении молитвы, то пусть один отряд стоит с тобой и при себе оружие свое имеет».[3]
Этот же аят подкрепляется другим:
«И головы склоните вместе с теми, которые склонились предо Мной».[4]
Кроме этих аятов, ханбалиты опираются и на другие хадисы. Вот один из них: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, мне бы хотелось велеть насобирать дров, потом велеть призвать (людей) на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям (которые не пришли на молитву), и сжечь их дома дотла!»[5]
Согласно мнению ханафитов и шафиитов, чтобы коллективный намаз был действительным, вместе с имамом должно быть три человека. К этому числу можно отнести даже спящего младенца, так как Пророк (саляллаху алейхи ва саллям), совершая намаз тахадджуд, был имамом для маленького ибн Аббаса (радыяллаху анху). В другой раз Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) изрек: «Два человека и больше являются джамаатом».[6]

Посещение женщинами мечетей

Желательно выполнять фард намазы в мечети, а нафиль – у себя дома. Обращаясь к правоверным, Посланник (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «О люди, молитесь в домах своих, ибо, поистине, если не считать обязательных (молитв), лучшей молитвой является та, которую человек совершает у себя дома».[7] Предпочтение мечетей для выполнения намаза объясняется тем, что мечети всегда отличаются чистотой и святостью, а также тем, что они символизируют единство и силу мусульман, свидетельствуют о множестве верующих.
Однако с точки зрения посещения мечетей, для женщин, в отличие от мужчин, разработаны совершенно другие правила.
Женщинам преклонного возраста разрешается посещение мечетей для совершения намазов в коллективе. Что касается молодых женщин, то их хождение (по улицам) может вызвать различные кривотолки и разговоры, поэтому посещение мечетей для них является макрухом.
По-мнению Абу Ханифы, нет ничего предосудительного в посещении пожилыми женщинами намаза фажр, намаза магриб и намаза ииша. Но при посещении дневных намазов, как зухр и аср, они могут вызвать интерес у противоположного пола и послужить возникновению смуты. Обычно утром лицемеры и испорченные люди спят беспробудным сном, а вечером, во время намаза магриб, заняты приемом пищи. Абу Юсуф и Имам Мухаммад считали, что пожилые женщины спокойно могут посещать мечети для выполнения всех намазов и по этому вопросу даже издали специальную фатву.
Однако факихи-мутааххарун,[8] следующие воззрениям ханафитского мазхаба, утверждали, что так как в последнее времена нравы сильно испортились и люди открыто совершают аморальные поступки, посещение пожилыми женщинами коллективных намазов – пусть это будет пятничная, пусть праздничная или же просто прослушивание лекции – является макрухом.[9]
Шафииты и ханбалиты считают, что посещение мужских джамаатов женщинами (как молодых, так и пожилых, как красивых, так и неприглядных собой), является макрухом. Маликиты сюда же причисляют даже таких женщин преклонного возраста, которые никак не могут вызвать интерес у мужчин.
Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) сообщал своим сподвижникам, что женщины могут посещать мечети, но при этом он делал примечание, что для них лучше тот намаз, который выполнен дома. Вот некоторые хадисы: «Не запрещайте женщинам посещать мечети. Но (оставаться) дома для них предпочтительнее». В следующем хадисе говорится: «Если ваши супруги попросят у вас разрешения пойти вечером в мечеть, не отказывайте им».[10] В другом хадисе речь шла о том, чтобы женщины не посещали джамааты после использования благовонии.[11]
Как сообщала Умму Салляма (радыяллаху анха), однажды Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самая лучшая женщина – это та, у которой мечеть находится дома».[12]

