ПОДЕЛИТЬСЯ

Абдуссалям ибн Сулейман, известный как Ибн Машиш, потомок Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) по линии его (мир ему и благословение Аллаха) внука саййида Хасана  (да будет доволен им Аллах)  по линии основателя Феса саййида Идриса (да будет доволен им Аллах), родился около 559-го (по другой версии 563-го) г. по хиджре в деревне, расположенной у подножия горы Джабаль Алям недалеко от Титуана[1] на севере Магриба, где один из его благородных предков поселился среди берберов.

Его родословная 

Он — Абдуссалям бин Сулейман бин Аби Бакр бин Али аль-Алями бин Бухарма бин Иса бин Салям аль-Арус бин Ахмад Мизвар бин Али Хайдар бин Мухаммад бин Идрис ас-Сани бин Идрис аль-Авваль бин АбдуЛлах аль-Камиль бин аль-Хасан аль-Мусанна бин аль-Хасан ас-Сибт бин Али бин Аби Талиб и Фатима аз-Захра, дочь Посланника Аллаха Мухаммада бин Абдуллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Его предки

Саййид имам мауляна Идрис Второй после смерти оставил 12 сыновей, которых их бабушка Канза разослала по всему Марокко. Один из их потомков стал очень важной фигурой в развитии суфизма. Мауляна Али Хайдар, внук Идриса Второго получил байа в качестве имама и правителя Феса в 221-м году (836). Однако до своей смерти (в 234-м году) он не успел назначить своего сына мауляну Ахмеда Мизвара своим наместником, и имамат идриситов перешел в руки его двоюродных братьев, сыновей мауляны Умара ибн мавляны Идриса Второго, которые жили в районах Хабта и Гумары на севере Марокко. Таким образом мавляна Ахмад Мизвар отошел от политики и посвятил свою жизнь поклонению, отрешившись от мирского. До наступления десятого века, прямо перед тем, как государство идриситов стало связующим звеном между фатимидами Африки и омейядами Испании, он переехал из Феса на север Марокко и обосновался в Хаджар ан-Наср (откос орла), крепость в районе Хабта среди берберских племен Ахлю Сариф, Бану Юсуф и Сумата

Племена, живущие у подножия горы Джабаль Алям избрали мизвара[2], правнука мауляны Идриса Второго, своим духовным лидером. Когда по местной традиции старейшины племен просили мауляну Ахмада Мизвара дать им кого-то из своей семьи для участия в  собраниях и чтения зикра для того, чтобы получить баракат Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), он выбирал своего сына, Абдуссаляма (которого называли Сиди Селлям). Для того чтобы возвеличить юнного шарифа, они стали называть себя Бану Арус — сыны жениха[3], под этим именем они известны и по сей день. Последующие семь поколений потомки Сиди Селляма жили среди берберов Бану Аруса, сохраняя репутацию праведников, которая основывалась на их хассанидском происхождении. Примерно в 530-м году (1135) у шарифа из этого племени, которого звали Абу Бакр ибн Али родился ребенок по имени Сулейман, которого затем назвали Машиш (котенок — берберский).

В 559 или 563 году по хиджре (1146-1148) у него родился сын Мауля Абдуссалям, который стал отцом суфизма Марокко.

Его рождение

В шестом веке по хиджре Любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в районе Гимара, в северном Марокко в благородной семье рода Бани Арус родился мальчик. В этом племен было много семей шурафа, и многие из них полностью знали Коран.

В день рождения этого мальчика в тысяче миль вдали от этого места вали Аллаха шейх Абдуль-Кадир Джилани, чья нога находилась на шеях авлия, из-за его статуса перед Аллахом, услышал голос: «О Абдуль-Кадир, подними свою ногу с горла людей Запада, поскольку сегодня родился кутб Марокко». Абдуль-Кадир вышел в путь и не останавливался до тех пор, пока не достиг Марокко, взобрался на гору Джабаль Алям, где жила семья этого ребенка[4].

Он обратился к Машишу с просьбой увидеть его сына. Тогда к нему привели старшего сына, шейх Абдуль-Кадир сказал, что это не тот ребенок. Когда отец вывел всех сыновей, сказав, что больше нет никого, кроме грудного ребенка, который родился несколько часов назад, шейх Абдуль-Кадир сказал, что именно его он и хочет видеть. Когда принесли ребенка, величайший вали Аллаха взял его, положил на него руки и обратился к Аллаху с дуа за него.

