ПОДЕЛИТЬСЯ

При заключении брака мужчина и женщина, являющиеся сторонами этого договора, приобретают новый статус и закладывают фундамент семьи. В результате этого события возникают правовые нормы. В основном бракосочетания совершаются с соблюдением всех необходимых условий, становясь законными. При отсутствии одного из условий заключения или действительности акта он может быть недействительным или незаконным. Акт, в котором отсутствуют необходимые условия его заключения, является незаконным. Что же касается акта, в котором отсутствуют условия действительности, то он является недействительным. Вначале мы расскажем о правовых нормах, вытекающих из законного акта, а затем расскажем о других.
1. Стороны становятся дозволенными друг для друга
Религия ислам уделяет особое внимание тому, чтобы отношения между мужчиной и женщиной строились согласно определенному порядку. Ислам запрещает внебрачные отношения, приказывая не приближаться к прелюбодеянию. («Аль-Исра», 17/32) Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) также запрещал оставаться наедине чужим мужчине и женщине. (Бухари, Джихад, 140; Никах, 111) После бракосочетания все запреты снимаются, мужчина и женщина становятся дозволенными друг другу. И теперь, даже если не будет сыграна свадьба, с юридической точки зрения эти люди составляют супружескую пару, являясь мужем и женой, которые в любое время могут оставаться наедине.
2. Возникает обязанность по обеспечению средствами к существованию
В соответствии с исламским семейным правом, обеспечение семьи всем необходимым является обязанностью мужа. Даже если муж будет бедным, а жена богатой, то и в этом случае данное положение остается неизменным. Мужчина со дня женитьбы должен обеспечивать свою жену и домочадцев всем необходимым. В вопросе материального обеспечения принимаются во внимание социальное и материальное положение обеих сторон. По этому поводу существуют разные мнения, в соответствии с некоторыми из них за основу берется материальное состояние мужа, а по мнению
других – жены.
Брак является совокупностью бытовых и правовых отношений, которые могут существовать только на основе взаимного согласия и самопожертвования. Дабы предупредить возможные разногласия, факихи распределили права и обязанности между супругами в свете ислама. Считается, что дом, в котором будут жить молодожены, должен быть отдельным. Без согласия жены муж не может поселить в том же доме своих родителей или детей от другого брака. И точно также муж может запретить приходить в этот дом тем людям, которых он не желает видеть. Этот запрет несколько смягчен в отношении родственников жены.
Если после заключения никаха женщина, без веских на то оснований, не захочет переселиться или покинет тот дом, который нашел муж, то она будет считаться «нашиза» (непокорная, упрямая).
И до тех пор, пока она будет упорствовать в этом, она не будет обладать правом быть обеспеченной средствами к существованию. Однако если женщина покинет дом мужа по уважительным причинам, то муж обязан будет материально обеспечивать ее, и в этом случае женщина не будет считаться «нашиза». Если у женщины есть служанка, то, по мнению муджтахидов, муж обязан обеспечивать средствами к существованию и ее. В нормальных условиях государство и судебные инстанции не вмешиваются в события, происходящие внутри семьи. Если мужчина плохо обеспечивает свою жену средствами к существованию, и она обратится с жалобой в суд, судья может установить конкретный размер средств, которыми муж должен будет обеспечивать свою жену.
3. Женщина обретает право на получение махра
С заключением акта бракосочетания женщина обретает право на получение махра. Независимо от того, был при заключении брака указан размер махра или нет, женщина получает право на него. Это право меняется в следующих ситуациях: в
случае, когда размер махра был установлен, это право именуется махр-мусамма (установленный махр); если же размер махра не был определен, то это право будет именоваться махр-мисли. Получение женщиной права на весь махр привязано к
брачной ночи, которая должна стать кульминацией акта бракосочетания. Если одна из сторон умрет до брачной ночи, то и в этом случае женщина получает право на весь махр. Если умершим является муж, то махр выплачивается из оставленного им
наследства. Если же умершей является жена, то мужчина выплачивает махр ее наследникам. В случае развода до брачной ночи размер махра уменьшается. Если брак расторгнут до брачной ночи по причинам, исходящим от женщины, то
она будет лишена права на получение махра.
4. Дозволенное уединение (хальват) приравнивается к брачной ночи
Большинство правовых норм, касающихся брака, вступают в силу с момента заключения никаха, наряду с ними существуют нормы, вступающие в силу после первой брачной ночи. В литературе по фикху для обозначения первой интимной
связи используется термин «зифаф». Если после заключения брака стороны уединятся, то это будет расцениваться как зифаф, и это станет причиной
вступления в силу соответствующих правовых решений. Пребывание наедине мужчины и женщины, связанных узами брака, в обстановке, где отсутствуют религиозные или иные преграды для совершения полового акта, именуется дозволенным уединением.
5. Будет установленным происхождение ребенка
В соответствии с исламским правом, законнорожденным считается ребенок, рожденный от родителей, состоящих в браке. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, не состоящими в браке, расцениваются как прелюбодеяние,
и родословная родившегося в результате этих отношений ребенка будет неопределенной. В связи с этим между никахом и родами должен пройти хотя
бы минимальный срок беременности. Несмотря на то, что в отношении минимального срока беременности в канонических текстах нет каких-либо конкретных указаний, исламские правоведы на основании изучения 15-го аята суры «Ахкаф» и
14-го аята суры «Лукман» определили этот срок как шесть месяцев. В этом вопросе также необходимо принимать во внимание уже проведенные медицинские исследования, а также исследования, которые будут проводиться в будущем. Дети, родившиеся по истечении этого срока, считаются законнорожденными. Для признания ребенка законнорожденным согласие отца не является условием,
достаточно того, чтобы отец в тот момент, когда узнал о рождении ребенка, не отверг своего родства с ним. В случае, если отец отвергнет свое родство с ребенком, это не будет сразу означать, что ребенок является незаконнорожденным, в этой ситуации
начинается процедура, именуемая «лиан».
6. Между человеком, вступающим в брак, и родственниками его супруги/супруга возникают родственные связи
Как было упомянуто ранее, данный вид родства является препятствием для брака. Эти родственные узы образуются, даже если между супругами не было половой близости.
7. В случае смерти одного из супругов вступают в силу правовые решения, связанные с наследством
Эта ситуация рассматривается в Коране в 12 аяте суры «Ан-Ниса». После акта бракосочетания стороны, став супругами, становятся наследниками друг друга, даже если между ними не было половой близости.