ПОДЕЛИТЬСЯ

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Часто вспоминайте о смерти! Ибо это оберегает человека от грехов и отдаляет его от бренного мира. Если вы станете размышлять о смерти, будучи богатым, то это оградит вас от пагубного влияния богатства. Если вы будете размышлять о смерти, пребывая в бедности, то это поможет вам быть довольным вашей жизнью» (Суюти, Джамиус-Сагир, I, 47).

«Вспоминайте о смерти и о том, что тело и кости сгниют! Для того, кто желает вечной жизни, бренная жизнь теряет блеск» (Тирмизи, Кыйамат, 24). «…Аллах любит того, кто часто вспоминает о смерти» (Хайсами, X, 325).

«Часто вспоминайте о смерти, которая обрывает все удовольствия земной жизни» (Тирмизи, Кыйамат, 26).

Поэтому последователи тасаввуфа, каждый день посвящают определенное время размышлениям о смерти, обретая в этом душевную пробужденность. Тафаккур (глубокое размышление) о смерти является особым средством для отстранения от телесных желаний и раскрытия духовного потенциала. Благодаря духовной подпитке, полученной в результате таких размышлений, они избавляются от неверных и пустых поступков и стремятся постоянно заниматься праведными делами и совершать благое. Согласно одному риваяту, благородный Али часто посещал могилы. Однажды его спросили: О Али! Что с тобой происходит? Ты поселился рядом с могилами?! На что благородный Али ответил: Я узнал, что они – преданные соседи! Ибо не делают ничего плохого и (своим состоянием постоянно давая нам урок в назидание) напоминают об ахирате! (Ибн Аби Шейба, «Мусаннаф», VII, 102/34514).

Один из праведных дал такой совет, как человеку избежать беспечности, украсить свой жизненный путь праведными делами и наполнить бесконечной благодарностью и довольством:138 «Время от времени посещай больницы и навещай больных! Рассуждай над тем, что ты здоров и не страдаешь от таких ужасных болезней, и благодари за свое состояние Господа!

Время от времени посещай тюрьмы и задумайся о жизни заключенных там людей, наполненной тысячами мучений! Задумайся над тем, что ты тоже можешь оказаться на месте тех, кто в порыве гнева или помутнения рассудка совершил преступление, а также тех, кто, попав в неволю, испытывает невыносимые страдания! Благодари Всевышнего Аллаха за то, что Он уберег тебя от такого положения! Помолись за благополучие тех, кто там находится! Посещай кладбища и прислушайся к безмолвным стенаниям, которые поднимаются над надгробными плитами!

Задумайся над тем, что не будет никакой пользы от сожалений после смерти! Знай цену времени! Молись о прощении грехов за тех, кто покоится в этих могилах! Старайся все свое оставшееся время проводить в восхвалении, благодарении и поминании Аллаха!» Действительно, самый лучший способ, заставляющий человека задуматься о смерти и о вечном мире, – это посещение могил. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Раньше я запрещал вам посещать могилы… Теперь вы уже можете это делать. Ибо посещение могил будет вам напоминанием о смерти» (Тирмизи, Джанаиз, 60; См. Муслим, Джанаиз, 106).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) в начале пророчества запретил посещение могил, так как видел в этом угрозу возврата к ширку. Ибо во времена джахилии люди считали, что души их предков обрели святость, а также посещали могилы, чтобы похвастаться многочисленностью своего рода, на которую указывало большое количество могил их усопших сородичей. Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запретил посещение могил, чтобы искоренить этот невежественный обычай.

Однако после того как Ислам набрал силу, и Единобожие укрепилось в сердцах, не осталось места для переживаний по поводу того, что люди снова начнут поклоняться могилам, надеяться на их помощь и приписывать им святость. Поэтому наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) позволил посещение могил и даже поощрял это. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) часто навещал усопших сахабов, похороненных на кладбище аль-Баки, а также могилы шахидов, павших в битве при Ухуде.