Уважительные причины, при которых дозволяется не ходить в мечеть

Если нет никаких особых обстоятельств, лучше всего постоянно выполнять намазы вместе с обществом. Но в нижеследующих случаях дозволяется непосещение мечети:
1. Если человек настолько сильно болен или же лишен возможности двигаться, что не может сделать даже таяммум или же он незрячий. Небольшая головная боль, небольшое повышение температуры или же паралич некоторых конечностей, при котором можно двигаться, не могут считаться уважительной причиной.
Основанием для этого положения является следующий аят Корана, где Аллах повелел: «Он тягот никаких на вас не возлагает».[13] Известно также, что Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) при болезни не посещал мечеть и говорил своим близким следующее: «Передайте Абу Бакру, пусть он руководит намазом людей!»[14]
Следовательно, больные; слабые и беспомощные люди; инвалиды, лишенных конечностей; очень старые и пожилые люди; а также незрячие люди могут не посещать мечети.
2. Если существует опасение за свою жизнь, за свое имущество или за свою честь, или же существует вероятность усиления болезни после посещения мечети. Однажды Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) сказал: «У того, кто, услышав звуки азана, не ответит (не пойдет в мечеть) без уважительной причины, его намаз недействителен». Тогда сподвижники спросили: «О Расулюллах! А что представляет собой «узр» (уважительная причина)?» Он ответил следующее: «Страх или болезнь». [15]
3. Можно не ходить в мечеть и на пятничный намаз в дождливую погоду, когда грязь на дворе, в сильный холод и в жару в обеденное время. А также, если на улице в ночное время сильный ветер или густая темнота. Передают следующие слова Абдуллаха б. Умара (радыяллаху анху): «Когда мы были вместе с Мухаммадом (саляллаху алейхи ва саллям) и снаружи было очень темно или же была непролазная грязь, глашатай возвещал: «Совершайте намаз рядом со своими животными!»[16]
Снег и град также считаются уважительными причинами, чтобы не ходить в мечеть.
4. Если человек ощущает сильные позывы справить малую или большую нужды, так как подобные состояния препятствуют умиротворенному и проникновенному совершению намаза. Также считается уважительной причиной, если готово любимое блюдо, мучает чувство голода или жажды.
5. После употребления такой пищи, от запаха которого сложно избавиться. Например, человек, поевший луку или чеснока, не должен выходить в общество до тех пор, пока не пройдет запах, ибо Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) приказал: «Если один из вас поел лук или чеснок, пусть не подходит к нам, пусть не приходит в нашу мечеть и пусть сидит у себя дома!»[17]
6. Находится под стражей или быть лишенным свободы, так как Аллах повелел: «И не возложит Бог на душу груз, что больше, чем она поднимет». [18]
7. Заниматься изучением и обучением религии, а также решением религиозных вопросов и толкованием теологических текстов. Например, изучать или обучать фикх. Но крайне неправильно вследствие подобных занятий постоянно пренебрегать джамаатом. В отношении лица, который из-за лени или же, не придавая особого значения, не посещает мечети, применяется особая мера наказания в виде побивания палками. Кроме того, свидетельства такого лица не берутся во внимания во время судебных процессов. Но если же некто не посещает мечети только из-за того, что имам не отличается добродетельным поведением, его действия не подлежат наказанию.
Кто от души желает совершать намаз в коллективе, но в силу различных обстоятельств никак не может посещать джамаат, обязательно удостоится саваба за свои намерения.
Обобщив вышесказанное, ханафиты разработали 18 пунктов, согласно которым люди по уважительной причине могут не идти в мечеть. Это – дождь, холод, страх, темнота, нахождение под стражей, слепота, паралич, отсутствие рук и ног, болезнь, чесотка, грязь, слабость, старость, занятие фикхом, готовность желанного блюда, выход в путь, уход за больным, сильный ветер. Что касается ветра в дневное время, это не считается уважительной причиной, так как возможность широкого видения дает возможность защититься от всевозможных неприятных происшествий.