Этим ребенком был Мауля Абдуссалям ибн Машиш, познавший Аллаха, шейх суфиев, отец шазилийского тариката. Потомок Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по линии основателя мусульманского Марокко саййида Идриса, с первого дня своей жизни удостоенный дуа одного из величайших вали, неудивительно, что мальчик вырос именно тем, кем мы его знаем. У него был такой же карамат, как у шейха аль-Джиляни: с появлением месяца в Рамадан (первый день Рамадана) и до наступления дня Ид-аль-Фитра он с самого детства в светлое время суток отказывался от грудного молока, ожидая призыва на вечернюю молитву.

 Воспитание и образование

Воспитание и образование шейх Абдуссалям получил такое же, как и все мальчики этого племени. Он был воспитан традиционным образом (изучая исламские науки) и был исключительным учеником. К 12-ти годам он выучил Книгу Аллаха в семи вариантах чтения. Он учился у многих учителей, среди них великий факих Сиди аль-Хадж Ахмад Актран, у которого он учился захир наукам, включая Мудаввана по маликитскому мазхабу. Он изучал Коран и маликитский фикх у идриситских шарифов[5] племени Бану Арус. Он также учился у выдающихся суфиев Салима из Кабилята Бани Юсуфа и шарифа Ахмада Акатрана Асаляни из Кабилята Бани Абрадж около современной Тазы.

Известно, что в тарикат он вступил еще в семилетнем возрасте, тасаввуфу обучался у Абдуррахмана ибн аль-Хусейна аль-Аттара, торговца специями из Сабты, которого называли аз-Зайят или аль-Мадани потому что он жил в квартале торговцев маслом в Медине, там же по сей день находится его могила. Первая встреча шейха с Абдуррахманом аль-Аттаром произошла, когда ему было семь лет.
Он зарабатывал на жизнь своими руками, обрабатывая землю. Одно время он жил в Сабте, преподавая детям Коран. Второй период его жизни характеризуется участием в джихаде против армии Альмохедов в Андалузии. Третий период его жизни — уединение и размышление на горе Джабаль Алям. Именно в это время произошла встреча двух устазов — имама Ибн Машиша и имама Шазили, куддиса сиррухума.

Встреча с имамом аш-Шазили

Важнейший шаг в распространении учения мауляны Абдуссаляма ибн Машиша сделал маййид Абуль-Хасан аш-Шазили (ум. 656 — 1241), который стал учеником шейха на горе Джабаль Алям. Несмотря на то, что Абуль-Хасан был родом из племени Ахмас в Гумаре, которая находится рядом с Джабаль Алям, где жил устаз, он не нашел его, пока не пропутешествовал некоторое время в возрасте 25-ти лет на Восток. Он совершил хиджру, чтобы учиться в Багдаде у саййида Абуль-Фатха аль-Васити (ум. около 642), наставника Ахмада ар-Рифаи (ум. 678). Именно он сказал шейху Шазили вернуться обратно домой, чтобы найти того наставника, которого он искал. И тогда он вернулся и нашел в описанном месте великого суфийского учителя Мауля Абдуссаляма, который стал известен нам как Кутб Запада, в то время как Абдуль-Кадира Джиляни назвали кутбом Востока.

Много историй содержат книги суфиев о статусе шейха и его мудрости. Его великий ученик Абуль-Хасан аш-Шазили, вспоминает момент когда он встретил шейха:

«В начале моего пути я путешествовал в поисках Аллаха, и у меня наступило состояние нерешительности. Я думал, должен я отрешиться от этого мира и погрузиться в постоянное поклонение Всевышнему или должен вернуться в город и искать общества ученых и праведных. До меня дошла новость, что на вершине горы неподалеку живет вали, и я взобрался на эту гору, чтобы встретиться с ним. К моменту, как я поднялся, уже стемнело, и я сказал себе: «Не входи к нему в столь позднее время». И я слышал приглушенный голос, взывающий к Аллаху:

О Аллах, поистине, люди просят у тебя, чтобы ты облегчил им отношения с Твоими творениями, и Ты, поистине, подчинил их им, и они были рады этому. О Аллах, я прошу у тебя презрения Твоих творений, чтобы у меня не было другого убежища, кроме Тебя.

И я сказал себе:

Смотри, каких глубин достиг этот шейх.

Следующим утром я вошел к нему, дрожа от трепета.

Я спросил:

Как вы поживаете?

Он ответил:

Я жалуюсь Всевышнему на холод довольства и покорности (бард ар-рида уа-т-таслим) так же, как ты жалуешься на охвативший тебя жар планирования и свободы выбора (харр аль-тадбир уаль-ихтияр).