Как передала мать всех правоверных благородная Айша, Посланник (салляллаху алейхи ва саллям) в последнюю часть каждой ночи, которую он проводил с ней, отправлялся на кладбище аль-Баки, где приветствовал его обитателей и читал молитвы. Однажды ночью ангел Джибриль (алейхиссалям) посетил пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и обратился к нему со словами: «Твой Господь повелевает тебе отправиться к обитателям аль-Баки и молиться о прощении их грехов!» Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сразу последовал этому приказу и посетил кладбище аль-Баки (Муслим, Джанаиз, 103).

Как передает Абдуллах бин Абу Фарва: «Пророк навестил могилы шахидов, павших в битве при Ухуде, и сказал: «О мой Аллах! Твой раб и пророк свидетельствует о том, что они – истинные шахиды. И с этого времени и до самого Судного дня тот, кто навестит этих шахидов и поприветствует их, сам удостоится их приветствий» (Хаким, III, 31/4320).

Также пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) научил благородных сахабов словам, которые нужно произносить при посещении кладбища: «Приветствую вас, о правоверные обитатели этого места! Иншааллах, мы тоже в скором времени присоединимся к вам. Я желаю, чтобы Аллах простил нас и вас» (Муслим, Джанаиз, 104). Один из великих табиинов, Имам Шаби сказал: «Когда у ансаров умирал кто-то из близких, они часто навещали его могилу и там читали Священный Коран» (Абу Бакр ибн Халлал, «аль-Кираа индаль-Кубур», Бейрут 1424, стр. 89, № 7.142).

Каждый мумин при посещении кладбища сначала должен поприветствовать всех его обитателей и помолиться за них, затем по возможности прочитать аяты Корана и задуматься над тем, что однажды и он окажется здесь. Один из праведников, благородный Хатам аль-Асам сказал: «Тот, кто при посещении кладбища не молится за его обитателей и не задумывается о себе (своем конце), считается предавшим не только себя, но и тех, кто там покоится» (Ихья, IV, 868). Как передает Суфьян ибн Уяйна: «Потребность усопших в молитве больше, чем потребность живых в питье и пище» (Суйюти, «Шархус-Судур», Ливан 1417, стр. 297).

Что касается разрешенности шариатом чтения Священного Корана у изголовья могилы, то все ученые-богословы пришли к единому мнению. Имам ан-Навави в своем произведении «Шархуль-Мухаззаб» писал: «Для тех, кто посещает кладбище, чтение Корана в меру его возможностей и последующие молитвы за его обитателей считаются мустахабом (желательным)» (Суйюти, «Шархус-Судур», Ливан 1417, стр. 303).

Согласно Куртуби, во время чтения Корана у могилы ее обитатель слышит эти аяты и, благодаря щедрости Аллаха, удостаивается саваба как от чтения, так и от прослушивания Священной Книги. Поэтому он достигает божественной милости. Кроме того, если усопший не услышал благословенные аяты, то саваб от кираата (чтения Корана), совершенного для него, достигает его так же, как достигают умерших воздаяния от садака и молитв. В одной их книг ханафитского мазхаба – «Фетава Кадихан» сказано: «Если человек намеревается донести чтение священных аятов до умерших, то ему следует читать Коран возле их могил, если у него нет такого намерения, то Всевышний Аллах услышит кираат в любом месте» (Суйюти, «Шархус-Судур», Ливан 1417, стр. 304).

Другими словами, человек может читать Коран и дарить саваб за свое чтение кому-либо везде, где пожелает. Однако если он сделает это возле могилы усопшего, то станет способствовать тому, что перешедший в мир иной помимо саваба от слушания Корана, обретет милость и спокойствие, ниспосылаемые Всевышним Аллахом в этот момент. Чтение Корана во время посещения могил разрешено иджмой Иджма: (В Исламской юриспруденции существует четыре основных доказательства: Коран, Сунна, кийас-и фукаха (книги ученых четырех мазхабов) и иджма-и уммат (согласованное мнение ученых)) (единодушным мнением), которая существует вот уже 1400 лет.

