ПОДЕЛИТЬСЯ

Я Твой. Не отдавай меня обратно мне.

Руми

Мауляна Джалал ад-Дин Мухаммад Руми, известный во всём мире обычно как Руми или Мауляна — гениальный персоязычный поэт и великий шейх тасаввуфа. Джалал ад Дин Руми жил в ХIII веке на территории Малой Азии. Сегодня, спустя столетия, поэзия Руми жива до сих пор и не менее актуальна.

Родился великий поэт и суфий в 1207 г. в городе Балх, который располагался на севере нынешнего Афганистана. Бах ад-Дин Валад, его отец, был в те годы известнейшим богословом. Он являлся духовным и идейным последователем знаменитого суфийского шейха и учёного Ислама имама аль-Газали.

В 1215 году семья Валада уходит из родного города. Так как Бах ад-Дин Валад часто противоречил в своих проповедях политике хорезмшаха и был явным оппозиционером, то в какой-то момент он понял, то ему не избежать репрессий и покинул родину. По пути в Рум, путникам пришлось сделать остановку в Нашапуре. Здесь вся семья познакомилась с лириком Фируддином Аттаром, знаменитым суфийским проповедником и учителем. Аттар сразу же разглядел в сыне Валада дар слова и предсказал ему великое будущее не только, как поэту, но и как духовному наставнику. На прощание Фируддин подарил юному Руми очень ценный подарок – свою поэму под названием «Книга Тайн». С ней Джалал ад-Дин не расстался ни разу на протяжении всей своей жизни, храня как самое дорогое, что у него было.

Существует история, произошедшая в Дамаске. Мухеддин Ибн аль-Араби, известный шейх тасаввуфа, увидев Руми, который шел следом за свои отцом, произнес: «Посмотрите на океан, который следует за озером».

Руми проходил обучение в медресе и стал обладателем хорошего образования, причем не только в богословской, юридической сфере, но и приобрел немало познаний в сфере точных наук. После продолжительных скитаний семейство перебралось в турецкий город Конью, где отец стал служить при дворе турок-сельджуков. В те годы этот город стал прибежищем для всех, кто бежал от монгольских набегов, которые опустошали исламскую территорию. Поэтому здесь было множество поэтов, ученых, мистиков и богословов. Долгое время прожил здесь Руми. И вскоре он познакомился с одним престарелым человеком. Им был великий суфий и шейх Шамс ад-Дин Тибризи, воззрения которого очень сильно повлияли на становление духовности Джалал ад-Дина Руми. Именно Шамс смог разжечь в сердце Джалаладдина ту самую тотальную и всеобъемлющую непонятную для обывателей любовь, которая позднее стала основой поэтики Мауляны.

Джалал ад-Дин Руми проводил много времени в беседах с Шамс ад-Дином Тибризи и менялся на глазах у своих учеников.  Всё больше и больше перемен замечали они в своём учителе.  Им это не нравилось, они ревновали Руми к Шамс ад-Дину. Закончилось это тем, что они убили Шамса. Мауляна очень сильно горевал по своему духовному наставнику, ведь он был самым близким для него человеком. Из страданий и воспоминаний о беседах с учителем постепенно начинает складываться основа философии Руми.

Только безграничное доверие Господу  позволит человеку ощутить легкость и свободу бытия. Человеку, который отдаст себя Всевышнему, Он откроет понимание жизни, которая непостижима для обычных людей. Главное, что нужно освоить человеку – принятие происходящего таким, каким его создал Аллах. Ум человека пытается найти закономерность в жизни, но это есть лишь бессмыслие, однако в нём скрыто глубочайшее сакральное значение.  Человек, полный любви к Богу, сливается с океаном Вселенной. Беспредельная любовь к Творцу и Его творениям настолько сильно может преобразить человека, что вопросы, которые до этого его так мучили, пропадут сами собой. Человеческий нафс  тонет в любви к Создателю.

После смерти Шамса Руми вновь становится преподавателем в медресе. Здесь он применяет для обучения новый метод – знакомит учеников с Кораном, используя суфийские традиции. Джалал ад-Дин  Руми пишет диван лирических стихов, а впоследствии поэму, сделавшую его знаменитым, — «Месневи-и-Манави». Она явилась отражением теоретических положений суфизма, представители которого считали возможным приближение к Аллаху через чувство любви к нему, а также через озарение. Поэма дошла до потомков благодаря тому, что ученик Руми Хасан Хусам сподвиг учителя превратить его устные сочинения в письменные. В этом произведении в форме поучительных рассказов с лирическими и нравоучительными отступлениями проповедует Руми свои идеи. «Маснави» в целом можно назвать энциклопедией суфизма. В поэме нет единого сюжета. Но все истории объединены единым настроением, которое выражается в рифмованных двустишиях, выдержанных в едином ритме. Поэма «Месневи» относится к одной из наиболее популярных и уважаемых во всём мире мусульманских книг.

В XIII в. в г. Конья его сын Султан Валад основал суфийский орден Мевлеви, в обрядах которого используются произведения Руми. Руми — духовный предок дервишей этого самого влиятельного в Османской Турции и существующего и в наше время тариката.