Я сказал:

Мне прекрасно известен жар планирования и свободы выбора, но что такое холод довольства и покорности?

Он ответил: «Я боюсь, что их сладость (сладость поклонения) может отвлечь меня от самого Аллаха.

Шейх Абуль-Хасан аш-Шазили сказал:

Мой дорогой [Ибн Машиш] посоветовал мне: «О Абуль-Хасан, не делай ни одного шага, кроме как надеясь получить за него вознаграждение Аллаха, и не сиди, кроме как если ты в безопасности от ослушания Аллаха, и не разделяй общество кого-то, кроме тех, кто помогает тебе в послушании Аллаху, и не выбирай для себя никого, кроме тех, кто укрепит тебя в убежденности… как же мало таких!

Шейх Абдуссалям ибн Машиш  принял смерть шахида от рук Абу Таваджина, который объявил себя пророком. У него в распоряжении была група джиннов, которая выполняла все его поручения, а однажды задержалась при возвращении к нему. Когда он потребовал от них объяснения, они сказали, что взобрались на гору, где один человек проводил свое время в поклонении, и, приблизившись к нему, они были поражены ярким светом, от которого их разорвало на вспышки. Услышав это, Абу Таваджин рассвирипел от злости и послал своих прихвостней убить Ибн Машиша. Они застали шейха утром, когда он готовился совершить намаз, и напали на него. Как только они убили шейха, на них спустился густой туман, подталкивая их в ущелье, и никому не удалось спастись. Что до Абу Таваджина, армия муваххидунов из Себты, услышав о его мерзком поступке, выступила в путь для того, чтобы освободить местность от этого бедствия.

Так Абдуссалям был отомщен, а лжепророк был убит. Место, где лежит тело лжепророка, до сих пор остается ненавистным. Говорится, что тот, кто проходит мимо его могилы, испытывает сильное желание сходить по нужде, и эта могила представляется как единственное подходящее место для этого. Таково воздаяние для того, кто убивает вали Аллаха и наносит вред чистой семье Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Таким образом, шейх Абдуссалям ибн Машиш умер шахидом на пути Аллаха, он ушел в другой мир, дав миру трех великих учеников: Ибрахима Дусуки, Ахмада аль-Бадави, Абуль-Хасана аш-Шазили   — и тех, кто следует их пути.

Мауляна Абдуссалям был похоронен на том месте, где совершал поклонение, — на вершине горы Джабаль Алям. На его могиле растет большое дерево, накрывающее своими ветвями тех, кто приходит, чтобы посетить одного из величайших вали Аллаха. Ветви этого дерева многократно переплетаются, и они раскинуты столь же далеко от его корней, как множество мужчин и женщин, которые последовали путем Аллаха за его учениками, которые распространили шазилийский тарикат по всему миру и всем его уголкам. И все они питаются от его нура, который дал ему Аллах и который и сейчас бежит по венам его последователей. Из скромных корней вырос могущественный дуб.

Принципы шазилийского тариката

Шазилийский тарикат построен на принципах Шукра и Махабба — благодарности Аллаху и любви к Нему. Мауляна Абдуссалям ибн Машиш следующими словами  описал весь путь тариката своему величайшему ученику, который, в свою очередь, написал это в своем наставлении братьям:

Ищи четырех вещей после других четырех:

  1. любовь к Аллаху,
  2. довольство Волей Аллаха,
  3. равнодушие к мирским вещам,
  4. полагание на Аллаха.

Достигай этих четырех после этих четырех:

  1. выполнение велений Аллаха,
  2. избегание того, что Он запретил,
  3. терпение держать далеко от всего, что тебя не касается,
  4. оставление всего, что отвлекает тебя (от поминания) и уводит в сторону.

Если бы это наставление было единственным знанием, которое бы у нас было от шейха Ибн Машиша, куддиса сирруху, то этого было бы достаточно для того, чтобы доказать его глубокое понимание Истины и высокий статус перед Аллахом.

Да будет доволен им Аллах и всеми, кто стремится найти то, что он нашел. И благословит Аллах его прадеда, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)  и всех, кто следует его (мир ему и благословение Аллаха) Сунне до конца дней этого света.

[1] Древнего города в районе Хабт (Гумара).

[2] Мизвар — лев, лидер — берберский.

[3] Жених, так как он недавно женился.

[4] Преодоление больших расстояний в кратчайшие сроки относится к караматам авлия, вера в возможность караматов которых является необходимым положением акыды Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а.

[5] Шариф — потомок Пророка, идриситские шарифы — потомки Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по линии саййида Идриса.