Для того чтобы умершие смогли через чтение Корана удостоиться милости Создателя, принято читать суру «Йасин». В одном из благородных хадисов сказано: «Йасин – сердце Корана. Если кто-либо станет читать его, чтобы достичь довольства Аллаха и, желая обрести место в вечном мире, грехи того обязательно будут прощены. Читайте суру «Йасин» и для усопших» (Ахмад, V, 26).

Для духовной пользы усопших можно читать и другие суры и аяты Корана. В одном из многочисленных риваятов относительно этого сказано: «Если кто-либо из вас умрет, то сразу же отнесите его на кладбище. Когда будете его хоронить, пусть один из вас прочтет у его изголовья суру «аль-Фатиха», а другой у его ног – последнюю часть суры «аль-Бакара» (Аманар-расулю)» (Табарани, «Кабир», XII, 340; Дайлами, I, 284; Хайсами, III, 44). Имам аш-Шафии (рахматуллахи алейхи) сказал: «Чтение аятов и сур Корана у изголовья могилы считается мустахабом. А полностью прочесть Коран (совершить хатм) – еще лучше» (Навави, «Рийазус-Салихин», Бейрут, стр. 293.145).

Следовательно, посещение могил, приветствие обитателей могил, молитвы о прощении их грехов, а также чтение Корана для их блага – все это причина приобретения усопшими милости Аллаха. Посещение могил с соблюдением правил исламского этикета является средством получения многих благ. Размышления о смерти обязательно растворят ненасытные желания нафса, сделают сердце более чутким, склонным к благочестию, избавят от беспечного времяпровождения в бренном мире, к которому исчезнет отношение, как к постоянному пристанищу.

Могилы подобны зеркалам, отражающим будущее каждого из нас. Если человеку удастся как можно чаще видеть в них свое отражение и получать назидания, то он избавится от растрачивания своей жизни на пустые прихоти и увлечения. Таким образом, посещение могил является самым лучшим способом подготовки к вечной жизни. Именно поэтому наши предки располагали кладбища, в основном, перед мечетями и внутри города. Благодаря этому люди, проходящие мимо, имели возможность прочитать суру «аль-Фатиха» за души умерших и таким образом способствовать получению ими милости Аллаха, а также предаваться глубоким размышлениям о смерти и о том, что их ждет такая же участь.

С другой стороны, при посещении могил следует строго избегать неправильных действий: например, зажигать свечи у изголовья могил, привязывать ленты или лоскутки, а также напрямую просить помощи у тех, кто там покоится… Ни в коем случае не следует забывать о том, что каким бы великим человеком ни был усопший, нельзя у него ничего просить. Необходимо обращаться с мольбой только к Всевышнему Аллаху ради высокого положения и почета умершего перед Всевышним. Единственный, к кому следует обращаться с просьбами, – это Истинный Вершитель, то есть Всевышний Аллах, без повеления которого ни один раб не сможет совершить ни благого, ни плохого поступка.

Поэтому обращаться к кому-либо из праведников, когда их нет рядом, или их уже нет в живых, с такими невежественными словами, как: «О такой-то человек! Дай мне здоровья! Удовлетвори эту мою потребность!», является большой ошибкой, которая ведет к ширку. Следует категорически избегать этих и подобных им выражений, которые могут пошатнуть в человеке акыду (вероубеждение) Единобожия.

Необходимо строго избегать всякого рода высказываний с просьбой о помощи в преодолении материальных и духовных трудностей, а также об управлении природными явлениями, обращенных к кому-либо другому, кроме Всевышнего Аллаха. Обязанность каждого верующего – предостерегать и наставлять на прямой путь тех, кто по причине беспечности или невежества совершает действия, ведущие к ширку. Однако те, которые, мотивируя борьбой с чрезмерностью и излишествами в данном вопросе, считают ширком посещение могил, осуществленное по всем правилам адаба, совершают обратную ошибку. Ислам, как и в любом другом вопросе, в отношении посещения могил придерживается золотой середины. Самым лучшим примером правильного поведения при посещении кладбища (без всяких излишеств и отступлений) являются пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и его благородные сподвижники.