Пророческая и посланническая миссии.
Всевышний Аллах пожелал обратиться к человечеству при помощи посредничества избранных из числа людей …
В Священном Коране об этом сказано так:
وَرُسُلاً قَدْ قَصَصْنَاهُمْ عَلَيْكَ
مِن قَبْلُ وَرُسُلاً لَّمْ نَقْصُصْهُمْ عَلَيْكَ وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى
تَكْلِيماً
«[Мы послали] посланников, о которых Мы рассказали тебе прежде, а также других посланников, о которых прежде не рассказывали тебе». (Сура «Ан-Ниса», 164)
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ رُسُلاً إِلَى قَوْمِهِمْ فَجَاؤُوهُم
بِالْبَيِّنَاتِ
«Мы и до тебя [Мухаммад] отправляли посланников к их народам. Они приходили к ним с ясными знамениями. (Сура «Рум», 47)
Всевышний Аллах, начиная со времен первого человека, милостиво посылал человечеству Своих пророков – набий – или посланников – расуль.
«Нубувват» означает миссию пророка–посредника между людьми и Аллахом для упорядочивания и приведения в соответствие с повелениями Аллаха дел земной и последующей вечной жизни (ахира).
Расуль (посланник) – это человек, на котором лежит ответственность за донесение другим людям (таблиг) сообщенных ему Аллахом откровений – вахий.
Набий — пророк — это человек, которому сообщено Божье откровение – вахий – вне зависимости от того, лежит на нем ответственность за сообщение его людям или нет.
Вообще, набий посылается для напоминания и воплощения в жизнь Закона Божьего, принесенного расулем, посланным ранее Всевышним Аллахом. В таком случае получается, что каждый расуль набий, однако не каждый набий расуль.
Некоторые хадисы также сообщают об этом нюансе. В них говорится, что пророческая миссия – нубувват – это более общее понятие, чем посланническая миссия – рисалят. Наряду с этим, в Священном Коране эти слова взаимно заменяют друг друга.
При возникновении вопроса о том, почему Всевышний Аллах обращается к людям не напрямую, а через Своих пророков, можно дать следующий ответ:
Обращение Всевышнего Аллаха непосредственно к самим людям, т.е. открытое сообщение им при помощи вахий, Божественных откровений, Своих предписаний и запретов противоречило бы тайне испытания человека, заложенной Им при создании мира. Ибо тогда религия, основанная на вере в сокровенное, таинственное и потустороннее, утратила бы свою ценность и свое значение. Люди же были бы вынуждены выполнять все предписания и запреты Аллаха, поскольку, воспринимая их непосредственно, от самого Всевышнего Аллаха, они имели бы возможность полностью постичь Его истину. А это, став препятствием на пути выбора человеком согласно его собственной воле предпочтения добра или зла, сделало бы бессмысленными и нелогичными понятия воздаяния и наказания за содеянные им дела…
С другой стороны, степень восприятия, силы и способности у людей неодинаковы. Ибо функции, которые они выполняют в жизни, также различны. Если бы все люди были одинаково способными, то никто из них не захотел бы выполнять некоторые виды работ. Функционирование всех видимых мирских видов деятельности, начиная с самого низкого и кончая самым возвышенным, потребовало создания людей, разных с точки зрения их способностей и возможностей.
Самые великие вожди, наставники и учителя в истории человечества – это пророки. Ибо для того, чтобы, указав людям истину, вести их к ней, просвещать их, они должны были обладать выдающимися способностями. Кроме того, они должны были обладать бесконечной силой терпения, чтобы суметь вынести все зло, исходящее от людей, и суметь перенести все муки, связанные с этим. Если у пророка не будет превосходных качеств характера и других свойств, способных вызвать восхищение масс, которые будут следовать за ним, то ему не удастся направлять их и вести за собой, оказывая на них воздействие. Даже заурядному лидеру не удалось бы занять своего положения, не обладай он более превосходными качествами, чем люди, которых он должен направлять. И если бы ему все же удалось занять положение лидера, то он все равно был бы неуспешным. Ибо никто не признает неспособного, неумелого человека лидером!
Поэтому мы видим, что пророки были наделены превосходными качествами c рождения. Но пророками не становятся, используя свой природный капитал и свои способности. Пророчество присуще лишь избранным личностям, которых выбрал и на которых возложил эту благородную миссию Сам Всевышний Аллах. Другими словами, пророческая или посланническая миссии – это не приобретенные качества, т.е. их невозможно обрести, усердно трудясь.
Всевышний Аллах назначает для выполнения этой миссии того из Своих рабов, кого Он пожелает. В Священном Коране сказано:
اللّهُ أَعْلَمُ حَيْثُ يَجْعَلُ رِسَالَتَهُ
«Аллах лучше знает, кому вверить миссию посланника». (Сура «Ан’ам», 124)
С другой стороны, было бы неуместно посылать обычному, рядовому человеку Божественное откровение – вахий, ибо не все люди способны одинаково воспринимать и претворять в жизнь Божественные сообщения. Вот почему пророки были выбраны из числа людей, которые были превосходными во всех отношениях…
И поскольку Всевышний Аллах обязал их нести на себе тяжкое бремя пророческой и посланнической миссии, они от природы обладали силой и мощью.