Вуду (малое омовение) – это омовение и протирание определенных частей тела. О пользе совершения омовения наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками, когда моет лицо, прощаются грехи, совершенные глазами, когда протирает голову, то прощаются грехи, совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе»(Муслим «Мусафирун», 294; Ат-Тирмизи «Тахара», 2).
Сообщается, что Абу Хурайра (радыйаллаху анху),сказал:«Я слышал, как мой любимейший друг(Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «(В Раю) украшения верующего (покроют собой) те места, которые он омывал»(Муслим «Тахарат» 40).
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) , передал, что (как-то) раз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришедший на кладбище, сказал: «Мир вам, о пребывающие в обители верующих, мы же, если пожелает Аллах, присоединимся к вам /Ас-саляму ‘аляй-кум, дара каумин му’минина, ва инна ин ша’а-Ллаху би-кум ляхыкуна/, и я бы хотел, чтобы мы увидели наших братьев!» (Люди) спросили:
«А разве мы не являемся твоими братьями,о Посланник Аллаха?» (В ответ Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)) сказал:
«Вы — мои сподвижники, а моими братьями являются те, кто ещё не пришёл в мир (этот)». Они спросили:
«Как же мы узнаем тех (членов) твоей общины, которые ещё не пришли (в мир этот), о посланник Аллаха?» (Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)) сказал:
«Скажите мне, если у человека есть лошади с белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на ногах, которые находятся среди лошадей тёмной масти безо всяких примесей, разве не узнает он своих лошадей?» Они сказали:
«Конечно, узнает, о посланник Аллаха!» (Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)) сказал:
«Поистине, благодаря омовению они придут, сияя белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах, а я уже буду ожидать их у водоёма»(Муслим, «Тахара» 39, Ибн Маджа, «Зухд» 36).
Фарды омовения
1. Мыть лицо 1 раз.
2. Мыть руки, включая локти, 1 раз.
3. Протереть 1/4 часть головы.
4. Мыть ноги, включая щиколотки, 1 раз.
При невыполнении одного из фардов, омовение считается недействительным.
СУННА ОМОВЕНИЯ
1. Намерение совершения омовения.
2. Начинать с «А‘узу»([А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим]), «Бисмиллях([Бисмилляхир-Рахманир-Рахим])».
3. Сначала вымыть кисти рук.
4. Чистить зубы используя сивак(сивак-палочки из веток дерева арак, произрастающего в Саудовской Аравии(СМ,главу «ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ»), щетку или палец.
5. Совершать омовение без пауз, так, чтобы, омывая одну часть тела, другая не успела высохнуть.
6. Во время мытья частей тела протирать их руками.
7. Полоскать рот 3 раза.
8. Непостящемуся – полоскать рот тщательно.
9. Промыть нос 3 раза: правой рукой набирать воду в нос, а левой высмаркиваться.
10. Соблюдать последовательность.
11. Мыть каждую часть тела по 3 раза.
12. Начинать омовение с правой стороны.
13. Начинать мытье рук и ног с пальцев.
14. Если есть густая борода, мыть ее, прочесывая пальцами.
15. Сдвигать кольцо на пальце.
16. Протирать уши.
17. Протирать шею.
18. Протирать всю голову.
19. Мыть между пальцами.
Как совершается омовение
Сначала засучиваются рукава. По возможности следует повернуться к Кыбле. Сделать намерение совершения омовения ради Аллаха и произнести: А‘узу билляхи минаш-шайтанир-раджим, Бисмилляхир-Рахманир-Рахим.
Вымыть кисти рук 3 раза. Если на пальце есть кольцо, то во время мытья рук нужно сдвинуть его, – чтобы вода попала под него. Набирая воду правой рукой, 3 раза прополоскать рот. 3 раза промыть нос, набирая в него воду правой рукой и высмаркиваясь левой. 3 раза вымыть лицо. 3 раза вымыть правую, а потом левую руки, включая локти. Намочить ладони и протереть ими голову. Еще раз намочить руки и протереть уши так, чтобы указательные пальцы находились внутри, а большие – снаружи ушей, после чего тыльной стороной пальцев протереть шею. 3 раза вымыть правую, а затем левую ноги, включая щиколотки. При этом следует обращать внимание на то, чтобы вода протекала между пальцами. После омовения следует повернуться к Кыбле и произнести Исламские свидетельства. Так совершается омовение. Существуют специальные дуа (мольбы), которые читаются при совершении омовения. Их чтение желательно, однако омовение считается полным, даже если эти дуа не были прочитаны.
Дуа после омовения
اَللهُمَّ اجْعَلْنِي
مِنَ التَّوَّابِينَ
وَ اجعَلْنِي مِنَ
الْمُتَطَهِّرِينَ
Аллаахумма-дж’альни минат-тав-вабина
ва-дж’альни миналь-мутатаххирин
Значение: «О Аллах, сделай меня из числа кающихся и сделай меня из числа очищающихся!»
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (МАКРУХ)
ПРИ ОМОВЕНИИ
1. Излишний расход воды.
2. Чрезмерная экономия воды.
3. Плескание воды на лицо или на другие части тела.
4. Разговоры во время омовения без необходимости.
5. Совершение омовения в нечистых местах .
6. Сморкаться правой рукой.
7. Пользоваться чьей-либо помощью,без необходимости.
Совершающий омовение должен стараться избегать всего этого.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ ОМОВЕНИЕ
Омовение нарушает:
1. Выделение из любой части тела крови, гноя или жидкости из раны (если они растекаются).
2. Рвота (если рвотные массы наполнили рот).
3. Кровь изо рта, если ее больше, чем слюны, или столько же.
4.Естественные оправления (в т. ч. и газы)
5. Опьянение,обморок или приступ эпилепсии.
6. Громкий смех во время намаза.
7. Сон (лежа или прислонившись к чему-либо).
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ БЕЗ ВУДУ?
а) Совершать намаз.
б) Прикасаться к Корану
в) Совершать саджда тиляват (см.раздел «Саджда тиляват»).
г) Совершать обход вокруг Каабы.
СОСТОЯНИЕ `УЗР (ПРОСТИТЕЛЬНОЕ)
Если у человека по причине болезни или иной слабости не прекращаются обстоятельства, нарушающие омовение (вуду), то его состояние называют `узр (простительное). Правила омовение в этом состоянии являются одним из облегчений, нашей религии.
Если из носа или из какой-нибудь раны идет кровь или гной, если непроизвольно выделяется моча, — следует дождаться окончания выделений, сделать омовение и совершить намаз. Однако, если подобные выделения продолжаются на протяжении всего времени намаза и не прекращаются даже во время омовения, это считается простительным (`узр). Находясь в таком состоянии, после наступления времени намаза, следует сделать омовение и совершить намаз. Если на протяжении времени для намаза не было обстоятельств, нарушающих омовение кроме тех, которые считаются простительными (`узр), то разрешается совершать не только обязательные, но и другие намазы, например, када(када-долг за невыполненный вовремя обряд) или нафиль(дополнительный намаз).
Омовение в состоянии `узр нарушается с исходом времени намаза. Поэтому, для того, чтобы совершить намаз в состоянии `узр, необходимо омовение, совершенное во время этого же намаза.