ПОДЕЛИТЬСЯ

Абу Дауд ибн Аль-Аш’ас ас-Сиджистани так звали великого мухаддиса и автора одного из самых известных сборников хадисов «Суннан Абу Дауд».

Абу Дауд родился в городе Сиджистане в 817 году. Второе название этого города – Заренг. Данная область находилась на территории современного Афганистана и включала в себя Кандагар, Гильменд, Нимроз и восточные приграничные территории Ирана.[1] Мусульмане поселились в этой местности на 23 году Хиджры во времена правления великого праведного халифа Умара ибн Хаттаба.

Абу Дауд принадлежал к племени Азд, которое было одним из самых многочисленных арабских племён Аравийского полуострова. Однако, когда представители племени Азд приняли ислам, их представители стали расселяться по всем территориям быстро расширяющегося Халифата. Так предки будущего мухаддиса оказались на землях нынешнего Ирана. Интересным фактом родословной Абу Дауда является участие его дедушки в битве при Сиффине на стороне имама Али.

Детские годы.

В юные годы Абу Дауд решил посвятить себя религиозным наукам. Однако предпочтение он отдавал собиранию хадисов и их классификации. Когда Абу Дауду ещё не исполнилось и двадцати лет, он отправился в своё первое крупное путешествие. За всю свою жизнь он объехал множество мест. Побывал в Афганистане, Турции, Саудовской Аравии, Иордании, Иране, Ираке, Египте и Сирии. Везде он искал знания.

Путь

И поиски его не прошли даром. Он был знаком с более чем тремя сотнями мухаддисами. Его учителями были имам Ибн Ханбаль и Яхья ибн Маин, которые обучали Абу Дауда вероучению и хадисоведению.

Имам Аз-Захаби рассказывает в одной из своих книг, как Абу Дауд учился у Ахмада ибн Ханбаля.

Также он учился у Абу Салямы и Ибна Абу Шейбы.

Абу Дауд очень тщательно изучал законы Шариата и был просвещенным человеком своего времени. Его внимание привлекали больше всего хадисы о праве. Считается, что Абу Дауд достиг степени муджтахида. Муджтахид – это мусульманский богослов, который имеет право выносить самостоятельные суждения и обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов.[2] Особенностью Абу Дауда, как правоведа, является его мнение, что «слабый» («даиф») хадис предпочтительнее, чем суждение по аналогии («кыяс») в решении правовых вопросов.

Исламские учёные об Абу Дауде

Амр ибн Али Бахили говорил: «Имам Абу Давуд был из тех, чьи молитвы принимались Аллахом».

Мухаммад ибн Саъд Зухари говорил: «Он был из благочестивых, богобоязненных, образованных, праведных, чистых людей».

Абу Хатим ар-Рази сказал: «Я не встречал других таких смиренных людей, кто имел бы настолько достоверные аргументы».

ТРУДЫ Абу Дауда.

Имам Абу Дауд написал примерно 21 книгу. Самые известные его произведения:

Суннан Абу Дауда – сборник хадисов. Содержит около 4800 хадисов и входит в «кутуб ас-ситта».

Китаб аль-Марасиль – сборник хадисов. Содержит 600 хадисов-мурсаль. Хадис-мурсаль – это хадис, в конце иснада которого пропущен тот, кто упоминается после таби’ина.

Рисалят Абу Дауд иля ахли Макка – письмо к жителям Мекки с описанием его «Суннана».

Суннан Абу Дауда.

Данная книга является 3 по значимости в «кутуб ас-ситта», после «Сахихов» имамов Аль Бухари и имама Муслима. Хадисы «Суннана» Абу Дауда обладают правовым характером и используются в качестве доказательств («далиль») в большом количестве аспектов Шариата. Состоит из 5274 хадисов.

Закария Сани говорил: «Книга Аллаха — суть Ислама, а «Сунан» Абу Давуда — обет Ислама».

Один из величайших учёных Хаттаби сказал: «С точки зрения фикха эта книга превосходит два сборника «Сахих», и другой такой книги в науке о хадисах не написано».

Ибн аль-Араби как-то сказал, что даже если бы у человека не было ничего, кроме Корана и сборника «Сунан» имама Абу Давуда, он бы ни в чём более не нуждался, и аль-Хаттаби согласился с ним.

Также «Суннаном» пользовался имам Ан-Навави и советовал всем, кто занимается вопросами фикха.

В печатном виде сборник Абу Дауда издаётся с 1271 года от хиджры. Впервые он был издан в Индии (Дели).

Смерть имама Абу Дауда.

Имам Абу Дауд прожил более 70 лет. Умер он в 889 году в Басре. Его могила находится рядом с могилой Суфьяна Ас-Саури.

[1] www.muslimpress.ru

[2] Ислам. Энциклопедический словарь.