Повторное выполнение намаза джамаатом в мечети

Повторное чтение азана и икамат, выполнение намаза в коллективе в одной из квартальных мечетей считается макрухом. Квартальная мечеть – это мечеть, которая имеет определенного имама и сложившуюся общину. Но повторное коллективное выполнение намаза в мечети при нижеследующих обстоятельствах не является макрухом:
1. Если в квартальной мечети намаз совершает группа людей, которые не проживают в данной местности.
2. Если жители этого квартала выполняют намаз, предварительно прочитав азан тихо.
3. Выполнение намаза без чтения азана и икамата.
4. Если мечеть расположена вдоль дороги.
5. Если в этой мечети нет постоянного имама и муэдзина, вследствие чего люди совершают намаз по-отдельности.
Нежелательность повторного выполнения одного и того же намаза восходит к следующему эпизоду, случившемуся на заре Ислама: Однажды Пророк (салялаху алейхи ва саллям) направился в одну местность, чтобы примирить людей, между которыми возникли разногласия. Когда он вернулся, то узнал, что мусульмане выполнили намаз в коллективе. Он тут же пошел к себе домой, и, собрав своих домашних, совершил с ними намаз. Если можно было бы в мечети повторно выполнять намаз джамаатом, Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) предпочел бы совершить намаз в мечети.[19]
Образование в одной мечети нескольких джамаатов вносит разобщенность и вражду в ряды мусульман. Кроме этого, у некоторых может проявиться леность, в силу чего у них возникнуть мысль совершить намаз с последующим джамаатом.
Что касается мечетей, расположенных на краю дорог и местах отдыха, то здесь все люди обладают равными правами. Поэтому в таких местах нет ничего зазорного в повторном совершении намаза джамаатом.
Выполнение коллективного намаза раньше имама в той мечети, где есть специально назначенный или выбранный имам, является макрухом. Ханафиты даже считают это харамом, так как имам мечети является в тоже время «хозяином дома» и руководство общим намазом является только его прерогативой. Ибо Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Пусть никто не становится имамом в чужом доме, пока этого не позволит хозяин дома!»[20]

[1] Этот хадис приведен в сборниках Абу Давуду и Насаи. Ибн Хиббан отметил, что данный хадис достоверен по своему содержанию.
[2] ибн Кудама, аль-Мугни, 2/176; аз-Зухайли, 2/150.
[3] Сура ан-Ниса, 4/102.
[4] Сура аль-Бакара, 2/43.
[5] Бухари, Азан, 29, 34; Муслим, Масаджид, 251-254; Абу Давуд, Салят, 46; Тирмизи, Салят, 48; Насаи, Имамат, 49.
[6] Зайлаи, Насбур рае, 2/198; аль Касании, 1/156; ибн Абидин, 1/517; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/178.
[7] Тирмизи, Салят, 203; Малик, Муватта, Джамагат, 4.
[8] Улемы, жившие и трудившиеся на ниве науки в последние века.
[9] Ибнуль Хумам, Фатхуль кадир, 1/529; аль Майдани, аль Любаб, 1/83; ибн Абидин, 1/529.
[10] аш-Шавкани, 3/130.
[11] Муслим, Салят, 135, 138, 140; Абу Давуд, Салят, 52; ибн Маджа, Масаджид, 18; Дарими, Салят, 28; Ахмад бин Ханбал, 1/58.
[12] Ахмад бин Ханбал, 6/297, 301.
[13] Сура аль-Хадж, 22/78.
[14] Бухари, Анбия, 19; Азан, 46, 47, 51; Итисам, 5; Насаи, Имамат, 1, 17; Дарими, Мукаддима, 14; Ахмад бин Ханбал, 1/299; 4/ 312, 313, 5/361, 6/159, 202.
[15] Ибн Маджа, Масаджид, 17; Тирмизи, Мавакит, 48; Ахмад бин Ханбал, 3/348. В иснаде этого хадиса есть рави (передатчик) «мудаллис».
[16] аш-Шавкани 3/155.
[17] Бухари, Азан, 160; Итисам, 24; Муслим, Масаджид, 73; Атима, 49; Абу Давуд, Атима, 40; Ахмад бин Ханбал, 3/400.
[18] Сура аль-Бакара, 2/28
[19] аз-Зухайли, 2/163, 164.
[20] аш-Шавкани, Найлуль автар, 3/159; ибн Абидин, 1/516; ибн Кудама, 1/80; аш-Ширази, аль Мухаззаб, 1/95.